Выездная проверка ПФР

Содержание
  1. Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году
  2. Что проверяет ФСС
  3. Что проверяет ПФР
  4. Кто в зоне риска
  5. Порядок проведения выездных проверок ФСС совместно с ПФР
  6. Периодичность выполнения совместных проверок
  7. Критерии отбора компаний для выездных проверок
  8. Перечень документации для проверки
  9. Административная ответственность
  10. Совместные проверки ПФР и ФСС
  11. План-график проверок
  12. Контролируемый период
  13. Истребование документов
  14. Полномочия контролеров
  15. Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать
  16. Кого включат в план проверок
  17. Как проверят облагаемую базу
  18. Где будут искать сокрытые взносы
  19. Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций
  20. Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы
  21. Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке
  22. Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р
  23. Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов
  24. I. Общие положения
  25. II. Планирование выездных проверок

Выездные и камеральные проверки ФСС и ПФР в 2018 году

Выездная проверка ПФР

Большинство организаций хоть раз сталкивались с требованиями от налоговой инспекции. Некоторые компании не понаслышке знают о выездных проверках ФНС. Но помимо ФНС деятельность любого работодателя контролируют фонды — ПФР и ФСС. Сейчас большую часть отчетности по взносам контролирует ФНС.

Всю отчетность фонды проверяют на соответствие контрольным показателям, а также обращают пристальное внимание на применение льгот, пониженных тарифов и возмещение средств из бюджета фондов. Что анализируют фонды, какие требования предъявляют и как избежать выездных проверок, рассмотрим ниже.

Существует два вида проверок, осуществляемых фондами:

Камеральные проверки проходят все отчеты, представленные в ФСС и ПФР. Такие проверки проводятся только по отчетному периоду. На камеральную проверку отводится три месяца со дня отправки отчета, поэтому требование об устранении расхождений и ошибок по отчету за I квартал, отправленному 20.04.2018, могут прийти даже в июле.

Результат «камералки» может послужить поводом для выезда на территорию страхователя с целью проверки.Сроки выездной проверки должны быть прописаны в решении о ее проведении..

Выездная проверка преимущественно проходит по адресу работы плательщика (ст. 26.16 Федерального закона от 24.07.98 № 125-ФЗ).Такой проверке предшествует вынесенное и оформленное Фондом решение. Если решение отсутствует, предприятие может отказать в проверке.

Максимальный срок для выездной проверки — 2 месяца. Иногда срок могут увеличить до 6 месяцев.

Что проверяет ФСС

С 01.01.2017 в ФСС отчитываются только по взносам на травматизм. Поэтому порядок проверок изменился.

Выездные проверки ФСС по-прежнему будет проводить. Область проверки будет зависеть от проверяемого периода. Полноту и правильность расчета страховых взносов за периоды до 01.01.2017 будут проверять специалисты Фонда.

Проверки, затрагивающие 2017 год и далее, будут касаться лишь взносов на травматизм и пособий на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Также будут проводиться выездные проверки совместно с ФНС.

ФСС РФ проверяет начисление и уплату взносов по видам страхования, компенсационные выплаты родителям детей-инвалидов, больничные пособия, социальные пособия и т п.

Основной отчет, который проверяет Фонд, — 4-ФСС.

На выездной проверке сотрудники Фонда анализируют расчеты взносов, целевое использование денег на выплату пособий и т п.

Завершающий этап выездных проверок — составление акта.

Также существуют внеплановые выездные проверки, проходящие при:

  • ликвидации или реорганизации;
  • обращении страхователя за выделением средств;
  • жалобе сотрудника на ошибочный расчет пособия (ч. 3 ст. 4.7 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ).

По требованию Фонда проверяемой организации подлежит представить заверенные копии документов, доказывающие верность расчетов и уплату страховых взносов.

На практике специалисты ФСС чаще всего запрашивают:

  • табели;
  • листки нетрудоспособности;
  • зарплатные ведомости;
  • трудовые книжки;
  • договоры гражданско-правового характера;
  • акты о производственных травмах и т.д.

Что проверяет ПФР

Пенсионный фонд до 2017 года контролировал расчет и уплату взносов на пенсионное и обязательное медицинское страхование. С 2017 года данный контроль перешел к ФНС.

ПФР может проверить расчеты взносов за периоды до 2017 года. Для проверки специалисты Фонда могут запросить следующие документы (п. 7.4 Методических рекомендаций, утвержденных распоряжением Правления Пенсионного фонда РФ от 03.02.2011 № 34Р):

  • учредительные документы;
  • приказы об учетной политике;
  • лицензии;
  • расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам;
  • баланс;
  • карточки и анализ бухгалтерских счетов, касающиеся взносов;
  • банковскую выписку и т.д.

Кто в зоне риска

У ПФР и ФСС разработаны критерии, которые позволяют отобрать организации для плановых выездных проверок. В частности, подобные критерии были изложены в письме ПФ РФ № ТМ-30-24/13848, ФСС РФ № 02-03-08/13-2872 от 21.12.2010.

Внимание фондов, а теперь и ФНС, могут привлечь:

  • расходы, финансируемые за счет денежных средств ФСС РФ;
  • представление отчетности с опозданием;
  • необлагаемые выплаты;
  • применение пониженных тарифов;
  • несоответствия в расчетах по итогам проведения камеральных проверок;
  • задолженность по взносам несколько периодов подряд;
  • постоянные корректировки отправленных отчетов и т.д.

Чтобы избежать претензий со стороны фондов, вовремя сдавайте все отчеты и отвечайте на требования. Также внимательно проверяйте начисленные суммы и храните все обосновательные документы.

Порядок проведения выездных проверок ФСС совместно с ПФР

Выездная проверка ПФР

Чтобы контролировать полноту перечисления страховых взносов организациями и индивидуальными предпринимателями, организуется выездная проверка ФСС и ПФР.  Сотрудники упомянутых ведомств по предварительно разработанному плану выезжают по юридическому адресу проверяемой организации для аудита первичных документов и регистров бухгалтерского учета.

Речь идет о статье расходов компании «Расчеты с персоналом по оплате труда», куда входят все виды социальных и государственных пособий.

Периодичность выполнения совместных проверок

Особенности разработки плана совместных камеральных проверок оговариваются в Письмах ведомств:

  • по ПФР — №ТМ-30-24/13848;
  • по ФСС — №02-03-08/13-2872.

Стоит отметить, что помимо утвержденных плановых внебюджетные фонды вправе проводить внеплановые выезды на предприятия для контроля платежной дисциплины плательщика взносов (Письмо Министерства здравоохранения и социального развития РФ № 19-5/10/2-1748 от 22 февраля 2011г.). При этом это может быть самостоятельная выездная проверка ФСС без привлечения специалистов из Пенсионного ведомства и наоборот – сотрудники ПФ России выезжают с незапланированным аудитом без проверяющих из Фонда соцстрахования.

Периодичность проведения внеплановых визитов контролирующих органов не ограничена законодательством. Причины для инициирования незапланированных проверок:

  • планируемая реорганизация или полная ликвидация субъекта предпринимательства;
  • поступление жалобы от сотрудника предприятия о неполной выплате пособия или иных нарушениях страхового законодательства;
  • подача обращения о возмещении произведенных организацией расходов.

Проверка производится только по истечении расчетного периода (календарного года). Предельный интервал времени для проверки – 3 года, предшествующие году выезда специалистов внебюджетных фондов для внешнего аудита плательщика взносов. Пример – в 2016 году выездная проверка ПФР и Фонда социального страхования могла охватить период с 2013 по 2015 годы (2013, 2014, 2015 – 3 года).

Длиться такая проверка может не дольше 2-х месяцев, начало этого периода – дата подписания соответствующего решения. Завершение проверки – дата подписания акта.

Критерии отбора компаний для выездных проверок

Как происходит отбор плательщиков страховых взносов, к которым собираются выехать представители ФСС и ПФ РФ на проверку? Критериев несколько:

  • расхождение сведений, отражаемых в отчетности;
  • наличие расходов, финансируемых из бюджета Фонда соцстрахования (больничные, пособия, прочие страховые выплаты);
  • нарушение сроков подачи отчета формы РСВ-1;
  • наличие в фонде оплаты труда необлагаемых страховыми взносами выплат;
  • применение льготных тарифов при расчете взносов;
  • отсутствие пояснений от компании после проведенной проверки, выявившей нарушения;
  • недоимка, которая не гасится плательщиком на протяжении срока, превышающего 2 календарных года;
  • организация входит в перечень крупных плательщиков;
  • сокращение выплат по трудовым договорам по сравнению с прошлым расчетным периодом при сохранении численности штата;
  • неоднократная подача корректирующих сведений в Пенсионный фонд за один и тот же период;
  • сведения, полученные из ИФНС о выплачиваемых в компании «серых» зарплатах для ухода от законодательно утвержденных тарифов.

График плановых проверок ФСС и ПФ России публикуются на сайте Фонда соцстраха, каждый плательщик взносов вправе ознакомиться с этим документом в личной карточке страхователя.

Перечень документации для проверки

Многих бухгалтеров компаний интересует вопрос: выездная проверка ПФР и ФСС – что проверяют представители ведомств? Это все документы, касающиеся организации деятельности и учета начислений по расчетам с персоналом:

  • учредительная документация, имеющиеся лицензии;
  • бухгалтерские и налоговые учетные регистры по заработной плате и пособиям;
  • Книга доходов и расходов – для упрощенцев;
  • Учетная политика;
  • отчетность в фонды;
  • кадровые документы (приказы, штатное расписание и др.);
  • документация по учету денежных средств (наличных и безналичных);
  • листки нетрудоспособности, заявления сотрудников на выплату материальной помощи и т.д.

При необходимости инспектор снимает копию с интересующего его документа, которая заверяется руководителем проверяющей компании.

Административная ответственность

К самым распространенным ошибкам организаций и ИП можно отнести следующие нарушения:

  • отсутствуют локальные акты (Учетная политика, Положение об оплат труда и т.д.);
  • на работников не заполнены личные карточки, неграмотно ведется учет трудовых книжек;
  • халатное отношение к ведению документацию по направлению и возвращению работников из командировок;
  • неправильное оформление больничных листов;
  • нарушение кассовой дисциплины и т.д.

Когда проверка подходит к концу, инспекторы составляют справку о выявленных нарушениях или отсутствии таковых. В первом случае руководитель компании привлекается к административной ответственности в виде штрафа:

  1. если не представлена отчетность РСВ-1 – 5% суммы для уплаты страховых взносов в бюджет (часть 1 статьи 46 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Величина штрафа не может быть менее 1 тыс.руб. и не может превышать 30% суммарного объема страховых платежей в фонд за последние 3 месяца;
  2. отсутствие платы или неполный расчет с фондом по страховым взносам – 20% недоимки. Если нарушение носит умышленный характер, инспекторы вправе рекомендовать наказание руководителя на сумму, равную 40% недоплаченных взносов (части 1 и 2 статьи 47 №212-ФЗ);
  3. непредставление требуемых документов карается штрафами из расчета 200 руб./документ (абзац 2 ст. 46 №212-ФЗ в редакции Федерального закона от 28.06.2014 № 188-ФЗ).

Федеральный закон №212-ФЗ с 01 января 2017-го года утрачивает юридическую силу. Порядок начисления и расчетов по страховым взносам в ФСС (на случаи временной нетрудоспособности и в связи с материнством), в ФОМС и ПФ России регламентируются гл. 34 Второй части НК РФ.

Чтобы избежать санкций, перед началом проверки бухгалтер должен сверить платежи с фондом, погасить долги при их наличии (по налогам, пеням и штрафам).

Источник: https://nebopro.ru/blog/poryadok-provedeniya-vyezdnyx-proverok-fss-sovmestno-s-pfr/

Совместные проверки ПФР и ФСС

Выездная проверка ПФР

Первые выездные проверки по страховым взносам начнут проводиться не ранее 2011 г., указывалось в Письме Минздравсоцразвития России от 26 мая 2010 г. N 1344-19.

Ведь проверять следует уплату взносов за расчетный период, а таковым является календарный год. В течение 2010 г. коммерсанты осваивали порядок расчета и уплаты взносов, установленный Федеральным законом от 24 июля 2009 г.

N 212-ФЗ (далее – Закон N 212-ФЗ), а представители Пенсионного фонда и ФСС РФ не беспокоили их выездными проверками. Проверять было, по сути, нечего. Период до 2010 г., то есть когда бизнесмены уплачивали ЕСН, находится в компетенции налоговой службы.

Теперь первый расчетный период по взносам на обязательное страхование окончен, и представители фондов приступили к проверкам коммерсантов.

План-график проверок

Территориальные отделения Пенсионного фонда и ФСС проводят совместные выездные проверки плательщиков страховых взносов на основе утверждаемого плана (п. 3 ст. 33 Закона N 212-ФЗ). В Письме Пенсионного фонда РФ N ТМ-30-24/13848, ФСС РФ N 02-03-08/13-2872 от 21 декабря 2010 г. перечислены критерии, по которым сотрудники фондов отбирают плательщиков взносов для проверок.

Критерии для отбора плательщиков страховых взносов для включения в план-график совместных выездных проверок ПФР и ФСС РФ на 2011 год

1. Наличие несоответствий в количестве расчетов, представленных за 9 месяцев 2010 г. в территориальные органы ПФР и ФСС РФ 2. Наличие у плательщика страховых взносов расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС РФ 3. Несвоевременное представление индивидуальных сведений 4. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами 5.

Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом 6. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений) 7. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд 8.

Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников) 9. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности работников 10.

Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам 11.

Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц)

12. Наличие информации от органов ФНС России об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов

Попасть в план-график может практически любой бизнесмен. Поводом станут такие нарушения, как непредставление расчетов по страховым взносам, обнаружение несоответствий в расчетах по итогам камеральных проверок. В последнем случае не играет роли, представлял коммерсант пояснения к расчетам или нет.

Получается, если ошибка (выявленное несоответствие) была решена мирным путем, от выездного контроля бизнесмен не застрахован. Ревизоры обратят внимание не только на нарушения, но и на факторы, которые сами по себе санкций не влекут.

В частности, наличие расходов, финансируемых за счет средств бюджета ФСС (то есть выплата больничных), или выплат, не облагаемых страховыми взносами, применение пониженных тарифов.

Проверку спровоцируют неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам, наличие задолженности по взносам свыше двух отчетных периодов подряд. Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев календарного года, календарный год.

Уменьшение сумм начислений в сравнении с предыдущим периодом при неизменной численности сотрудников указывает на возможный уход “в тень” и может повлечь проверку. Кроме того, если специалисты фонда получат из налоговой службы информацию об участии коммерсанта (применении) в схемах минимизации, бизнесмен также, скорее всего, попадет в план выездных проверок.

В план-график не включаются предприниматели и фирмы, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность. Конечно, если фонды знают о приостановке деятельности.

В течение года в план могут вноситься изменения, для чего издается приказ руководителей (заместителей) отделения Пенсионного фонда и ФСС РФ. Корректировка может касаться не только списка потенциальных кандидатов (включение или исключение из перечня), но и сроков проведения проверки.

Контролируемый период

Выездная проверка может охватывать период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих календарному году, в котором вынесено решение о проведении ревизии. Но сейчас может быть проверен только 2010 г. Ведь именно с 1 января 2010 г.

фондам переданы полномочия по проведению контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в соответствии с Законом N 212-ФЗ. Выездные проверки уплаты ЕСН и пенсионных взносов за предыдущие периоды проводят налоговые инспекции.

Соответствующие разъяснения даны в совместном Письме ФНС России N ММВ-22-2/422@ и Пенсионного фонда РФ N АД-30-24/9291 от 31 августа 2010 г. В рамках выездных проверок правильности уплаты ЕСН налоговые инспекции уполномочены выявлять в том числе ошибки, связанные с уплатой пенсионных взносов.

Но привлекать бизнесменов к ответственности за выявленные нарушения в части уплаты пенсионных взносов контролеры налоговой службы не вправе. Обнаружив недоимку за период до 1 января 2010 г., инспектор должен передать сведения в территориальное отделение Пенсионного фонда, где зарегистрирован коммерсант.

В свою очередь фонд вынесет решение о привлечении проверяемого лица к ответственности за неуплату пенсионных взносов. Названное совместное Письмо предписывает налоговым инспекторам направлять пенсионщикам акты камеральных проверок, выписки из актов выездных проверок, документы, подтверждающие недоимку по пенсионным взносам, и иные необходимые материалы.

Все эти сведения передаются не позднее чем через два рабочих дня, следующих за днем подписания акта налоговой проверки.

Заметим, инспекция должна сообщить коммерсанту о том, что в течение 15 дней бизнесмен может представить в Пенсионный фонд свои возражения на акт выездной проверки. Если такие возражения ИП передал инспекции, контролеры передадут их в Пенсионный фонд.

Истребование документов

Предметом выездной проверки является правильность исчисления и своевременность уплаты страховых взносов (п. 6 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

В ходе контроля представители Пенсионного фонда, одновременно с проверкой уплаты пенсионных взносов, осуществляют проверку документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения по обязательному пенсионному страхованию, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц.

В свою очередь сотрудники из ФСС РФ, изучая уплату взносов на обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, одновременно проверяют правильность расходов на выплату пособий (страхового обеспечения). Контролеры вправе истребовать у страхователей документы.

Предпринимателю (его уполномоченному представителю) вручается соответствующее требование. Документы представляются в виде заверенных копий. Бумаги заверяются подписью коммерсанта и печатью (при наличии). Не допускается требование нотариального удостоверения копий, а также изъятие подлинников.

Контролеры в случае необходимости могут ознакомиться с подлинниками, но только на территории (в помещении) плательщика взносов. Требовать представить подлинники они не могут. Исключение – когда проверка проводится по месту нахождения территориального отделения фонда (п. 22 ст. 35 Закона N 212-ФЗ).

Обычно выездная проверка проводится на территории плательщика, но если у ИП нет возможности предоставить помещение проверяющим, ревизия осуществляется по месту нахождения контролеров. Запрашиваемые документы представляются в течение 10 рабочих дней с даты вручения требования.

Если коммерсант не успеет выполнить требование, то на следующий день после его получения следует письменно уведомить проверяющих о невозможности представления документов в указанные сроки, а также перечислить причины, по которым документы не могут быть представлены.

В течение двух дней фонд примет решение о продлении сроков или отказе в продлении, о чем будет вынесено отдельное решение.

От отказа коммерсант не застрахован, и может случиться так, что ИП даже не узнает причин, по которым фонд отказался увеличить срок. Закон предусматривает право (не обязанность) контролеров продлить сроки представления документов.

При этом форма решения о продлении (об отказе в продлении) сроков не предусматривает указания причин, послуживших, в частности, отказу (форма содержится в Приложении N 22 к Приказу Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. N 957н).

Непредставление документов или отказ представить документы в установленные сроки признаются правонарушением и влекут штраф в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона N 212-ФЗ). Кроме того, возможен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (п. 3 ст. 15.33 КоАП РФ). Санкции можно попытаться оспорить. В ст. 43 Закона N 212-ФЗ названы обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения. Прямо там не говорится о непредставлении документов из-за большого объема запрашиваемых сведений. Но статья устанавливает, что проверяющее ведомство или суд могут учитывать иные обстоятельства, исключающие вину лица в совершении правонарушения.

Полномочия контролеров

Права и обязанности проверяющих названы в ст. 29 Закона N 212-ФЗ (таблица 2). Отметим, полномочия контролеров в сравнении с полномочиями налоговых инспекторов (ст. 31 НК РФ) ограничены.

Представители фондов не вправе: – производить выемку документов, когда есть достаточные основания полагать, что эти документы будут уничтожены, сокрыты, изменены или заменены; – приостанавливать операции по счетам плательщика взносов в банках и налагать арест на имущество плательщика; – привлекать для проведения контроля специалистов, экспертов и переводчиков; – вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения контроля;

– заявлять ходатайства об аннулировании или о приостановлении действия выданных юридическим и физическим лицам лицензий на право осуществления определенных видов деятельности.

Права органов контроля за уплатой страховых взносов

1. Требовать от плательщика страховых взносов документы по установленным формам, служащие основаниями для исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов, а также документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты (перечисления) страховых взносов 2. Проводить проверки плательщиков страховых взносов 3.

Вызывать на основании письменного уведомления плательщиков страховых взносов для дачи пояснений в связи с уплатой (перечислением) ими взносов либо в связи с проверкой. С 1 января 2011 г. ведомства могут вызывать страхователей, только если представленные плательщиками сведения являются неполными или носят противоречивый характер 4.

Определять суммы страховых взносов, подлежащие уплате (перечислению), расчетным путем на основании имеющейся у них информации о плательщике, а также данных об иных аналогичных плательщиках в случаях отказа плательщика допустить должностных лиц на территорию (в помещение) плательщика страховых взносов, отсутствия учета объектов обложения страховыми взносами или ведения такого учета с нарушением установленного порядка, приведшим к невозможности исчислить страховые взносы 5. Требовать от плательщиков взносов устранения выявленных нарушений и контролировать выполнение указанных требований 6. Взыскивать недоимку, а также пени и штрафы по страховым взносам 7. Требовать от банков документы, подтверждающие факт списания со счетов, с корреспондентских счетов банков сумм страховых взносов, пеней и штрафов и перечисления этих сумм в государственные внебюджетные фонды 8. Получать доступ к информации, составляющей банковскую тайну, в пределах, необходимых для осуществления контроля за выполнением банками обязанностей, установленных Законом N 212-ФЗ 9. Предъявлять в суды общей юрисдикции или арбитражные суды иски: – о взыскании недоимки, пеней и штрафов за правонарушения, предусмотренные Законом N 212-ФЗ; – в иных случаях, предусмотренных федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования 10. Обращаться в установленном порядке в уполномоченный орган с заявлением о признании плательщика страховых взносов несостоятельным (банкротом) в связи с неисполнением им обязанности по уплате страховых взносов

11. Предоставлять плательщикам страховых взносов отсрочки (рассрочки) погашения сумм задолженности по страховым взносам, пеням и штрафам

Санкции за нарушения законодательства о страховых взносах и их сравнение с аналогичными нарушениями в сфере налогового законодательства

Закон N 212-ФЗ не предусматривает возможности привлечения к проведению выездной проверки страховых взносов сотрудников ОВД. Привлекать к проверке налоговых инспекторов фонд может только для проверки обоснованности применения коммерсантом пониженных тарифов страховых взносов (п. 5 ст. 33 Закона N 212-ФЗ).

Налоговые проверки, Страховые взносы, Выездная проверка

Источник: http://www.pnalog.ru/material/sovmestnye-proverki-pfr-fss

Выездные проверки Пенсионного фонда: к кому придут ревизоры и что они будут искать

Выездная проверка ПФР

Контролеры воспользуются новыми рекомендациями при проверках за периоды, начиная с 1 января 2010 года. Об этом говорится в пункте 1 комментируемой методички.

Там же сказано, что новые рекомендации предназначены только для ревизий плательщиков, производящих выплаты физическим лицам.

Другими словами, проверки предпринимателей, которые платят взносы «за себя», остаются за рамками комментируемой методички.

Кого включат в план проверок

Перед тем как составить план, сотрудники отделения ПФР проанализируют информацию о зарегистрированных плательщиках.

Для этого воспользуются результатами камеральных и предыдущих выездных ревизий, а также сведениями из внешних источников (прежде всего, из налоговых инспекций).

Далее специалисты фонда отберут плательщиков (обособленные подразделения), которые соответствуют одному или нескольким критериям. Всего таких критериев десять:

1. Принадлежность к крупнейшим плательщикам страховым взносам. К таковым относятся страхователи, имеющие самые высокие показатели облагаемой базы, число застрахованных лиц или среднесписочную численность персонала. Не нужно путать их с крупнейшими налогоплательщиками, для которых установлены свои критерии*.

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Несоответствия в расчетах, выявленные при «камералках».

6. Задолженность по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократные изменения и корректировки в расчетах по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Проведение последней выездной проверки более трех лет назад (здесь не учитываются ревизии обособленных подразделений с отдельным балансом, расчетным счетом и производящих начисления в пользу физлиц).

10. Информация от налоговых инспекций об участии плательщика в схемах минимизации страховых взносов.

Организации и предприниматели, а также обособленные подразделения, которые соответствуют наибольшему числу критериев, попадут в план-график выездных мероприятий на будущий год. Его утверждают не позднее 25 декабря предшествующего года.

Впоследствии план могут подкорректировать: кого-то добавить, кого-то вычеркнуть, а кому-то назначить новые сроки проверки. Добавим, что чиновникам запрещено включать в план страхователей, не ведущих финансово-хозяйственную деятельность.

Как проверят облагаемую базу

Чтобы удостовериться, правильно ли плательщик посчитал облагаемую базу, проверяющие должны досконально изучить все суммы по кредиту счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда». Также им рекомендовано заглянуть в аналитические данные по кредиту счетов 71 «Расчеты с подотчетными лицами», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям» и 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Отдельное внимание ревизоры обратят на проводки, созданные в бухгалтерской программе не автоматически, а вручную. Авторы комментируемой методички считают, что за такими проводками зачастую скрываются разовые выплаты, на которые не начислены страховые взносы.

Кроме того, подозрение контролеров вызовут случаи нетипичной корреспонденции счетов. Подобные операции изучат с особой тщательностью, в частности, посмотрят соответствующую «первичку».

Где будут искать сокрытые взносы

Начисление и уплату страховых взносов в первую очередь будут проверять по карточкам индивидуального учета (бланк рекомендован совместным письмом ПФР от 26.01.10 № АД-30-24/691 и ФСС от 14.01.10 № 02-03-08/08-56П). Сотрудники Фонда просуммируют начисления по всем карточкам за период и сравнят с итоговой цифрой, указанной в расчете по форме РСВ-1 за тот же период.

Кроме того, проверяющие сравнят обороты по кредиту счета 69 (по субсчетам, относящимся ко взносам в Пенсионный фонд на страховую и накопительную части) и аналогичные данные из расчета по форме РСВ-1.

Наконец, контролеры сопоставят сведения из карточек индивидуального учета с данными справок по форме 2-НДФЛ и данными карточек по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ).

Если окажется, что облагаемая база по страховым взносам меньше, чем сумма выплаченных доходов, бухгалтера призовут к ответу.

Ему придется пояснить, почему на ту или иную величину не начислены пенсионные взносы.

Что попытаются найти при проверке кассовых и банковских операций

С удвоенным вниманием ревизоры отнесутся к оборотам по кредиту счета 50 «Касса». Именно тут, по мнению авторов комментируемой методички, следует искать суммы, которые не учтены при обложении взносами.

Как распознать такие выплаты? В рекомендациях нет четкого ответа, зато указано направление поиска. Контролерам предписано искать проводки, которыми деньги из кассы, минуя дебет счета 70, сразу списываются в дебет других счетов.

Например, счетов 41 «Товары», 44 «Расходы на продажу», 86 «Целевое финансирование», 91 «Прочие доходы и расходы», 96 «Резервы предстоящих расходов».

Составители методички отмечают, что подобные проводки искажают не только облагаемую базу по взносам, но и весь бухгалтерский учет.

Сокрытые от взносов выплаты можно обнаружить и среди банковских операций. Чаще всего, это безналичные расчеты с гражданами за приобретенные у них товарно-материальные ценности, выполненные работы или оказанные услуги.

Данные суммы проведены по кредиту счетов 51 «Расчетные счета» или 55 «Специальные счета в банках» и дебету счетов 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками» или 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».

Задача проверяющих заключается в том, чтобы отыскать все суммы, по которым не заплачены взносы.

К тому же бухгалтеры могут не начислить страховые взносы на единовременную помощь сотрудникам, выданную на покупку медикаментов, путевок и проч., и превышающую 4 000 рублей в год. Но контролеры начеку — в новой методичке сказано, что эти выплаты маскируются проводками по кредиту счета 51 и дебету счета 91, поэтому их проверят особенно скрупулезно.

Плюс к этому ревизорам предписано искать проводки по кредиту счетов 50 и 51 и дебету счета 84 «Нераспределенная прибыль». Подобная корреспонденция не предусмотрена в инструкции по применению плана счетов бухгалтерского учета** в связи с чем априори является подозрительной.

Чем интересны для ревизоров подотчетные суммы

Авторы комментируемых методических рекомендаций не обошли вниманием и операции по расчетам с подотчетными лицами. Интерес вызывают случаи, когда деньги выданы подотчетнику, чтобы тот расплатился с гражданином за выполнение разовых работ.

В такой ситуации к авансовому отчету должен быть приложен акт и документ, подтверждающий выдачу денег физлицу (например, платежная ведомость). Проверяющему, обнаружившему такие бумаги, полагается выяснить, начислены ли взносы на сумму оплаты.

В методичке названа еще одна любопытная с точки зрения инспекторов операция. Это списание не возвращенных вовремя подотчетных сумм на счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей».

Затем, при удержании из заработной платы, та же сумма должна быть показана по кредиту счета 94 и дебету счета 70, а также включена в облагаемую взносами базу. Однако, некоторые бухгалтеры, желая избежать начисления взносов, не удерживают деньги из зарплаты.

Вместо этого они проводят их по дебету счета 71 и кредиту счета 73. Теперь проверяющие из подразделений Пенсионного фонда предупреждены об этой уловке.

Примерный перечень документов, которые сотрудники ПФР затребуют при выездной проверке

Учредительные документы (устав, учредительный договор, положение)
Приказы об учетной политике
Расчет по форме РСВ-1 ПФР
Карточки индивидуального учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений и сумм начисленных страховых взносов
Информация о страховых свидетельствах государственного пенсионного страхования, выданных работникам организации
Списки «внештатников» и работников, заключивших гражданско-правовые договоры на выполнение работ, оказание услуг
Договоры между предприятием и страховой медицинской организацией на обязательное медицинское страхование работников с приложением перечня застрахованных
Регистры бухгалтерского учета (главная книга, журналы-ордеры, мемориальные ордеры, оборотно — сальдовые ведомости, своды по заработной плате и пр.) и карточки субконто по счетам 70, 69, 50, 51, 55, 71, 73, 76, 84, 41, 10, 43, 45, 91 и пр.
Первичные документы по учету кадров (унифицированные формы № Т-1, Т-2, Т-3, Т-5, Т-5а, Т-6, Т-6а, Т-8, Т-8а, Т-11, Т-12, Т-13, Т-49, Т-51, Т-53, Т-54 и пр.)
Кассовая документация (приказ о назначении кассира, журнал регистрации ПКО и РКО, кассовая книга, отчет кассира, приходные и расходные кассовые ордеры, договор с центром техобслуживания ККТ, журнал кассира -операциониста, справки-отчеты кассира -операциониста, X-отчеты, Z-отчеты)
Банковские документы (выписки, платежные поручения и пр.)
Расчетные документы (счета и пр.)
Трудовые книжки работников
Договоры гражданско-правового характера
Акты приема-сдачи выполненных работ (оказанных услуг)
Документы по подотчетным суммам (авансовые отчеты и прилагаемые к ним документы; командировочные удостоверения, билеты, счета отелей, чеки ККТ, квитанции и пр.)
Унифицированная форма государственного статнаблюдения № П-4
Документы, подтверждающие дополнительные показатели (факторы) занятости во вредных условиях труда
Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц (рекомендуемая форма № 1-НДФЛ)

* Критерии отнесения организаций — юридических лиц к крупнейшим налогоплательщикам, подлежащим налоговому администрированию на федеральном и региональном уровнях утверждены приказом Минфина России и ФНС России от 16.05.07 № ММ-3-06/308@.
** Инструкция по применению плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 № 94н.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/comments/2011/5/4741

Об утверждении Методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов, Распоряжение Правления ПФР от 03 февраля 2011 года №34р

Выездная проверка ПФР

В целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации по проведению выездных проверок плательщиков страховых взносов в рамках действия Федерального закона от 24 июля 2009 года N 212-ФЗ “О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования”:

1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

2. Признать распоряжение Правления ПФР от 11 мая 2010 года N 127р “Об утверждении Временных методических рекомендаций по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов” утратившим силу.

3. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Председателя Правления ПФР Мануйлову Т.Н. и заместителя Председателя Правления ПФР Колесника А.П.

ПредседательПравления ПФРА.Дроздов

Приложение. Методические рекомендации по организации проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов

ПриложениеУТВЕРЖДЕНЫраспоряжением Правления ПФРот 3 февраля 2011 года N 34р

I. Общие положения

Настоящие Методические рекомендации разработаны в целях установления единообразной правоприменительной практики и оказания методической помощи территориальным органам Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР) по проведению и оформлению результатов выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Цель выездной проверки – осуществление контроля за соблюдением плательщиками страховых взносов законодательства Российской Федерации об обязательном социальном страховании в части правильности исчисления, полноты и своевременности уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды (ПФР, ФОМС, территориальные фонды ОМС), представления плательщиками страховых взносов сведений индивидуального (персонифицированного) учета о застрахованных лицах. Факты нарушений законодательства, выявленные в ходе выездной проверки, должны быть документально подтверждены.

Настоящие Методические рекомендации рассматривают вопросы планирования и проведения выездных проверок только плательщиков страховых взносов, производящих выплаты и иные вознаграждения физическим лицам.

Действие Методических рекомендаций применяется к правоотношениям при проведении выездных проверок за расчетный период с 01.01.2010.

II. Планирование выездных проверок

2.1. Порядок планирования проверок

Условием эффективного проведения и результативности выездных проверок является качественное планирование и организация проведения выездных проверок на подготовительном этапе.

Целями планирования являются:

– отбор плательщиков для включения в план проведения выездных проверок по многофакторным критериям;

– обеспечение своевременности проведения плановых проверок;

– обеспечение оперативного проведения выездных проверок ликвидируемых и находящихся в стадии банкротства плательщиков страховых взносов.

Планирование выездных проверок является подготовительным этапом проведения выездных проверок и состоит в определении:

– перечня плательщиков страховых взносов, в отношении которых должны быть проведены выездные проверки в предстоящем периоде;

– сроков их проведения;

– периодов, которые должны быть охвачены проверкой;

– кадровых ресурсов, необходимых для ее проведения.

Основными этапами процесса планирования являются следующие процедуры, представляющие собой:

– анализ результатов камеральных проверок расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам (наличие задолженности, система контрольных соотношений в расчетах, нарушение сроков представления расчетов, уменьшение начисления страховых взносов при постоянном количестве работающих застрахованных лиц, отражение в расчете значительных сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, по отношению к суммам выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиком в пользу физических лиц, резкое изменение численности работающих в организации в течение расчетного периода);

– анализ материалов выездных проверок, проведенных ранее;

– анализ динамики поступления и задолженности страховых взносов;

– анализ иной информации, полученной из внешних источников.

Процесс планирования выездных проверок может включать отбор плательщиков страховых взносов на основе следующих критериев, в том числе показателей деятельности этих плательщиков:

1. Отнесение к числу крупнейших плательщиков (имеющих наибольшие суммы облагаемой базы, наибольшее количество застрахованных лиц или среднесписочную численность работников).

2. Несвоевременное представление индивидуальных сведений.

3. Наличие у плательщика сумм выплат, не облагаемых страховыми взносами.

4. Применение пониженных тарифов страховых взносов, в том числе наряду с общим тарифом.

5. Выявление несоответствий в расчетах по итогам проведения камеральных проверок (в том числе при непредставлении плательщиком пояснений).

6. Наличие задолженности по страховым взносам свыше двух отчетных периодов подряд.

7. Уменьшение сумм начислений по сравнению с предыдущим периодом при неизменной численности.

8. Неоднократное внесение изменений и корректировок в расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

9. Периодичность проведения проверок плательщика – не чаще одного раза в течение трех лет (не учитывая количество проверок обособленных подразделений, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц).

10. Наличие от органов ФНС России информации об участии плательщика в схемах минимизации обязательств по уплате страховых взносов.

Информация может быть также запрошена у налоговых органов в соответствии с Соглашением по информационному взаимодействию между Федеральной налоговой службой и Пенсионным фондом Российской Федерации.

На стадии планирования выездных проверок рекомендуется провести полный анализ проверяемого плательщика страховых взносов на основании всей имеющейся информации, которая может быть использована при проверке.

2.2. Составление плана-графика

2.2.1.

На основании критериев отбора плательщиков страховых взносов в IV квартале года, предшествующего году, в котором планируется проводить выездные проверки плательщиков страховых взносов, формируется ежегодный план-график проведения выездных проверок плательщиков страховых взносов.

Плательщики страховых взносов, не ведущие финансово-хозяйственную деятельность, в план-график не включаются.

2.2.2.

Выездные проверки обособленных подразделений организаций, имеющих отдельный баланс, расчетный счет и начисляющих выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (филиалов, представительств), могут проводиться как по инициативе территориального органа ПФР, так и в рамках выездной проверки всей организации (части 3 и 12 статьи 35 Закона N 212-ФЗ).

В случае включения в план-график выездных проверок плательщиков страховых взносов, имеющих обособленные подразделения, имеющие отдельный баланс, расчетный счет и начисляющие выплаты и иные вознаграждения в пользу физических лиц (далее – обособленные подразделения), специалисту территориального органа ПФР до 25 декабря рекомендуется сообщать в территориальный орган ПФР по месту нахождения обособленного подразделения о необходимости включения его в план-график.

2.2.3.

В плане-графике рекомендуется отражать:

– наименование плательщика страховых взносов;

– регистрационный номер плательщика страховых взносов в территориальных органах ПФР;

– идентификационный номер налогоплательщика (далее – ИНН);

– код причины постановки на учет (далее – КПП);

– месяц начала проверки;

– проверяемый период;

– основания (критерии) для включения плательщика в план-график;

– ответственное за проведение выездной проверки подразделение территориального органа ПФР.

2.2.4. Длительность выездной проверки плательщика страховых взносов определяется руководителем (заместителем руководителя) территориального органа ПФР.

Источник: http://docs.cntd.ru/document/902278851

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: