Произвол преподавателя ВУЗа

Содержание
  1. Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?
  2. Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?
  3. Как студенту понять, что его права нарушаются?
  4. Что делать, если права студента нарушаются?
  5. Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?
  6. Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?
  7. Что делать, если преподаватель занижает оценку?
  8. Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?
  9. Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?
  10. О силе общественных организаций
  11. Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж
  12. Образование
  13. Личные качества
  14. Профессиональные качества
  15. Условия работы
  16. Нагрузка
  17. Карьерная лестница
  18. Преподаватель
  19. Ассистент
  20. Доцент
  21. Профессор
  22. Стаж
  23. Особенности
  24. Мрачное душное болото: как выглядит работа преподавателя в вузе
  25. Работа препода
  26. Преподавательский состав
  27. Студенты
  28. Работа преподавателя вуза стала привлекательнее
  29. Самореализация в приоритете
  30. Сила бренда в действии
  31. Вторичная занятость преподавателей уменьшилась
  32. Доля желающих сменить работу снизилась
  33. Педагоги готовы стать клерками только за большие деньги

Защита прав студентов: куда жаловаться студенту, если его права нарушаются?

Произвол преподавателя ВУЗа

Мы живем в несовершенном мире. Каждый из нас встречался с ситуациями, когда его права ущемлялись. Но задумывались ли вы когда-нибудь, что студенты – одна из самых незащищенных категорий людей? 

Всё дело в том, что они слишком молоды, нерешительны и неопытны, чтобы противостоять произволу. И если есть подозрения, что правам студента что-то угрожает, надо знать, куда обратиться и что делать, чтобы защититься.

На нашем телеграм-канале уже можно найти информацию о том, что делать, если не сошлись характером с преподавателем или назрел явный конфликт. Сейчас же мы хотим рассказать, куда идти за помощью, к кому обращаться для защиты прав студентов.

Права студента в вузе, ссузе: кто может их нарушить?

Нарушить права студента может любой, у кого есть власть. Это может быть совершенно любой работник учреждения образования или общежития, в котором проживает учащийся вуза.

Иногда властью злоупотребляют охранники, библиотекари, врачи, медработники и пр.

Как студенту понять, что его права нарушаются?

Иногда нарушение прав видно не сразу. Для учащихся, впервые оказавшихся в неудобной ситуации, может показаться, что все идет, как и должно.

Чтобы понять, что вашим правам угрожает, обсудите неловкую ситуацию с другими студентами или в деканате.

Чаще всего студенты на интуитивном уровне понимают опасную ситуацию. Случаи, когда нарушают права учащихся, часто противоречат здравому смыслу. Например, требуют приносить на экзамен деньги или другие материальные ценности, что является не только нарушением закона о защите прав студента, но и уголовного законодательства.

Что делать, если права студента нарушаются?

Есть несколько путей развития ситуации:

  1. Смириться и жить дальше. Но чем больше вы молчите и смиряетесь, тем дальше заходит неприятная ситуация. К тому же, молчание и ничегонеделание провоцируют повторение неприятных моментов и в вашей жизни, и в жизни других.
  2. Решать проблему. Откровенно рассказав о неприятной ситуации начальнику кафедры, декану, замдекана или ректору, чаще всего можно раз и навсегда решить вопрос. В противном случае можно привлечь ведомства (суды, прокуратуру и пр.). Чаще всего обращения через университетский сайт или общения с проректором по учебной работе вполне достаточно, чтобы решить проблему.
  3. Зафиксировать проблему, чтобы в дальнейшем обдумывать способы ее решения. Для фиксации часто используют аудио- или видеозаписи, а также привлекают свидетелей. С этими доказательствами можно привлечь к ответственности того, кто покушается на ваши права.

В любом случае рекомендуют попытаться решить проблему в стенах университета, не вынося ее за пределы вуза. Идти в сторонние организации или полицию лучше в крайних случаях, когда видно, что проблема не решается внутри.Нередки ситуации, когда права студентов нарушают в медпункте. Работник отказывает в полноценной медицинской помощи, и на все вопросы решение только одно: активированный уголь

Что делать, если возникли проблемы в библиотеке?

Бывает, что права студентов нарушают в библиотеке. Например, всем студентам одного и того же курса выдают совершенно разную литературу, ссылаясь на то, что есть. При этом преподаватель четко дал понять, что данная литература совершенно не подходит для изучения. 

Если работник библиотеки никак не реагирует на ваши замечания, нужно обратиться за помощью напрямую к заведующей или директору библиотеки. Важно донести посыл, что отсутствие нужного учебника серьезно затрудняет вашу учебу. Если это не помогло, обращайтесь за защитой к замдекану.

Что делать, если студенту предоставили в столовой некачественную еду?

Если во время питания в столовой студент отравился, важно взять в медучреждении справку об отравлении и предоставить ее копию проректору по АХЧ.

Если это не возымело своего действия, идите в СЭС по адресу, к которому принадлежит университет. Они займутся проверкой.

Что делать, если преподаватель занижает оценку?

Предвзятое отношение к студенту – прямое нарушение его прав. Часто бывает, что из-за личной неприязни педагоги пытаются проучить студента, занижая ему оценку.

Если вы твёрдо уверены в своих знаниях, открыто спросите у преподавателя о критериях оценки. Если ваши ответы строго соответствуют описанным критериям, обращайтесь к замдекана по учебной работе. Если у вашей группы есть куратор, попробуйте попросить помощи у него.

Что делать, если проблемы с вахтером/охранником?

Бывает, что охранник или вахтер нахамил или не пропускает без веского основания в общежитие/вуз.

Обратитесь к заведующему общежития/декану. Для большей достоверности попросите знакомых засвидетельствовать факт нарушения прав: сделать фото, снять видео и т.д.

Чаще всего студенты идут за помощью в деканат. Но что делать, если произвол преподавателей продолжается?

Мы собрали список организаций, которые помогут защитить ваши права:

Как студенту защитить свои права, если вуз закрывается?

Одно дело, если учащийся уже защитил диплом. И совсем другое, когда на середине пути он вдруг узнает, что университет закрывается. Что делать в этом случае? Как защитить свои права?

Итак, вот важная информация, которую нужно знать студенту закрывающегося вуза:

  1. Университет должен найти и распределить студентов в принимающий вуз с сохранением специальности и формы обучения (дневной или заочной), курса и стоимости. Также вуз должен передать в принимающее учреждение образования все материалы по учащимся и учебным планам. Для перевода необходимо получить письменное согласие у всех студентов.
  2. Университет должен сообщить о закрытии не позднее 5 дней.

Если вуз закрывается из-за того, что ему не продлили лицензию, это хороший повод обратиться за защитой в Рособрнадзор, прокуратуру или суд по защите прав потребителей. В некоторых случаях это помогает вернуть внесенные заранее деньги за тот срок, который университет так и не отработает в будущем. 

О силе общественных организаций

Не так давно стали появляться все новые организации по защите прав студентов. В первую очередь ищите такой союз в своем вузе. Ведь если поток студентов в университете большой, то и тех, кто жалуется, тоже будет много.

Студентам не стоит бояться — в большинстве случаев работа с такими центрами полностью анонимна. Позвоните вы по телефону горячей линии, оставите обращение через сайт или придете лично на встречу – вам гарантируют конфиденциальность и помощь относительно прав и социальной защиты студентов.

Сюда можно обращаться в следующих случаях:

  • за консультацией по сложному делу;
  • за практической помощью по причине ущемленных прав;
  • для борьбы со множественными нарушениями; 
  • для повышения правовой грамотности;
  • для изучения законных льгот и возможностей и т.д.

Но прежде всего студент должен сам понять: ничего не удастся сделать, если не предпринимать никаких действий. Страх, лень, апатия, безразличие – всё это потворствует беспределу в вузах. Важно действовать, чтобы окончательно не потерять ваши права и не допустить страдания других. 

И если вы боитесь вступить в открытую борьбу, есть много людей, готовых поддержать вас в трудную минуту и подставить плечо помощи. В каждом городе есть такие центры и организации, которые оказывают консультативную и правовую помощь учащимся, чьи права были нарушены.

Боритесь за свои права. А если эта война отнимает слишком много времени и сил, не сдавайтесь. Вас всегда поддержит сервис студенческой помощи, если нет времени на написание курсовых или диплома.

Источник: https://Zaochnik.ru/blog/zaschita-prav-studentov-kuda-zhalovatsja-studentu-esli-ego-prava-narushajutsja/

Как стать преподавателем в вузе: образование, условия работы, стаж

Произвол преподавателя ВУЗа

Профессия преподавателя в вузе остается противоречивой. Кто-то считает ее престижной и уважаемой, а кого-то отпугивают низкие зарплаты работников сферы образования. Давайте подробнее познакомимся с условиями работы тех, кто дает знания студентам. А также узнаем, как стать преподавателем вузе.

Образование

Это самый первый пункт, с которым сталкиваются новички. Чтобы стать преподавателем в вузе, надо иметь диплом о высшем образовании. При этом нужно быть как минимум специалистом или магистром.

Прием на работу бакалавра станет исключением из правил. Это возможно только при наличии практического опыта работы по специальности.

Наличие оконченной аспирантуры дает большие преимущества тем, кто интересуется, как стать старшим преподавателем в вузе. Такой специалист может принимать участие в различных конкурсах на замещение должностей научных сотрудников.

Если преподаватель защитил диссертацию и получил ученую степень, он может претендовать на вакансию доцента или профессора.

Тот, кто стал преподавателем в вузе, не должен жалеть о своем выборе. Поэтому нужно заранее собрать как можно больше информации о будущей профессии.

Личные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, важно понимать, что эта профессия подходит не всем. Будущему специалисту для работы со студентами понадобится целый набор не только профессиональных, но и личных характеристик.

Первое, что нужно, чтобы стать преподавателем в вузе – это стрессоустойчивость. Что скрывается за этим понятием? Надо сказать, что стрессоустойчивость требуется на многих вакансиях. Профессиональный преподаватель – не исключение.

Этот специалист должен превосходно контролировать собственные эмоции и в любой ситуации сохранять спокойствие. Ведь в аудиториях могут возникать различные ситуации.

Преподаватель должен оставаться спокойным и сохранять уважительное отношение к студентам.

Профессиональные качества

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, нужно понимать, что этот специалист должен быть компетентен в своем предмете. Что это означает? Чтобы давать знания другим, нужно самому хорошо разбираться в предмете.

Преподаватель, который досконально ориентируется в предмете, вызывает уважение у собственных студентов и со временем становится для них авторитетом.

Вот почему важно не только стать преподавателем в вузе, но оставаться им на протяжении всей карьеры. Чтобы не потерять авторитет, нужно постоянно совершенствоваться.

Следить за новыми веяниями в собственной области, стараться преподносить информацию интересно и давать студентам актуальные знания.

Для этого нужно серьезный запас времени отводить на подготовку к студенческим лекциям и семинарам. Все это требует времени и сил.

Также важно уметь организовать самостоятельную работу студентов. Ведь после окончания учебного заведения они станут самостоятельными, а преподавателя, которому можно задать любой вопрос, рядом не будет.

Кроме этого, преподаватель вуза должен хорошо знать государственные образовательные стандарты.

Еще один момент, касающийся профессионализма, – это речь. Преподаватель вуза должен говорить правильно, категорически избегая слов-паразитов.

Кроме того, не стоит пытаться сойти за своего в компании студентов, используя молодежный сленг или жаргон. Ничего кроме насмешек это не вызовет.

Лучше стать авторитетом для подражания, а не пытаться походить на вчерашнего студента, который сам недавно получил диплом и едва разбирается в предмете, но при этом пытается учить других.

Интересуясь, как стать преподавателем в вузе, будьте готовы к тому, что постоянно нужно будет учиться новому.

Условия работы

Трудовой кодекс определяет для преподавателей максимальной количество рабочих часов в течение недели – не более тридцати шести. Учебная нагрузка для преподавателя вуза может составлять максимум девятьсот часов в течение года. Сократить ее можно, увеличив количество часов на научную работу.

Кроме того, преподавателям вуза, если снова ссылаться на Трудовой кодекс, полагается отпуск в размере пятидесяти шести календарных дней.

Нагрузка

Как говорилось выше, общегодовая нагрузка для преподавателя вуза не должна превышать девятисот часов. Это означает, что ежедневно придется проводить в среднем две-четыре пары.

Однако нужно понимать, что оплачиваемые часы, свободные от пар – это не личное время преподавателя. Оно выделяется на подготовку к лекциям, написание конспектов и методичек, проверку самостоятельных работ и т.д. Как вы понимаете, работа преподавателя в вузе не ограничивается проведением учебных лекций для студентов.

Помимо этого есть обязанность по составлению полного методического комплекта, который включает документы, которые должны соответствовать общепринятым стандартам.

Полные методические комплекты, составленные преподавателем, несколько раз в течение учебного года проверяют комиссии. В случае обнаружения недостатков, работу придется исправлять.

Кроме того, регулярное изменение общепринятых стандартов заставляет переделывать полные методические комплекты, потому что некоторые предметы устаревают и исключаются из учебной программы, а некоторые, наоборот, появляются.

Для преподавателя вуза это означает, что работу по составлению полного методического комплекта нужно начинать сначала.

Карьерная лестница

Теперь вы знаете, как стать преподавателем в институте. Осталось разобраться, что ожидает в дальнейшем тех, кто начинает карьеру в сфере образования.

  • преподаватель;
  • ассистент;
  • старший преподаватель;
  • доцент;
  • профессор.

Преподаватель

Это первая ступень. На эту должность принимают тех, кто имеет диплом магистра или специалиста. Поэтому теперь вы знаете, как стать преподавателем в вузе без аспирантуры. Сложнее всего пробиться на вакансию вуза тем, кто имеет диплом бакалавра.

Как правило, таких кандидатов принимают только в качестве замены основного преподавателя на практических занятиях. Однако для кого-то эта лазейка может стать стартом. Это актуально и для тех, кто интересуется, как стать преподавателем в медицинском вузе.

В дальнейшем можно будет получить диплом магистра или даже стать аспирантом для продолжения карьеры и получения более привлекательных перспектив.

Ассистент

Следующая ступень для преподавателя. Эту должность занимают те, кто имеет не только диплом, но и практический опыт преподавания на протяжении одного года. Также вакансия доступна тем, кто закончил аспирантуру. Стаж работы в этом случае не имеет значения.

У аспиранта он может вовсе отсутствовать и это не помешает ему претендовать на должность ассистента. Обязанности этого сотрудника состоят в проведении семинаров, консультаций и практических занятий.

Кроме того, ассистент помогает доцентам и профессорам принимать экзамены у студентов.

Эта должность совмещает в себе обязанности предыдущей, а также обязывает читать лекции, подготавливать методические пособия для студентов. Требование к этой должности одно: потенциальный кандидат на должность старшего преподавателя должен обладать ученой степенью кандидата наук или имеет стаж педагогической работы не менее трех лет.

Доцент

Чем выше должность, тем больше обязанностей она возлагается на преподавателя вуза. Доцент помимо педагогической деятельности обязательно должен вести научную работу. Чтобы претендовать на вакансию, нужно быть кандидатом наук, а также иметь научные публикации, участвовать в конференциях. Если отработать в этой должности пять лет, то можно получить ученое звание доцента.

Профессор

Чтобы претендовать на эту должность, нужно быть доктором наук, а также отработать педагогом на протяжении пяти лет. Также соискатель должен подготавливать аспирантов и соискателей, публиковать учебные пособия, научные статьи и т.д.

Стоит отметить, что при наличии ученого звания доцент или профессор преподавательский стаж не имеет значения. Оба соискателя могут принять участие в конкурсе на замещение вакантной должности. Такие мероприятия проводятся раз в пять лет.

Доцент может стать заведующим кафедрой, а профессор – деканом факультета или ректором вуза.

Стаж

Преподавание в вузе включают в педагогический стаж. Это важный нюанс, который дает сотрудникам некоторые бонусы.

Начисляется педагогический стаж только при официальном трудоустройстве в учебное заведение. После наработки двадцатипятилетнего стажа преподаватель имеет право на льготную пенсию.

Особенности

Преподаватель вуза – пожалуй, самая ответственная деятельность по сравнению с коллегами. Вот почему нужна соответствующая подготовка. Как минимум, нужно иметь диплом магистра или специалиста. Для бакалавров путь в систему образования будет значительно длиннее. И совсем нет шансов у тех, кто не имеет высшего образования.

Однако для продвижения по карьере нужно будет поступать в аспирантуру, получать ученую степень. Иначе максимальная должность, которую можно будет занимать – это ассистент.

Нередко преподавателями вуза становятся его бывшие выпускники, которые заслужили хорошую репутацию в период обучения. Вот почему начинать задумываться о построении будущей карьеры стоит еще с первых курсов студенческой скамьи.

Источник: https://FB.ru/article/431523/kak-stat-prepodavatelem-v-vuze-obrazovanie-usloviya-rabotyi-staj

Мрачное душное болото: как выглядит работа преподавателя в вузе

Произвол преподавателя ВУЗа

Все это похоже на лавкрафтовский Иннсмут. Холодное, душное болото, медленно сводящее с ума. Стоит остаться здесь надолго, и тогда однажды необратимо станешь одним из них.

День за днем здешняя атмосфера понемногу вызывает мутации: один месяц и у тебя уже нездоровый вид, один год – и уже проступают жаберные щели, десятилетие – и ты уже не сможешь жить в обществе нормальных людей.

Более точной метафоры того, что значит быть преподавателем в российском вузе, трудно придумать.

Мне удалось два года подряд нырять в Иннсмутский залив без особых последствий. Сказалась нерегулярность и малая вовлеченность в жизнь кафедры –  иначе меня ждали бы сумасшествие, бред, деменция.

Поступая в аспирантуру, я мечтал убить сразу двух зайцев: откосить от армии и заодно получить ремесло, к которому у меня были способности и тяга. Через четыре года стало очевидно, что надо было выбирать армию, годы жизни потрачены впустую, а преподаватель из меня довольно паршивый.

До тех пор, пока стрела реальности не попала мне в колено, дорога приключений провела меня через две кафедры: философии и журналистики.

Каждая из них была сумасшедшей по-своему, но с одинаковой силой; примерно как далекие друг от друга, но в равной степени безумные Калигула и торчок под сальвией.

Работа препода

«Владимир, вы что, пришли на работу пьяным?», «поставьте зачет, пожалуйста, я не могла прийти на него, потому что готовилась к родам», «на конференции по аксиологии будет водка, умоляю вас, закусывайте получше», — с какого-то момента эти и другие фразы вообще перестают удивлять.

Кажется, что все так и должно быть: действительно, это же конференция по аксиологии, кто к нам пришел бы выступать, если бы не было бесплатного бухла? Профессиональные искажения преподавателя в каком-то смысле напоминают профессиональные искажения военного: и тем и другим жизненно важно вытравить у себя привычку удивляться.

В моем случае тоже не обошлось без насилия над сознанием, но все было сравнительно мягко, как в софтпорно. Минимальная ставка, не слишком много ответственности, хорошие группы (как минимум, никаких среднеазиатов и африканцев).

Но все равно иногда хотелось схватиться за голову и бежать – прямо в окно, спуститься по водосточной трубе и рвануть домой под ледяной душ. Вообще, само по себе преподавание – это легко и просто, тем более с нынешними студентами.

Они умные, сообразительные, но вареные и ленивые, среди них мало откровенных хамов, зато в моду вошло пассивно-агрессивное поведение.

Когда я только начинал выступать перед аудиторией, был словно на стимуляторах: готовился по четыре часа к лекциям, придумывал небанальные примеры и финты.

Почему бы не провести пару при свечах (так докладчики не смогут читать рефераты с листа и мы посмотрим, кто из них реально готовился!). Почему бы не провести занятия в парке? И прочее и прочее.

Спустя два года мой день нередко выглядел так: 11 утра, как раз возвращаюсь с дружеской попойки, которая шла почти сутки – я не готовился, но ведь и они тоже, верно? Всем плевать, и я не самый последний в этом списке.

Болото, настоящее болото – кинь в него энтузиаста и завтра найдешь его труп, с ног до головы покрытый плесенью и мхами.

Пустые глаза студентов не стоят того, чтобы их зажигать, помещения, выкрашенные в зеленый цвет и пахнущие затхлостью, не стоят того, чтобы в них возвращаться. С другой стороны философия и журналистика – это не науки и даже не дисциплины.

Было бы достаточно пройти двухнедельные курсы, чтобы усвоить все, что разжевывают и кладут прямо в рот парализованным на пять лет студентам.

В первый раз меня отстранили от работы за то, что написал на доске слово «жопа» (кажется, пытался объяснить что-то из диалектики Гегеля). Во второй раз я дотянул лямку подписанного контракта и ушел. Мне жутко думать о том, что сейчас происходит с теми, кто остался.

Преподавательский состав

В общественных местах и, особенно, в транспорте вы наверняка встречали этих странных людей. Они одеты вроде бы и неплохо, но как-то помято и блекло, а на дне их глаз с поволокой словно пробиваются ростки картофеля. Терпите их, жалейте их, ведь эти люди – преподаватели вузов и они так же неприспособленны к реальной жизни, как панды или птицы додо.

Один из преподавателей, с которым мне повезло столкнуться на кафедре, выглядел и пах как бомж, после него приходилось проветривать помещение. Он ходил на пары не один, но вместе со своей дворнягой на поводке.

Больше всего в жизни этот персонаж сокрушался из-за того, что Сталин не рискнул провозгласить себя императором и наследником дома Романовых. В общем, он был самым изрядным фриком, которого я видел в жизни.

Другой, невероятно добрый маленький старец, в 1993 году организовал партию, целью которой был выход республики Марий Эл из состава РФ и дальнейшего присоединения к братской Финляндии. Топит он за эту идею и по сей день, планируя в случае победы сделать свое родное село столицей финского анклава.

Мой научник вообще в виду своих профессиональных искажений (философ со стажем, high-level-марксист) не мог изъясняться по-человечески. На наших встречах он выдавал замечания в духе «У вас на пятнадцатой странице диссертации, второй абзац, габитус дискурса противоречит дискурсу габитуса.

Надо переделать!». Я уверенно и деловито кивал, обещая исправить все буквально за месяц-полтора – на этом и строились наши отношения. Еще его как-то раз чуть не зарезали в Турции и ограбили в Южной Корее. При двухметровом росте и весе сто двадцать кило последнее кажется очень странным.

Примерно что-то похожее можно рассказать про каждого: университет меняет человека, заставляет всплыть самые потаенные и причудливые черты характера и закрепляя их в качестве основных. Если у преподавателя нет паранойи, он не шизоид и не показывает явных признаков горячки или перверсии, значит, он из того типа, который ни разу мне не встречался.

Студенты

Студенты выглядят и ведут себя как живая жижа с Планеты Микрон-8. Они открывают рты, задают глупые вопросы, того и дело капнут на парту тягучей возгрей из хлюпающего носа.

Но они не тупые, черта с два! Умные, хитрые ублюдки, которые с первой же недели занятий поняли, что из себя представляет учеба на гуманитарной специальности. Они молоды, но недостаток жизненного опыта компенсируют чутьем, словно дикие звери.

Едва нырнув в воды Иннсмута, они сразу же поняли, что здесь им ловить нечего – пустая мертвая гавань, полная распухших трупов менее осторожных существ.

Проследите за студентом в его естественной среде обитания: вот он сидит на паре и медитирует на абсолютную пустоту своей тетради. Он словно даосский святой, зарос мхом и из него можно делать целебные снадобья – настолько далеко сейчас его сознание.

Но стоит ему выйти из аудитории – и это уже веселая, пышущая энергией макака, готовая спариваться, пить пивас, курить сиги, и гоготать так, что Сатана вздрогнет в своей Преисподней. Не могу сказать, что порицаю студентов: они просто тянут лямку и экономят силы на более важные вещи.

Им едва восемнадцать, но они уже поняли, насколько система образования неадекватна современным реалиям. Мы учим их так, словно им уготовано стать менеджерами по рекламе тюри или журналистами в газете «Новости Уродска».

В интеллектуальном плане вуз провинциального города — это как Фукусима после аварии или, если угодно, ересь в Warhammer 40K. Чем меньше студент проникнется ей, тем здоровее будет его семя и шансы дать здоровое потомство без мутаций.

В целом, все не так плохо, я сгустил краски для того, чтобы проявить фундаментальные (они же – самые пугающие) вещи, на которых стоит современное образование.

Оно порочно, разрушительно, оно превращает прекрасных людей, жаждущих учить студенчество, в аморфные потусторонние объекты.

В определенном извращенном смысле я очень полюбил и привязался к коллективу обеих кафедр, но не могу ужиться с тем, из какого абсурда соткана учеба в университете. В Иннсмуте я предпочел быть Джеком Уолтерсом, а не одним из Deep Ones.

Источник: https://disgustingmen.com/spokoyno-ya-sam/thug-life-teacher

Работа преподавателя вуза стала привлекательнее

Произвол преподавателя ВУЗа

Привлекательность работы университетского педагога за последние годы выросла. При этом моральные ее стимулы по-прежнему преобладают.

Заставить преподавателя перейти на нетворческую офисную работу – с жестким графиком, однообразным трудом и отсутствием независимости – может только очень выгодное предложение.

Зарплата педагогов растет, и для того, чтобы при поиске нового места сработал прежде всего материальный стимул, требуется все большая сумма, отметила доцент департамента социологии НИУ ВШЭ Яна Рощина в Мониторинге экономики образования.

Преподаватели вузов ценят в своей профессии, в первую очередь, ее творческий характер и возможности самореализации. Для них важно, чтобы работа отвечала их интересам и образованию.

Они ожидают и профессионального роста.

Значимость этих критериев выросла за последние годы, отмечается в публикации ВШЭ «Трудовые стратегии преподавателей вузов», которая представляет собой выпуск № 12 за 2015 год Мониторинга экономики образования.

Социальные бонусы преподавания – гибкий график работы, независимость и длинный отпуск – наоборот, потеряли несколько «очков». Тем не менее, эти критерии остаются значимыми для педагогов. Определенной «магией» обладает и само место работы: теплый климат в коллективе, высокая репутация учебного заведения, его научные возможности, отношения с руководством.

При этом «рекрутировать» преподавателя в другую профессию, например, клерка в крупной компании, – с более жестким графиком, однообразием труда и отсутствием самостоятельности – может только высокая зарплата, примерно 100 тысяч рублей в месяц. Таким образом, вузовские педагоги согласны променять все плюсы своей профессии только на действительно большие, по нынешним временам, деньги. Решающими же остаются нематериальные мотивы преподавательской профессии.

Самореализация в приоритете

Основные мотивы выбора профессии преподавателя вуза не изменились по сравнению с 2010 годом, показал всероссийский опрос педагогов высшей школы (рис. 1).

Так, почти для 70% респондентов необходимо, чтобы работа была творческой, интересной, для 44% – чтобы она соответствовала их склонностям и образованию. Почти треть – 32% – высоко ценят перспективы профессионального роста, а 30% «голосуют» за общение с молодежью.

  Актуальность этих критериев, общий знаменатель которых – самореализация, подросла за последние четыре-пять лет.

Другая группа факторов – «социальные бонусы» (они связаны с режимом работы, продолжительностью отпуска, возможностями самостоятельной работы) – немного потеряли в значимости. В 2014 году их отметили как приоритетные от пятой части до четверти опрошенных.

Рисунок 1. Факторы привлекательности труда преподавателя вуза (в процентах от численности ответивших).

Источник: Мониторинг экономики образования, выпуск 12 за 2015 год.

Менее существенными информанты считают высокий престиж профессии (притом его значимость подросла с 7 до 10%), возможность подработки, стабильность работы и достойный уровень зарплаты.

Таким образом, моральные стимулы преподавания преобладают над материальными, подчеркивается в публикации.

Сила бренда в действии

Важным аспектом мотивации труда педагога оказывается и конкретное рабочее место. Для респондентов значимы климат в коллективе, график работы, хорошие взаимоотношения с руководством и репутация вуза.

Причем абсолютным лидером оказалась теплая атмосфера в коллективе: за нее «проали» 68% опрошенных (рис.2). Этот критерий подрос почти на 4 процентных пункта по сравнению с 2010 годом. На 10% увеличилась значимость высокой репутации университета – до 42% в 2014 году. Укрепили позиции и условия труда на рабочем месте и высокий научный потенциал коллектива (по 26% в 2014 году).  

Рисунок 2. Факторы привлекательности работы в избранном вузе (в процентах от численности ответивших).

Источник: тот же.

Более четверти опрошенных полагают, что для их вуза характерны хорошие отношения сотрудников с руководством. Каждый пятый особо выделил учебные программы и хороший контингент студентов.

В зависимости от типа мотивации педагогов вузов можно разделить на четыре группы. Первая группа – 30% опрошенных – ориентированы на карьеру. Почти для всех из них приоритетны престиж учебного заведения и творческий характер работы. Около половины акцентируют возможности профессионального роста и немалые научные резервы коллектива. 

Вторая группа – 26% – сфокусирована на досуге. Более 80% считают важным нежесткий график работы в целом и удобный график в данном вузе, около половины ценят резервы свободного времени.  

Третья группа – 27% – стремится достичь комфорта. Для двух третей ее состава принципиально важно соответствие работы их склонностям, треть подчеркивает хорошие отношения с руководством, четверть – благоприятные условия труда.

Четвертая группа – 17% – любит общаться с молодежью.

Вторичная занятость преподавателей уменьшилась

В 2014 году официально подрабатывали внутри учебного заведения почти половина преподавателей вузов. Чаще всего это занятость на программах дополнительного образования (22%), хозрасчетных научно-исследовательских работах (14%) и подготовительных курсах (8%).

Больше половины всех педагогов имели дополнительную работу помимо преподавания в вузе. При этом их доля сократилась с 67% в 2006 году до 56% в 2014 году.

В целом вторичная занятость профессуры уменьшилась с 2010 года во всех сферах, наиболее существенно – в 2013-2014 годах по ряду направлений (рис.3).

В первую очередь это коснулось преподавания. Доля преподающих в других государственных вузах сократилась с 2010 года с 23% до 15%, в негосударственных – с 14% до 6%, на других программах – с 14% до 9%, на подготовительных курсах – с 7% до 3% и пр. Упала и доля тех, кто занимался редактированием, реферированием и написанием книг (с 16% до 10%).    

Рисунок 3. Структура вторичной занятости штатных преподавателей вузов (в процентах от численности ответивших). 

Источник: тот же.

По «портфелю» подработок респондентов можно разделить на четыре группы. Первая (23% опрошенных) и вторая (31%) группы ориентированы на преподавание в качестве подработки.

Но при этом в первой группе 31% трудятся в других госвузах, 46% – в других негосударственных, 66% – на каких-либо еще образовательных программах.

То есть преподавание этой группы респондентов можно назвать «диверсифицированным».

Во второй же группе, напротив, наблюдается «централизация»: большая ее часть преподает в государственных вузах, меньшая – занимается репетиторством. При этом в обеих группах мало распространено занятие научными исследованиями в качестве второй работы.

Третья (18% опрошенных) и четвертая (28%) группы ориентированы как раз на научную работу. Но третья, в отличие от четвертой группы, писала на платной основе книги и статьи. В третьей группе также довольно активно практикуется преподавание.

Доля желающих сменить работу снизилась

Намерение сменить работу свидетельствует о недовольстве ею.

С 34% в 2006 году до 19,8% в 2014 году снизилась доля преподавателей, которые хотели бы поменять место работы или перестать работать вообще.

Среди штатных преподавателей доля таких респондентов в принципе меньше. За 2010 – 2014 годы она сократилась с 22% до 18%. Это показывает, что привлекательность работы преподавателя вуза выросла.

Среди желающих сменить место работы увеличилась определенность: в 2010 году не знали, куда перейти, 19%, а в 2014 году – 15%. «Среди остальных наиболее велика доля тех, кто хотел бы уйти на преподавание в другом государственном вузе, – отмечается в статье. – Она выросла с 16% в 2010 году до 21% в 2014 году, что также подтверждает рост привлекательности профессии».

Педагоги готовы стать клерками только за большие деньги

Требования к зарплате, которая заставила бы преподавателя перейти на нетворческое рабочее место – например, место клерка в крупной компании (когда труд регламентирован по времени, степени автономии и разнообразию и предполагает иерархические отношения), растут (рис.4). Чтобы «перевербовать» педагога вуза в офисную сферу, в 2006 году необходимо было предложить 46 тысяч рублей, а в 2014 году – 102 тысяч рублей.

Это означает, что зарплата преподавателей растет, и для того, чтобы при поиске места сработал в первую очередь материальный стимул, нужна все большая сумма. Впрочем, если сделать расчеты в реальных ценах, с учетом индекса потребительских цен, то эта сумма почти не изменилась за 2010 – 2014 годы.

Ясно, что представления о стоимости рутинной работы в Москве и регионах намного различаются. «Цена» перехода к однообразному офисному труду для жителей столицы – примерно 160 тысяч рублей, для регионов – около 84 тысяч рублей.

Рисунок 4. Уровень зарплаты, при которой педагоги вузов согласились бы перейти на нетворческую работу (среднее, тыс. руб., номинальные значения).

Источник: тот же.

«Запросы преподавателей зависят от их нынешних заработков, – подчеркивается в статье. – Чем они выше, тем большую сумму нужно предложить, чтобы «сманить» сотрудника на нетворческую работу». 

См. также:

Преподавателям вузов нужен карьерный рост
Вузы нужно изучать по комплексу параметров
Вузы приходят в упадок из-за сопротивления переменам Автор текста: Соболевская Ольга Вадимовна, 11 января, 2016 г. Образование вузы образование

на IQ.HSE

Источник: https://iq.hse.ru/news/177663934.html

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: