Привлечение к административной ответственности по ст.15.25 КоАП. (валютное законодательство для физ. Лиц)

Содержание
  1. С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся
  2. 2. Отмена ответственности
  3. Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:
  4. Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
  5. Ответственность за нарушение валютного законодательства
  6. Административная ответственность за валютные правонарушения
  7. Штрафы за нарушение валютного законодательства
  8. Уголовная ответственность за валютные нарушения
  9. Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?
  10. Рекомендации по снижению рисков 
  11. Об административной ответственности за нарушение валютного законодательства, Письмо Минфина России от 09 апреля 2004 года №15-05-29/455
  12. Приложение. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), за период с октября 2003 года по апрель 2004 года
  13. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

С 31 июля 2020 года штрафы за невозврат валютной выручки для экспортеров существенно снизятся

Привлечение к административной ответственности по ст.15.25 КоАП. (валютное законодательство для физ. Лиц)

20 июля 2020 года принят ФЗ N 218, предусматривающий поправки в КоАП РФ, направленные, в том числе, на смягчение административной нагрузки на российских экспортеров при осуществлении ими внешнеторговой деятельности

Действующее российское валютное законодательство предусматривает жесткие санкции за нарушения требований валютного контроля. Экспортеры согласно положениям статьи 19 Федеральный закон от 10.12.2003 N 173-ФЗ обязаны получать валютную выручку на свои российские счета строго в сроки, предусмотренные контрактами.

Нарушение этого порядка может повлечь претензии со стороны контролирующих органов, за которыми может последовать привлечение нарушителя к административной ответственности по п.4 ст. 15.25 КоАП РФ, а в случаях совершения нарушения в крупном размере – к уголовной ответственности по ст. 193 УК РФ.

Российские предприниматели получают штрафы даже за незначительные нарушения сроков возврата выручки, при этом во многих случаях задержки происходят из-за контрагентов, на которых экспортер не может повлиять. Из-за указанного требования законодателя экспортеры находятся в зависимости от своих контрагентов и несут дополнительную финансовую нагрузку.

В целях снижения избыточного административного давления на российских экспортеров был принят ФЗ N 218, которым вносятся изменения в статьи 3.5 и 15.25 КоАП РФ, вступающие в силу с 31.07.2020 г.

В действующей сегодня редакции статьи 15.25 КоАП РФ за невыполнение в срок обязанности по получению на свои счета средств за выполненные для нерезидентов работы, оказанные им услуги, переданные им товары (а также результаты интеллектуальной деятельности, информацию) предусмотрено предупреждение, а также штраф для ИП и компаний в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств за каждый день просрочки в размере от 3/4 до одного размера не зачисленных на счета средств. Штраф для должностных лиц составляет от 20.000 до 30.000 рублей.

С 31.07.

2020 будут действовать новые правила, согласно которым за указанные нарушения предусматривается предупреждение или штраф для компаний и ИП в размере 1/150 ключевой ставки ЦБ РФ от суммы зачисленных с просрочкой денежных средств, за каждый день просрочки зачисления, и (или) в размере от 3 до 10 % суммы денежных средств, не зачисленных в установленный срок на счета по рублевым контрактам, и (или) в размере от 5 до 30 %, по контрактам в иностранной валюте, или в размере от 5 до 30 % если с нерезидентом заключен договор займа. Сумма штрафа для должностных лиц не изменилась.

2. Отмена ответственности

С 31.07.2020 г. в статью 15.25 КоАП РФ включены п. 7-9., устанавливающим обстоятельства, при наличии которых административная ответственность по указанной статье не наступает:• Согласно п. 8 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам, заключившим с нерезидентом внешнеторговый договор, сумма обязательств по которому равна или не превышает 200.

000 рублей (или эквивалентную сумму в иностранной валюте);• Согласно п. 7 ст. 15.25 КоАП РФ: к резидентам по правонарушениям, связанным с валютными операциями по внешнеторговым договорам, расчеты по которым производились минуя счета в уполномоченных банках.

В установленном примечанием случае ответственность не применяется в отношении суммы частично зачисленных денежных средств.

Также в статью 15.

25 КоАП РФ вносится дополнение в пункте 9, согласно которому ответственность за непредставление резидентом в уполномоченный банк отчетности по валютным операциям наступает только по истечении 45 дней после окончания установленного срока. Следовательно, если задержка составила менее 45 дней, к ответственности компанию или ИП не привлекут.

Введена ответственность за невыполнение обязательств по внешнеторговым договорам между резидентом и нерезидентом. За такие нарушения предусмотрены предупреждения или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц составит от 20.000 до 30.000 рублей. Установлена ответственность для профессиональных участников внешнеэкономической деятельности за следующие нарушения:• незачисление на счета денежных средств. Предусмотрены предупреждения или штрафы в размере от 3 до 5% размера суммы не зачисленных средств (п. 4.2 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218);• невыполнение в установленный срок обязанности по исполнению или прекращению обязательств по внешнеторговому контракту, заключенному между резидентом и нерезидентом. В качестве санкций за такие нарушения предусмотрены предупреждение или штрафы для ИП и компаний в размере от 5 до 30 % суммы денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента. Штраф для должностных лиц варьируется в пределах от 20.000 до 30.000 рублей (п. 4.3 ст. 15.25 КоАП РФ в редакции ФЗ-218). Резюмируя сказанное можно сделать вывод: несмотря на установление новых мер ответственности, положения ФЗ № 218 направлены на улучшение положения экспортеров. Особенно важно значение для предпринимателей имеет существенное снижение административных штрафов за незачисление на счета в уполномоченных банках денежных средств. Вместе с тем, вносимые изменения направлены на повышенние административной ответственности резидентов, включённых в перечень профессиональных участников внешнеэкономической деятельности, за невыполнение обязанности по репатриации выручки по внешнеторговому договору (контракту) и по возврату в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за не ввезённые в Российскую Федерацию (не полученные в Российской Федерации) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги либо за непереданные информацию или результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Одновременно в части 1 и 3 статьи 3.5 Кодекса вносятся корреспондирующие изменения, направленные на уточнение механизма исчисления административного штрафа, выраженного в величине, кратной сумме денежных средств, причитающихся резиденту от нерезидента.

Таким образом, резюмируя выше сказанное, можно сделать вывод:

1. Вносятся изменения, смягчающие ответственность в части установления обстоятельств, позволяющих избежать назначения административного наказания. Также смягчаются санкции, предусмотренные за неисполнение обязанности репатриации.2. Ряд изменений, наоборот, предполагают установление административной ответственности по новым составам.

В целом, стремление к смягчению ответственности за совершение валютных нарушений, можно рассматривать как положительную тенденцию. Вместе с тем, растет сложность и запутанность конструкций норм, устанавливающих ответственность.

Необходимо помнить и тот важный факт, что, согласно п. 2 ст. 1.

7 КоАП РФ закон, улучшающий положение нарушителя, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.

Следовательно, данные положения ФЗ-218 позволят многим резидентами уменьшить назначенное административное наказание, или отменить ответственность за его нарушение вовсе.

Источник: https://pravorf.ru/blog/s-31-iyulya-2020-goda-shtrafy-za-nevozvrat-valyutnoy-vyruchki-dlya-eksporterov-suschestvenno-snizyatsya

Нарушения валютного законодательства: как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Привлечение к административной ответственности по ст.15.25 КоАП. (валютное законодательство для физ. Лиц)

Привлечение участника ВЭД к административной ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства – достаточно распространенная проблема, с которой обращаются к нашим юристам.

В большинстве случае речь идет о возбуждении дел об административных правонарушениях по частям 4, 5, 6 статьи 15.25 КоАП РФ:

  • нарушение сроков получения валютной выручки;
  • нарушение сроков возврата денежных средств (репатриации валютной выручки) в случае непоставки товара;
  • нарушение сроков предоставления в банк подтверждающих документов.

За допущенные правонарушения законодательством РФ предусмотрена административная и уголовная ответственность.

Ответственность за нарушение валютного законодательства

Ключевыми актами, регулирующими валютное законодательство, являются Федеральный закон от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле”, а также соответствующие Письма ЦБ РФ. 

Действующее валютное регулирование не просто имеет недостатки, по сути, оно зачастую не отвечает современным реалиям ведения бизнеса. Этот факт признают как предприниматели, так и регуляторы.

В связи с чем в последнее время идет активная работа по внесению изменений в валютное законодательство.

 На данный момент законодателем установлена административная и уголовная ответственность за нарушения требований валютного контроля.

Административная ответственность за валютные правонарушения

Административная ответственность определена ст. 15.25 КоАП РФ. Основной мерой наказания за совершенные нарушения в сфере валютного контроля предусмотрен штраф. В настоящее время идет активная работа по либерализации валютного контроля.

В частности, проектом нового КоАП РФ помимо значительного сокращения штрафов за валютные правонарушения предусмотрена фактическое снятие ответственности за отдельные нарушения.

Например, предусмотрен минимальный порог – сумма 200 тысяч рублей, при невозврате (не репатриации) которой у резидента будет отсутствовать ответственность. 

Штрафы за нарушение валютного законодательства

Действующим законодательством предусмотрены следующие штрафы для юридических лиц за правонарушения в сфере валютного контроля:

  • При неисполнении обязанности по поступлению денежных средств в рамках исполнения внешнеторгового контракта в установленный срок – ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф в размере от 75% до 100% от суммы непоступивших денежных средств;
  • При нарушении сроков репатриации валютной выручки (обязанности по возврату денежных средств в случае непоставки товара) – ч. 5 ст. 15.25 КоАП РФ – штраф от 75% до 100% от суммы невозвращенной оплаты;
  • При неисполнении обязанности по представлению подтверждающих банковских документов, отчетности – ч. 6 ст. 15.25 КоАП РФ – от 40 до 50 тысяч рублей

В настоящее время широко обсуждаются поправки в КоАП РФ, согласно которым размер штрафа, например, за не репатриацию денежных средств будет снижен с нынешних 75%-100% до 5%-30% для валютных контрактов и 3%-10% – для рублевых.

Вместе с сокращением размера штрафа предусмотрены и другие послабления, такие как введение 30-дневного периода для зачисления средств после истечения срока действия контракта, 90-дневного моратория за непредоставление отчетности о валютных операциях и прочее.

В основном либерализация направлена на поддержку экспортных контрактов, однако и импортеры должны получить значительные послабления.

Внимание! Рекомендуем ознакомиться: “Федеральный закон от 20 июля 2020 г. №218-ФЗ смягчил валютное законодательство”.

Однако, данные поправки в КоАП, в том числе и за административные таможенные правонарушения, пока находятся в стадии обсуждения и согласования.

Уголовная ответственность за валютные нарушения

На данный момент в уголовном кодексе РФ предусмотрена одна статья, устанавливающая ответственность за валютные нарушения – ст. 193 УК РФ.

В ней речь идет о неисполнении обязанности резидента по возврату денежных средств (репатриации), пороговой суммой привлечения к уголовной ответственности является крупный размер – сумма от 9 миллионов рублей, непоступивших или невозвращенных на банковский счёт, особо крупный – от 45 миллионов рублей. На текущий момент идет дискуссия об упразднении ст. 193 УК РФ, при этом её состав будет отнесен к квалифицирующим признакам преступлений, уголовная ответственность за совершение которых предусмотрена ст. 159, 171, 174, 196 УК РФ. 

Как избежать штрафа по 15.25 КоАП РФ?

Возможность избежать штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ есть, при этом универсального порядка действий для достижения данной цели не существует, поскольку формальное привлечение к административной ответственности за валютные правонарушения без штрафа главным образом зависит не от действий резидента после нарушения сроков валютного контроля, а ДО такового. 

Залог освобождения от штрафа по ст. 15.25 КоАП РФ – в содержании внешнеторгового контракта. В частности, наши юристы уже давали общие рекомендации, как составить импортный контракт, с тем чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности за правонарушения в сфере валютного законодательства. 

Для контролирующих органов при определении вины в составе административного правонарушения ключевым фактором является какие действия участник ВЭД мог предпринять на стадии предконтрактной подготовки, исполнения контракта, для предупреждения риска нарушения сроков валютного контроля и какие действия он фактически предпринял после нарушения сроков?

Если резидент не прописал во внешнеторговом контракте четкие сроки поставки товара, отправления и зачисления денежных средств, ответственность сторон за нарушение сроков, компенсационные меры за нарушение своих обязательств по соблюдении сроков, срок возврата денежных средств при непоставке товара (репатриацию валюты) и прочее, то говорить об освобождении от штрафа по 15.25 КоАП РФ не приходится. 

Зачастую единственным шансом на отсутствие штрафа является заключение грамотного дополнительного соглашения к внешнеторговому контракту, в рамках которого фиксируется не только изменение сроков (если такое ещё возможно), но и прописываются необходимые положения, которые позволят подтвердить регуляторам, что участник внешнеторговой сделки добросовестно предпринял все возможные и достаточные меры для устранения рисков нарушения сроков валютного контроля.

Рекомендации по снижению рисков 

Минимизировать риски привлечения к ответственности за валютные правонарушения можно за счёт грамотной работы на этапе ДО нарушения сроков валютного контроля, например, при пропуске срока возврата авансового платежа в случае непоставки товара. 

Юристы нашей компании рекомендуют предпринять следующий комплекс мер:

  1. Проявить осмотрительность при выборе иностранного контрагента и сохранить доказательства предпринятых вами мер по проверке его благонадежности до заключения внешнеторгового контракта. Ранее мы писали о том, как проверить поставщика из Китая.
  2. Прописать во внешнеторговом контракте сроки не только сроки, например, возврата авансового платежа при непоставке товара, но и сроки отправления и сроки получения денежных средств, предусмотрев при этом временной период на техническое проведение межбанковских операций.
  3. При составлении внешнеторгового контракта необходимо прописать не только санкции за нарушение срока исполнения обязательств, но и предусмотреть компенсацию возможных издержек.
  4. При определении применимого права и арбитража для урегулирования возможных споров по внешнеторговому контракту учитывать реальную возможность и соответствующие расходы на ведение такого судебного процесса.
  5. В ходе исполнения внешнеторгового контракта письменно уведомлять сторону о приближающихся сроках исполнения обязательств и сохранять соответствующие уведомления.
  6. В случае фактического нарушения сроков инициировать и активно вести претензионную и/или судебную работу в отношении контрагента.

Данные рекомендации являются действенными как для снижения рисков привлечения к ответственности за валютные нарушения, так и для освобождения от штрафа при формальном привлечении к административной ответственности. 

Источник: https://xn--80aeai2cdh2i.xn--p1ai/articles/narusheniya-valyutnogo-zakonodatelstva-kak-izbezhat-shtrafa-po-15-25-koap-rf/

Об административной ответственности за нарушение валютного законодательства, Письмо Минфина России от 09 апреля 2004 года №15-05-29/455

Привлечение к административной ответственности по ст.15.25 КоАП. (валютное законодательство для физ. Лиц)

Направляем для использования в работе подготовленные департаментом валютного контроля Минфина России обзоры практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.

25 КоАП РФ, рассмотрения департаментом валютного контроля Минфина России жалоб лиц, привлеченных к административной ответственности, предусмотренной статьей 15.

25 КоАП РФ, за период с октября 2003 года по апрель 2004 года.

Руководитель департаментавалютного контроляМинистерства финансов РФВ.В.Белый

Приложение. Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением статьи 15.25 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации (далее – КоАП РФ), за период с октября 2003 года по апрель 2004 года

Приложениек письму Министерства финансов РФ

от 9 апреля 2004 года N 15-05-29/455

Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с применением части 1 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ)

1. Арбитражный суд признал, что в обстоятельствах, когда в деле отсутствуют доказательства того, что резидент обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд, а также нет свидетельств об обращении резидента в ЦБ РФ за получением разрешения, бездействие резидента не может быть расценено как невиновное.

Резидент 20 ноября 2000 года заключил импортный контракт с нерезидентом на поставку оборудования, технической документации и запасных частей к оборудованию. Согласно контракту, нерезидент обязался выполнить шефмонтажные и пусконаладочные работы, обеспечить обучение на действующем оборудовании персонала покупателя-резидента.

При осуществлении расчетов покупатель-резидент оплатил часть от общей суммы контракта, оставшуюся часть продавец-нерезидент обязался погасить за счет собственных средств поставкой оборудования в качестве взноса в уставный капитал покупателя-резидента. Оборудование, запасные части и техническая документация были ввезены на территорию Российской Федерации.

Однако до настоящего времени не произведены обучение персонала покупателя-резидента, шефмонтажные и пусконаладочные работы. Постановлением органа валютного контроля 7 октября 2002 года резидент был привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ па основании следующего. Согласно пункту 9 “а” и пункту 10 “е” статьи 1 Закона РФ от 09.10.

92 N 3615-1 “О валютном регулировании и валютном контроле” (далее – Закон), оплата услуг с отсрочкой их получения на срок более 90 дней является валютной операцией, связанной с движением капитала. “Подобные валютные операции, согласно пункту 2 статьи 6 указанного Закона, осуществляются резидентами в порядке, устанавливаемом Центральным банком Российской Федерации.

Названное предприятие обязано было получить разрешение Центробанка РФ на указанную валютную операцию, но за разрешением не обратилось”. Резидент обратился с жалобой на постановление в вышестоящий орган – департамент валютного контроля Минфина России, в удовлетворении жалобы резиденту было отказано.

Резидент обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным постановления органа валютного контроля и решения вышестоящего органа. Суд первой инстанции, отменяя постановление и решение, указал следующее.

Органом валютного контроля не представлены доказательства вины резидента в совершении административного правонарушения.

“Факт невыполнения китайской стороной своих обязательств не может образовывать состав указанного правонарушения, так как это не может расцениваться как перевод в Российскую Федерацию из Российской Федерации иностранной валюты для осуществления расчетов, связанных с кредитованием экспортно-импортных операций на срок не более 90 дней и предоставлением и получением отсрочки платежа на срок более 90 дней по экспорту и импорту товаров, потому что в договоре поставки таких условий не содержится”.

Правонарушение по части 1 статьи 15.25 КоАП РФ не является длящимся, так как “в соответствии с пунктом 1.4 Положения ЦБ РФ от 21.12.2000 “О выдаче территориальными учреждениями ЦБ РФ разрешений юридическим лицам – резидентам на осуществление отдельных видов валютных операций, связанных с движением капитала” разрешение (дополнение к разрешению) должно быть получено юридическим лицом до момента возникновения обязательств по валютной операции”. Срок привлечения к административной ответственности истек согласно действовавшему на момент совершения правонарушения КоАП РСФСР.

Суд апелляционной инстанции, отменив решение суда первой инстанции (в связи с допущенными нарушениями норм процессуального права), удовлетворил требования резидента по тем же основаниям, что и суд первой инстанции.

Суд кассационной инстанции отменил решение и постановление судов первой и апелляционной инстанций и в удовлетворении требований резиденту отказал на основании следующего.

“В деле отсутствуют доказательства того, что последний обращался к контрагенту с требованием об исполнении обязательств по контракту либо в суд. Также общество не обращалось в ЦБ РФ за получением разрешения. При таких обстоятельствах бездействие резидента не может быть расценено как невиновное. Неверным является вывод суда о нарушении срока привлечения к ответственности… В соответствии с пунктом 3 статьи 1.7 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении осуществляется на основании закона, действующего во время производства по указанному делу. При обнаружении правонарушения, возбуждении производства по делу и вынесении постановления по делу вступил в силу и действовал КоАП РФ” (Волго-Вятское РУ ВК МФ РФ).

Источник: http://docs.cntd.ru/document/901897190

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: