Полномочия налоговых органов при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль организаций

Содержание
  1. Камеральная налоговая проверка
  2. Предмет камеральной налоговой проверки.
  3. Специальное разрешение на проведение камеральной налоговой проверки.
  4. Срок проведения камеральной проверки
  5. Предоставление пояснений
  6. Перечень документов
  7. Ответственность за неисполнение требований налогового органа.
  8. Оформление результатов камеральной налоговой проверки.
  9. Какие документы для камеральной проверки по налогу на прибыль
  10. Камеральная проверка по налогу на прибыль
  11. Как пройти камеральную проверку по налогу на прибыль?
  12. Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция
  13. Какие документы могут требовать при камеральной и встречной проверках
  14. Камеральные проверки
  15. Камеральная налоговая проверка: истребование документов
  16. Камеральная налоговая проверка
  17. Камеральная проверка по налогу на прибыль
  18. Порядок проведения камеральной налоговой проверки
  19. Ключевые моменты проверки налога на прибыль
  20. Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль
  21. Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ

Камеральная налоговая проверка

Полномочия налоговых органов при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль организаций

Камеральная налоговая проверка организации проводится по месту нахождения налогового органа.

Предмет камеральной налоговой проверки.

Проводится на основе деклараций и расчетов, которые периодически представляются организацией в налоговый орган, а также на основе других документов о деятельности организации, имеющихся у налогового органа.

Например, основанием для камеральной проверки может стать подача организацией в налоговый орган декларации или расчета авансовых платежей по НДС, налогу на прибыль или в связи с подачей в налоговый орган уточненной декларации и др.

Специальное разрешение на проведение камеральной налоговой проверки.

Специальное разрешение руководителя налогового органа на проведение камеральной налоговой проверки должностным лицам налогового органа, проводящим проверку, не требуется. Более того, о начале проверки не требуется и извещения организации. Таким образом, организация может и не знать, что в отношении ее в данный момент такая проверка проводится.

Срок проведения камеральной проверки

Срок проведения камеральной проверки — не более трех месяцев со дня представления организацией налоговой отчетности. Продление срока камеральной налоговой проверки законодательством не предусмотрено.

Предоставление пояснений

Налоговый орган вправе затребовать пояснения от организации, если в ходе камеральной проверки выявлены ошибки в налоговой декларации и (или) расчете или противоречия между сведениями, представленными налогоплательщиком, и имеющимися у налогового органа. Организация вправе приложить к пояснениям документы, подтверждающие достоверность данных, внесенных в налоговую декларацию (расчет).

Перечень документов

Перечень документов, который налоговый орган вправе истребовать у организации в ходе камеральной налоговой проверки, ограничен следующими документами:

— документы, подтверждающие право организации на налоговые льготы, в случае если организация использует налоговые льготы; — документы, подтверждающие правомерность применения организацией налоговых вычетов по НДС; — при проверке декларации (расчета) по налогу на прибыль организации — участника инвестиционного товарищества — сведения о периоде участия в таком договоре, о приходящейся на него доли прибыли (убытков); — при проверке уточненной декларации (расчета), которая подана по истечении двух лет со дня, установленного для подачи первичной отчетности за соответствующий период, в которой сумма налога к уплате меньше либо сумма убытка больше, чем в ранее поданной отчетности за тот же период — могут быть затребованы первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в показателях налоговой декларации (расчета), а также аналитические регистры налогового учета, на основании которых были сформированы указанные показатели налоговой отчетности до и после их корректировки; — при проверке налогов, связанных с использованием природных ресурсов, — документы, являющиеся основанием исчисления и уплаты таких налогов; — иные документы, которые налогоплательщик был обязан представить вместе с налоговой декларацией.

Ответственность за неисполнение требований налогового органа.

Невыполнение требования налогового органа о представлении документов в установленный срок может повлечь наложение на налогоплательщика штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (п. ст.126 Налогового кодекса)

Требование о представлении документов должно относиться к предмету проверки и позволять организации четко определить, какие именно документы запрашивают налоговые органы.

Нарушение данного требования влечет отсутствие оснований для применения к организации ответственности по п.1 ст.126 Налогового кодекса за невыполнение требования налогового органа.

Оформление результатов камеральной налоговой проверки.

Если по результатам проведения камеральной налоговой проверки, а также рассмотрения представленных налогоплательщиком пояснений и документов налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения или иного нарушения законодательства о налогах и сборах, должностные лица налогового органа обязаны составить акт налоговой проверки в течение 10 рабочих дней после ее окончания.

Акт вручается налогоплательщику или его представителю в срок 5 рабочих дней. Таким образом, по результатам камеральной налоговой проверки акт составляется только в том случае, если выявлены какие-либо нарушения законодательства о налогах и сборах.

В случае же, если по результатам проверки нарушений не выявлено, составления какого-либо документа, фиксирующего результаты камеральной проверки, не требуется.

Источник: https://zen.yandex.ru/media/oktavian/kameralnaia-nalogovaia-proverka--59e497b479885ebd4ef448e9

Какие документы для камеральной проверки по налогу на прибыль

Полномочия налоговых органов при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль организаций

Целью ведения деятельности коммерческих предприятий служит получение прибыли. В случае превышения расходов над доходами в декларации заявляется убыток.

При подаче организацией данных об убытках инспектор камерального отдела затребует документы, подтверждающие причины отсутствия прибыли.

Показатели Оправдательные документы Полученного дохода от реализации, произведенных расходов Расшифровки показателей – налоговые регистры доходов, расходов Внереализационных доходов и расходов Регистры, расшифровки, договоры Проведенных сделок Договоры, перечень контрагентов, расшифровки дебиторской и кредиторской задолженностей Заработной платы Штатное расписание, выписки из лицевых счетов Иные формы, необходимые для проверки Налогоплательщик самостоятельно определяет перечень оправдательных документов первичного учета и налоговых регистров, позволяющих подтвердить данные.

  • нумерация листов – сплошная, арабскими цифрами, начиная с единицы;
  • все листы скрепляются в сшиве на 2-4 прокола прочной нитью, концы которой связываются на обратной стороне последнего листа;
  • в месте скрепления –должна быть бумажная наклейка (прямоугольник размером 40 на 50 мм);
  • наклейка должна закрывать место скрепления полностью;
  • на наклейку наносится заверительная надпись с указанием количества (арабскими цифрами и прописью) листов;
  • надпись скрепляется подписью руководителя или другого представителя компании с указанием его фамилии и инициалов, должности, даты подписания;
  • если есть

печать – поставить ее на заверительной надписи так, чтобы печать частично захватывала бумажную наклейку, заклеивающую концы нити, личную подпись, фамилию, инициалы лица, заверившего документы, дату их заверения.

Камеральная проверка по налогу на прибыль

А44–152/2010);

  • налоговый орган в установленный законом срок не принял решение по заявлению налогоплательщика о продлении либо об отказе в продлении срока представления документов и не довел данное решение до сведения налогоплательщика (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22 апреля 2011 г. № А56–40217/2010).

Какие еще нарушения порядка истребования документов позволят налогоплательщикам избежать ответственности по ст. 126 НК РФ? Во-первых, обратим внимание на новую норму п. 5 ст.

93 НК РФ, в соответствии с которой «в ходе проведения налоговой проверки, иных мероприятий налогового контроля налоговые органы не вправе истребовать у проверяемого лица документы, ранее представленные в налоговые органы при проведении камеральных или выездных налоговых проверок данного проверяемого лица». Согласно п. 15 ст. 7 Федерального закона от 27 июля 2006 г.

Как пройти камеральную проверку по налогу на прибыль?

Перечень документов, которые инспекция вправе запросить, остался открытым. Но есть основное условие, которому должны соответствовать запрошенные документы: их относимость к определению показателей, отраженных в декларации по НДС.
Таким образом, в требовании о представлении документов инспекция может запросить:

  • полученные и выставленные счета-фактуры;
  • первичные документы (акты, товарные накладные), подтверждающие приобретение товара, услуги, работы и принятие их к учету;
  • договоры с поставщиками;
  • копии книги продаж, книги покупок, журнала учета полученных и выставленных счетов-фактур за период, отраженный в декларации;
  • др.

Камеральная проверка: какие документы вправе затребовать инспекция

  • Важно
  • Налоговые проверки

Порядок проведения камеральной налоговой проверки (КНП) исчерпывающе изложен в ст. 88 НК РФ. Контроль исчисления налога на прибыль осуществляется на основании данных декларации или иных документов, предоставленных организацией или имеющихся в распоряжении Инспекции.

Камеральная проверка по налогу на прибыль производится инспектором в рамках должностных обязанностей и не требует издания решения за подписью начальника или заместителя Инспекции. В процессе мероприятия контроля производится проверка соблюдения сроков подачи отчетности, полноты заполнения, сопоставления показателей.
Основными задачами инспекторов служат контроль за правильностью определения базы –доходов, уменьшенных на величину расходов, и налогообложения.

Какие документы могут требовать при камеральной и встречной проверках

Выявлены нарушения:

  • в течение 10 рабочих дней с момента завершения камеральной проверки составляется акт камеральной проверки в соответствии со ст.100 НК РФ;
  • акт не позднее 5 рабочих дней с даты составления вручается налогоплательщику;
  • налогоплательщик в течение 1 месяца вправе подать возражения на акт камеральной проверки;
  • в течение 10 рабочих дней после окончания срока представления возражений руководитель налогового органа обязан рассмотреть материалы проверки, возражения налогоплательщика, и вынести решение о привлечении либо об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Подача возражений на акты налоговых проверок Налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика о времени и месте рассмотрения материалов проверки.

Камеральные проверки

В нем необходимо указать основание представления документов, реквизиты требования о представлении документов, количество сшивов и количество листов, содержащихся в каждом сшиве.

Несмотря на то, что поводы для истребования документов можно пересчитать по пальцам, налоговики зачастую выходят за определенные законом рамки и направляют требования, когда им того захочется и запрашивают гораздо более широкий перечень документов.

Именно поэтому каждое полученное требование необходимо подвергать строгому анализу и никогда не представлять «лишние» документы. В следующем материале мы поговорим об этом подробнее.

Камеральная налоговая проверка: истребование документов

Декларация по НДС До этого года при камеральной проверке декларации по НДС инспекция вправе была истребовать у компании документы только в одном случае:

  • если в декларации по НДС налог заявлен к возмещению.С 1 января 2015 года в Налоговый кодекс были введены дополнительные основания, позволяющие истребовать у компании документы во время проведения камеральной налоговой проверки:
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат другим данным из этой же декларации;
  • сведения об операциях, отраженных в декларации по НДС, противоречат данным в налоговой декларации, представленной другим лицом, либо в журнале учета счетов-фактур, представленном другим лицом.

Причем выявленные противоречия должны свидетельствовать о занижении суммы НДС к уплате или о завышении суммы НДС к возмещению.

Камеральная налоговая проверка

Проводя камеральную проверку, инспекция вправе истребовать у налогоплательщика дополнительные документы, получить объяснения и интересующие ее сведения. Какие документы могут быть истребованы? Как быть, если их слишком много? Можно ли продлить срок представления документов? За что можно привлечь налогоплательщика к ответственности по ст.

126 Налогового кодекса РФ и как избежать такой ответственности? Ответы на эти и другие вопросы вы найдете в настоящей статье. В первую очередь определим, какие документы и в каких случаях вправе истребовать налоговые органы при камеральной проверке. В пункте 3 ст.

Причем состав таких дополнительных документов в каждом случае налогоплательщик определяет самостоятельно. В частности, компания может представить выдержки из регистров налогового или бухгалтерского учета, обороты по счетам, из которых можно увидеть формирование показателей спорных строк налоговой декларации.

Декларация по прибыли с убытком Компания сдала декларацию по налогу на прибыль, в которой показан убыток. В данном случае инспекция в ходе камеральной проверки по прибыли вправе направить компании требование о представлении пояснений, обосновывающих размер убытка.

В ответ на требование необходимо направить в ИФНС письмо, где подробно раскрываются причины образования убытка в соответствующем периоде. Там же стоит привести факторы хозяйственной деятельности компании, из-за которых возникло превышение расходов над доходами.

НК РФ описывает возможность проведения КНП при наличии поданной налогоплательщиком декларации и, возможно, иных документов — как представляемых налогоплательщиком, так и полученных налоговыми органами из других источников.

Следовательно, проведение КНП на основании только имеющихся у налогового органа сведений и документов в случаях, когда налогоплательщик не представил декларацию, невозможно — к данному выводу пришел Президиум ВАС (Постановление от 26.06.

2007 N 1580/07).

Судьи, руководствуясь принципом недопустимости расширительного толкования норм налогового законодательства, решили, что такая форма налогового контроля, как КНП, может проводиться только при наличии налоговой декларации, а в отсутствие декларации проведение КНП и доначисление по ее результатам налогоплательщику налога, пеней и штрафа невозможно.

Источник: http://kodeks-alania.ru/kakie-dokumenty-dlya-kameralnoj-proverki-po-nalogu-na-pribyl/

Камеральная проверка по налогу на прибыль

Полномочия налоговых органов при камеральной проверке декларации по налогу на прибыль организаций

Успешная сдача отчётности ФНС РФ всегда подразумевает прохождение камеральной проверки по налогу на прибыль без вопросов со стороны налоговых органов. Однако это означает, что соответствующая декларация должна быть заполнена налогоплательщиком верно и не вступать в противоречие с другими документами, которые есть у налоговой инспекции.

Порядок проведения камеральной налоговой проверки

Осуществление камеральной проверки достаточно подробно регулирует статья 88 НК РФ. И тут нужно учесть следующее:

  1. Камеральная проверка по налогу на прибыль производится исключительно в отношении предъявленной декларации. Но если ту своевременно не подали, инспекция имеет право на самостоятельную проверку налогоплательщика. В подобной ситуации ФНС РФ прибегает к собственным источникам.
  2. Проверка происходит в течение 3 месяцев с момента предъявления декларации. Если она не была предоставлена, то в таком случае ФНС ориентируется на те сроки, в рамках которых налогоплательщик должен был подать отчётность.
  3. Камеральная проверка отличается от всех остальных мероприятий налогового контроля тем, что не требует специального уведомления налогоплательщика или же вынесения отдельного решения.
  4. Если в декларации заявлен убыток, наблюдаются ошибки или же расхождения с другими документами, ФНС РФ отправляет налогоплательщику требования предоставить уточнения, ответить на вопросы или же внести необходимые исправления.
  5. После получения обозначенного требования у налогоплательщика будет 5 рабочих дней на его выполнение. Предоставить ответы он может по своему усмотрению устно (лично или по телефону) или в письменном виде. Документы и другие сведения отправляются заказным письмом с описью всего, что вложено, вручаются напрямую или же посредством представителя, а также могут быть отосланы по электронной почте.
  6. У налогоплательщика есть право в рамках отстаивания своей позиции отправить налоговые, бухгалтерские регистры и прочие сведения, которые могут прояснить ситуацию.
  7. Налогоплательщик может предъявить уточнённую декларацию. В таком случае срок камеральной проверки обновляется. То есть его будут отсчитывать заново, начиная с момента получения соответствующего документа.
  8. В ситуациях, когда налогоплательщик предоставил декларацию на 2 года позже того периода, в рамках которого должен был предъявить, причём убыток возрос или уменьшен налог, ФНС РФ вправе запросить первичные документы и другие пояснения.
  9. Если проверяемое лицо воспользовалось льготами при начислении налогов, оно должно подтвердить, что у него есть соответствующее право.

Камеральная проверка заканчивается автоматически, если по её результатам никаких проблем не выявлено. Иногда обнаруживаются неточности, однако налогоплательщик предоставляет исчерпывающие пояснения или же вносит исправления. В таком случае ситуация исчерпывается, никаких дополнительных документов ФНС РФ не оформляет.

Однако если нарушения достаточно грубые, налогоплательщик не предоставил объяснения в течение 5 рабочих дней (или же те оказались недостаточными), то инспекция составляет соответствующий акт. Для налогоплательщика это означает штраф и пеню. Кроме того, если у инспекции возникли сомнения в добросовестности проверяемого лица, она может назначить уже выездную проверку.

Что делать, если нарушения, неточности и противоречия всё же обнаружены? Тогда ФНС РФ в рамках 10 рабочих дней после окончания камеральной проверки обязан составить акт. И ещё в течение 5 рабочих дней после подписания данного документа его должны вручить налогоплательщику.

Дальше у проверяемого лица появляется по закону месяц на то, чтобы предоставить ФНС РФ возражения. Они оформляются в произвольной форме, но с учётом всех требований, которые сегодня предъявляются к деловой переписке как к таковой.

Все указанные в возражении факты должны иметь непосредственное отношение к начислению налога на прибыль, обосновывать правильность произведённых налогоплательщиком расчётов, его право на конкретную льготу и т. п. Крайне желательно сослаться на конкретные статьи законов и на подзаконные нормативно-правовые акты. Разумеется, все документы должны быть действующими.

Поскольку от правильности заполнения возражений зависит судьба штрафа, пени, а также других возможных негативных последствий для налогоплательщика, то при наличии пробелов в отношении данного вопроса лучше всего обратиться к юристам. Или же к налоговым консультантам, которые помогут быстро и грамотно оформить необходимые документы.

Дальше у руководителя конкретного регионального отделения ФНС РФ есть 10 рабочих дней на изучение возражения.

По итогам всего выносится решение или об отказе о привлечении к ответственности или о привлечении к ней с указанием конкретных мер (штраф с точной суммой, пеня и т. п.).

Помимо этого руководитель также вправе продлить проверку на ещё один месяц или же назначить проведение других мероприятий по налоговому контролю.

Ключевые моменты проверки налога на прибыль

Чтобы избежать неприятностей, декларацию перед подачей в ФНС РФ желательно тщательно проверить. Если вы заполняете её вручную, то убедитесь, что в расчёты не закрались арифметические ошибки.

Плюс — все суммы, указанные в листе 02, должны совпадать с теми цифрами, которые идут в приложениях к нему.

Если документ заполняется в одной из бухгалтерских программ, то подобные моменты обычно проверяются автоматически.

Все случаи, когда налогоплательщик заявляет льготы или снижает ставку, вызывают повышенный интерес со стороны инспекции. То есть, нужно заранее подготовиться к тому, чтобы отстоять свои права.

Инспекторы часто сверяют доходы, которые указаны по налогу на прибыль, с тем, что зафиксировано в отношении НДС.

И тут могут появиться следующие вопросы:

  1. Появилась сумма, которая облагается НДС, но не налогом на прибыль. Скажем, речь идёт о безвозмездной передаче собственности.
  2. Организация осуществляет операции, которые не подпадают под НДС. В такой ситуации нужно обязательно заполнить раздел 7 при оформлении декларации по НДС, иначе возникнут вопросы.
  3. В категории внереализационных доходов появилась прибыль, которую надо обложить НДС, но при начислении налога на прибыль она не указывается в расшифровке полученной выручки. Тогда налогооблагаемая база по НДС превысит выручку, показанную в декларации по налогу на прибыль, что тоже потребует объяснений. Скорее всего, надо будет предоставить регистры.
  4. Организация осуществляет операции, облагающиеся НДС с нулевой ставкой. В данном случае основные вопросы связаны с тем, что срок использования этой ставки и время подтверждения соответствующего права периодически расходятся. Как правило, образуются остатки на начало и конец сравниваемых периодов. Если у ФНС РФ возникают вопросы, надо будет предъявить регистры и объяснить, откуда и что взялось, каким образом.
  5. Обычно много внимания приковывается к убыткам. Речь идёт о минусах по отчётному периоду. Отдельный акцент ставится на приложении № 3, которое идёт к листу 02.
  6. Если были авансовые платежи и уточнённые декларации, этот момент тоже следует иметь в виду. Иногда по нему возникает путаница.
  7. Иногда организация платит и другие налоги, помимо того, что взимается с прибыли и НДС. Допустим, с какого-то имущества. В такой ситуации необходимо зафиксировать все начисленные налоги за конкретный период. По ним тоже могут потребоваться уточнения.
  8. Обязательно необходимо учитывать не только налоговую, но и бухгалтерскую отчётность. Сумма налога на прибыль везде должна совпадать. Разночтения вызовут закономерные вопросы у ФНС РФ.
  9. Некоторые фирмы получают финансирование целевого характера. Если компания заполняет лист 07 при оформлении декларации на прибыль, причём речь идёт о существенных суммах, то в таком случае с большой долей вероятности у неё потребуют пояснения.
  10. Если организация подаёт данные по нескольким обособленным подразделениям, нужно учесть, что сумма всех налогов на прибыль должна совпадать с итоговой цифрой. Особое внимание следует уделить также авансовым платежам, поскольку с ними возможны различные неприятности.

Если организация предоставляет полные и исчерпывающие ответы по всем возникающим вопросам, то проблем с ФНС РФ у неё не будет. При этом незначительные ошибки в отдельных строках, которые не влияют на правильность оформления декларации в целом, не требуют предоставления исправленного документа.

Они также не влекут за собой составления акта по итогам камеральной проверки. То есть налогоплательщику достаточно будет предоставить пояснения, как правило, в письменном виде.

Сроки проведения камеральной налоговой проверки по налогу на прибыль

Осуществление камеральной проверки происходит в течение 3 месяцев. Причём отсчёт начинается с момента предоставления декларации. А вот день предоставления пояснений на сроки никак не влияет.

Как правило, камеральную проверку не продлевают. Исключения составляют только случаи выявления нарушений, когда по итогам рассмотрения возражения (если оно было предоставлено) руководитель выносит окончательное решение.

Среди прочего он может продлить камеральную проверку ещё на 1 месяц. Однако чаще всего на практике ФНС РФ начинает углублённо изучать деятельность конкретного налогоплательщика, то есть назначается выездная проверка.

Что же касается камеральной, то не существует запрета на её повторное проведение. В частности, если налогоплательщик предоставил уточнённую декларацию, то в таком случае срок (3 месяца) будет отсчитываться заново с момента предъявления именно этого документа.

В ходе камеральной проверки основным документом, который изучает инспектор, является декларация. Вот почему привязка именно к нему имеет такое значение.

Камеральная проверка: готовим обоснованный ответ

Как уже и говорилось выше, при прохождении камеральной проверки принципиальное значение имеет грамотный и содержательный ответ. Обратите внимание на то, что ФНС РФ вправе затребовать исключительно то, что относится к налогу на прибыль, то есть документы о будущих сделках или же данные по другим сборам вы не обязаны предоставлять.

Ответ ФНС РФ, даже если налогоплательщик отказывается предоставлять данные (например, их у него нет), должен быть в любом случае обоснованным. Например, инспекция хочет от компании аналитику по рынку.

В этом случае следует указать, во-первых, что к камеральной проверке по налогу на прибыль подобные сведения отношения не имеют.

Во-вторых, что вы не обладаете возможностью дать эту информацию, так как не занимаетесь указанной аналитикой.

Защищать свои права стоит, основываясь на законах. Причём желательно указывать ещё и подзаконные акты, например, письма, опубликованные самим ФНС.

Если вы не понимаете, как подготовить обоснованный ответ инспекции, обратитесь к профессионалам. Наши налоговые консультанты внимательно изучат вашу ситуацию и сделают всё для того, чтобы защитить ваши интересы.

Источник: https://nalog-blog.ru/kameralnaya/kameralnaya-proverka-po-nalogu-na-pribyl/

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: