ОРМ «Обследование помещений»

Обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств как ОРМ

ОРМ «Обследование помещений»

Одной из наиболее часто проводимых розыскных мер в расследовании административных и уголовных дел является обследование помещений, зданий, территории и транспортных средств. Ее проведение регламентировано Приказом МВД №249 от 30.03.2010 года, процедура выполняется в рамках ревизии, инкогнито или по поручению вышестоящих органов.

Обследование помещений, территории и транспорта в розыскных мероприятиях

Процедура обследования технических и жилых помещений, отдельных зданий, территорий и различных транспортных средств – это одна из оперативно-розыскных мер, которая представляет собой осмотр, проводимый визуально либо с применением спецтехники, имеющий целью установить местонахождение лиц, имущества, потайных хранилищ и пр., а также определить обстоятельства события, являющегося объектом административно-гражданского или уголовного дела. Обследование помещений, участков территории или транспорта может выполняться по следующему алгоритму:

  • На гласной основе в ходе ревизионных действий.
  • Негласно, в том числе в режиме инкогнито и с соблюдением конспиративных мер.
  • По поручению оперативника гражданином, который конфиденциально сотрудничает со следственным органом.
  • По поручению оперативника представителями структур, имеющих допуск для проведения таких проверок (электрики, пожарный, санитарный надзор и пр.).

Выполнение такого рода ОРМ допустимо исключительно на основании решения суда, если они затрагивают права гражданина на неприкосновенность жилья, обозначенные в Конституции; в иных случаях процедура выполняется при наличии постановления, выданного и утвержденного руководством соответствующего подразделения.

Классификация объектов

Процедура может потребоваться в рамках уголовного, административного или гражданского расследования, и целью является розыск и нахождение следующих вещей:

  • Орудия совершения преступления, похищенные ценности, иные предметы, добытые преступным способом.
  • Документы, наркотические вещества, иные вещи, способные служить прямыми либо косвенными доказательствами совершения преступления.
  • Находящиеся в розыске люди, трупы, следы, говорящие о совершении преступления.

Процедура обычно проходит в отдельном помещении или целом здании, транспортном средстве, на открытой территории. Основные объекты:

  • Помещение: это часть здания (производственное, общественно-административное, жилое, техническое), которая используется для сезонного или постоянного размещения людей/предметов.
  • Жилище: это строение, в составе которого есть помещения жилого и нежилого типа, пригодное для временного или постоянного использования. Оно необязательно является элементом жилищного фонда; к числу этих зданий относят квартиры, частные дома, гостиничные строения, садовые домики, времянки, бытовки и пр., при этом жилищем не считается вспомогательная постройка. К последним относят гаражи, склады, сараи, подполы и иные строения, применяющиеся для хозяйственно-бытовых задач.
  • Здание иного (не жилищного) назначения. Это могут быть постройки производственного типа, общественные, культурные, технические, сельскохозяйственные здания и иные виды сооружений.
  • Участок местности. Это земельные наделы независимо от формы владения, назначения и числа наземных элементов на них.
  • Транспортное средство. Сюда относятся все виды механических устройств для перемещения (автомобили, мотоциклетная техника, самолеты, плавательные суда, строительная спецтехника и пр.), которые имеют ДВС или электромотор.

Как проводится процедура?

Процесс осуществляет уполномоченное лицо, которое обязано поставить представителей администрации в известность о факте проведения процедуры, если она носит открытый характер; если изучение строений, участков местности и транспортных средств выполняется негласно, делать это не требуется. В зависимости от объекта алгоритм действий будет следующим:

  • Если требуется проверить участок местности, оперативно-розыскная мера заключается в осмотре территории. Для проведения таких действий не требуется судебное решение.
  • Проверка сооружений и отдельных помещений выражается в визуальном осмотре внутренней части на предмет поиска потерянных, украденных вещей, ценностей, а также следов совершения преступных действий или улик.
  • Для транспортных средств изучение включает визуальный осмотр снаружи (кузов, колесная база) и внутри (салон, подкапотное пространство, отдельные системы и силовые узлы). Также в процедуру может быть включена проверка груза и других элементов, находящихся внутри.

В случае, когда процедура не нарушает права человека, закрепленные в Конституции РФ, она выполняется без судебных санкций на основании нормативного акта ОРД.

Если происходит нарушение человеческих прав, необходимо наличие судебного акта, документально оформленного акта ОРО и специальных данных (ст. 8 федерального закона о проведении ОРД).

Согласно российскому законодательству, проведение обследования не нарушает свободу гражданина, если оно выполняется с согласия владельца участка/транспортного средства или одного из жильцов (если требуется проверка зданий либо помещений).

Если обследование выявило местонахождение разыскиваемых предметов (ценности, вещи, служащие доказательствами преступления, наркотические и иные вещества), необходимо принять меры к сохранению в неприкосновенности до момента гласных действий по изыманию либо до тайного контроля над дальнейшим перемещением.

Возможен вариант взятия пробы для идентификации или установления состава предмета/вещества. Начало гласных мероприятий, направленных на обнаружение и изъятие, назначают в зависимости от конкретных условий и обстоятельств, соображений тактики, необходимости контроля с целью обнаружения лиц, поместивших их там.

Немедленное наступление гласных мероприятий проводят, если объектом обнаружения является взрывчатое вещество или механизм, радиоактивные, химически опасные предметы.

Обследование помещений и целых зданий, а также участков местности и транспортных средств может проводиться с использованием специальной аппаратуры.

Сюда относится фототехника, копировальные устройства, приспособления для нанесения пометок, установки химловушек и других задач по образованию следов.

Законодательные основания

Данная мера регламентируется на федеральном законодательном уровне, согласно пункту 18 статьи 11 закона «О милиции», существует несколько случаев, когда вход в жилые/прочие принадлежащие гражданам строения либо помещения, на участки является беспрепятственным:

  • Преследование граждан, которые подозреваются в причастности к преступлению или совершении преступных действий.
  • Наличие доказательной базы в том, что на объекте совершается либо было совершено преступное действие.
  • Наличие доказательств либо весомых признаков того, что на объекте случился форс-мажор (несчастный случай).
  • Необходимость обеспечить гражданскую безопасность при стихийном бедствии, катастрофе либо в случае масштабных общественных беспорядков.

Данные права на беспрепятственное обследование помещений и отдельных зданий имеют сотрудники правоохранительных органов, в том числе ФСБ.

Согласно законодательству, они могут войти в здание, помещение или на территорию без предварительного получения согласия владельца, если есть необходимая информация, сообщающая о совершенном или совершающемся на территории преступлении.

При совершении такого обследования с проникновением на частную территорию сотрудники обязаны поставить в известность прокуратуру о проведении ОРМ в течение суток.

Беспрепятственным считается обследование зданий, отдельных частей, а также участков и транспорта, при котором не требуется получать разрешение собственника и не нужно его присутствие в ходе изучения.

Вхождение может подразумевать принудительное устранение препятствий, которые мешают процессу (двери, запоры, решетки и пр.).

Кроме того, по форме процесс проникновения может быть любым, от классического вхождения сотрудников до применения специальных средств и техники, в том числе для устранения препятствий.

Оформление процедуры

Обследование объекта независимо от его типа и статуса должно быть закреплено в письменном виде: сотрудник составляет протокол осмотра, где обозначаются следующие данные:

  • Дата и место, где был составлен и подписан документ.
  • ФИО, должность сотрудника, занимавшегося составлением протокола.
  • Информация о юрлице либо ИП: сюда относятся адреса, регистрационные данные, номер свидетельства, контактные данные, имена учредителей.
  • Данные о местности либо здании, которое было подвергнуто осмотру.
  • Информация об обнаруженных предметах, которые имеют отношение к расследованию (наименование, количество, состояние и т.п.).

При необходимости изъятия обнаруженных вещей следует произвести опечатывание помещений либо сооружений; если обследование происходит на территории производственного предприятия, его деятельность временно останавливают. Ксерокопию протокола необходимо передать представителю юрлица, получив подписи последнего на всех экземплярах документа.

В ряде случаев возникает потребность зафиксировать факт совершения преступных действий (к примеру, это может быть розлив алкогольной продукции без соответствующих разрешительных документов, производство и распространение поддельных товаров и пр.). Для этой цели применяют фотографическое оборудование, видеокамеры, диктофоны и прочую технику.

Нюансы осмотра транспорта

Помимо законов, затрагивающих уголовно-процессуальное дело и оперативные меры по розыску, обследование как ОРМ регламентируется положениями о ГИБДД, вневедомственной охране при ОВД, уставом ППС и рядом иных законодательных актов. Если процесс требует проведения осмотра личного транспортного средства или транспорта, принадлежащего юридическому лицу, сотрудники выполняют следующие действия:

  • Проверка документов, которые являются обязательными для вождения и грузоперевозок (водительские права, доверенности, допуски, накладные и пр.).
  • Поиск явных и скрытых технических неполадок транспорта.
  • Обнаружение и регистрация данных, которые свидетельствуют о факте совершения преступления на дороге, ДТП, доказательств участия конкретного транспортного средства в аварийной ситуации.

Визуальная проверка груза проводится с участием водителя, который непосредственно занимается грузоперевозкой, или сопроводителя.

Согласно положениям ПДД, водителем считается лицо, которое управляет автомобилем, мотоциклом, судном, летательным аппаратом или иным транспортным средством; к числу таких лиц относят собственно водителей, тех, кто учится управлению, инструкторов и т.д.

Сопроводителем груза может быть как сам водитель, так и специально подготовленный для этого человек (охранник, экспедитор).

В ходе проведения осмотра ТС, содержимого багажника, прицепа или иных вспомогательных видов техники для грузоперевозок сотрудник должен проверить надлежащие документы, их законность, правомерность составления и комплектность.

Если у него возникают подозрения в том, что эксплуатация транспорта связана с противоправной деятельностью, он имеет право досмотреть технику.

Согласно законодательному определению, досмотр представляет собой совокупность административных действий сотрудников правоохранительных органов, которые выполняются в случаях, спектр которых определен федеральным законом, равно как и порядок производства. Основные цели досмотра:

  • Поиск и принудительное изъятие похищенных или полученных иным преступным путем вещей, ценностей, документов, а также орудий преступления.
  • Поиск лиц, которые числятся в розыске.
  • Проверка на предмет отсутствия противоправных вещей в салоне, багажнике или прицепе ТС.

Выполнение досмотра регламентировано пунктами 7-9 статьи КоАП и рядом других законодательных постановлений, и согласно требованиям, оформление процесса требует составления протокола.

Сотрудник, проводящий досмотр, вправе потребовать получение неограниченного доступа к подкапотному пространству, в салон, багажник, прицеп и иные элементы ТС или транспортного состава.

Если в ходе изучения обнаруживаются предметы, запрещенные к перевозке, они изымаются, а на водителя и сопровождающих лиц составляется протокол о совершении правонарушения, все материалы передают в дежурный отдел ОВД.

Процедура как инструмент таможенных проверок

Данная оперативно-розыскная мера нередко применяется в комплексе с осмотром ТС, помещений и участков местности в соответствии с Таможенным кодексом (статьи 371, 372 и 375).

Основной задачей является подтверждение факта наличия товаров и транспорта, которые находятся под контролем таможенных органов, на территории, принадлежащей таможне.

Процесс может потребоваться, если в ходе работы поступают данные об утере, отчуждении, нарушении установленных правил и условий эксплуатации товаров либо транспортных единиц. Таможенное обследование проводится выборочно, объектами становятся территории, строения или ТС, где произошло правонарушение.

Также досмотр в рамках таможенной работы может осуществляться в местах пограничного пропуска, точках таможенного контроля, у лиц, занимающихся оптовой либо розничной реализацией импортируемой продукции: это может потребоваться при поступлении сведений о нарушении порядка растаможивания или иных условий продажи таких товаров на территории страны. Действия по осмотру проводятся уполномоченными сотрудниками при наличии разрешительной бумаги (предписание), на которой есть подпись руководителя таможни или заместителя такого должностного лица. Если доступ таможенных органов ограничивается принудительно, сотрудники вправе применить силу для его получения.

Выводы

Обследование зданий, отдельных комнат в строении, а также участков местности и транспортных средств – процедура, в которой вправе участвовать сотрудники полиции, ФСБ, ГИБДД, а также таможенных органов в зависимости от объекта исследования и искомых предметов/следов.

В ходе процесса может применяться специальная аппаратура и средства, способствующие розыску и анализу найденных вещей, обнаруженные предметы могут служить косвенными или прямыми уликами в расследовании преступных действий.

О проведении данной оперативно-розыскной меры сотрудники правоохранительных органов обязаны уведомлять прокуратуру, сама процедура может осуществляться как в гласном порядке, так и инкогнито или с установлением наблюдения за объектом.

Источник: https://ImBuilder.ru/obsledovanie-pomeshhenij-zdanij-sooruzhenij-uchastkov-mestnosti-i-transportnyx-sredstv-kak-orm/

Условия проведения оперативно-розыскных мероприятий

ОРМ «Обследование помещений»

Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности», регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий, в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Проведение ОРМ

Специфика осуществления оперативно-розыскной деятельности требует от органов, ее осуществляющих, при проведении оперативно-розыскных мероприятий соблюдения ряда законодательно установленных условий.

Прежде всего, необходимо отметить, что Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности» (далее — Закон об ОРД), регламентируя условия проведения оперативно-розыскных мероприятий (далее ОРМ), в части 1 статьи 8 конкретизировал конституционный принцип равенства всех перед законом и судом (статья 19 Конституции РФ).

В соответствии с этим принципом при наличии законных оснований ОРМ могут проводиться в отношении любых лиц независимо от их гражданства, национальности, имущественного, должностного и социального положения.

Однако необходимо иметь в виду, что этот принцип имеет некоторые исключения, связанные с провозглашенной Конституцией РФ неприкосновенностью Президента РФ, депутатов Федерального Собрания, судей, прокуроров и Уполномоченного по правам человека.

Некоторые оперативно-розыскные мероприятия, перечисленные в статье 6 Закона об ОРД, не требуют санкции руководителя органа, осуществляющего ОРД, и проводятся по решению сотрудника оперативного подразделения (опрос граждан; наведение справок; отождествление личности; обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств, кроме жилищ граждан). Также не требует санкции руководителя соответствующего органа, осуществляющего ОРД, проведение исследования предметов и документов при наличии стандартизированных методов исследования (например, определение наркотического средства с помощью экспресс-анализа). Однако проведение данных ОРМ требует соблюдения некоторых других условий.

Так, например, следует помнить, что основным условием проведения опроса, в том числе опроса с использованием полиграфа, является добровольное согласие лица на проведение его опроса.

Образцы для сравнительного исследования собираются на основании утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность, мотивированного рапорта сотрудника оперативного подразделения о необходимости проведения данного мероприятия, который приобщается к материалам оперативной проверки (дел оперативного учета). При этом, сотрудникам оперативных подразделений запрещается собирать образцы для сравнительного исследования, если их изъятие создает угрозу здоровью граждан, унижает их честь и достоинство, нарушает жизнедеятельность отдельных лиц, а также затрудняет функционирование учреждений, организаций, предприятий.

Проверочная закупка также осуществляется в соответствии с рапортом сотрудника оперативного подразделения.

Однако, проверочная закупка предметов, веществ и продукции, свободная продажа которых запрещена либо оборот которых ограничен, проводится только на основе мотивированного постановления, утвержденного руководителем органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность (часть 5 статьи 8 Закона об ОРД).

Кроме того, при проверочной закупке разрешено без лицензии использовать наркотические средства или психотропные вещества (в соответствии со статьей 36 Закона «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Эти же условия должны соблюдаться при проведении такого ОРМ, как контролируемая поставка.

Для привлечения к исследованию предметов и документов специалистов, обладающих соответствующими познаниями, сотрудник оперативного подразделения мотивированным рапортом докладывает о необходимости исследования предметов и документов руководителю органа, осуществляющего ОРД, на основе которого направляется письменное требование о производстве исследования соответствующими специалистами.

Метод наблюдения, как правило, осуществляется специализированными оперативно-поисковыми подразделениями по поручению (заданию) руководителей органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.

Электронная форма наблюдения, если она предполагает ограничение конституционных прав гражданина на неприкосновенность жилища, проводится только на основании решения суда.

Оперативные подразделения обязаны обеспечить безопасность граждан, привлекаемых к проведению отождествления личности. В ходе оперативной идентификации, как правило, запрещается:

  • оказывать воздействие на лиц, участвующих в ОРМ, и искусственно создавать условия, приводящие к ошибочному отождествлению опознаваемого лица с разыскиваемым преступником;
  • привлекать к отождествлению личности граждан, физические и психические качества которых заведомо ставят под сомнение результаты мероприятия;
  • действовать с нарушением положений оперативно-розыскного закона, иных актов по организации и тактике ОРД,
  • допускать действия, исключающие дальнейшее использование результатов мероприятия в соответствии с законом. Так, например, осуществление отождествления личности может привести в невозможности или утере доказательственного значения такого следственного действия, как предъявление для опознания.

Как отмечалось выше, ряд ОРМ объективно влекут ограничение конституционных прав и свобод человека и гражданина (обследование жилища; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров; снятие информации с технических каналов связи), поэтому для их проведения необходимо соблюдение особых дополнительных условий. Различают две группы таких условий проведения указанных ОРМ: общеобязательные и характерные для экстренного проведения.

Проведение ОРМ: общеобязательные условия

Общеобязательными условиями для проведения таких ОРМ являются:

  • наличие судебного решения;
  • наличие специальной информации об объектах ОРД, перечисленных в статье 2 Закона об ОРД ;
  • документально оформленное задание оперативного подразделения (в форме мотивированного постановления, утвержденного соответствующим руководителем).

При этом прослушивание телефонных и иных переговоров допускается только в отношении лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких преступлений, а также лиц, которые могут располагать сведениями об указанных преступлениях.

Кроме того, следует отметить, что, если целью указанных оперативно-розыскных мероприятий является обеспечение безопасности органов, осуществляющих ОРД, их проведение разрешается без судебного решения при наличии согласия защищаемого лица в письменной форме (часть 8 статьи 8 Закона об ОРД);

Проведение ОРМ: условия для экстренных случаев

Условия, характерные для экстренного проведения рассматриваемых ОРМ, предусматривают:

  • наличие обстоятельств, которые не терпят промедления и могут привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления;
  • наличие данных о событиях и действиях, создающих угрозу безопасности Российской Федерации;
  • наличие мотивированного постановления руководителя органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность.
  • уведомление суда (судьи) о проведенном мероприятии в течение 24 часов.
  • получение органом, осуществляющим ОРД, судебного решения о проводимом ОРМ в течение 48 часов с момента его начала.

Дополнительными условиями, характерными для экстренного проведения прослушивания телефонных переговоров, согласно части 4 статьи 8 Закона об ОРД является наличие:

  • угрозы жизни, здоровью, собственности отдельных лиц;
  • заявления или письменного согласия таких лиц на прослушивание телефонных переговоров;
  • возможности прослушивать переговоры, ведущиеся только с телефона заявителя;
  • уведомления суда (судьи) о прослушивании в течение 48 часов.

Часть 4 статьи 6 Закона об ОРД закрепляет порядок, согласно которого ОРМ, связанные контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, с прослушиванием телефонных переговоров, со снятием информации с технических каналов связи проводятся с использованием только оперативно-технических сил и средств органов ФСБ России и МВД России.

Закон запрещает проведение таких ОРМ, как обследование помещений, зданий, сооружений, участков местности и транспортных средств; контроль почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений; прослушивание телефонных переговоров и снятие информации с технических каналов связи по основаниям, предусмотренным пунктами 1-4 и 6 части 2 статьи 7 Закона об ОРД, т.е.

в целях оперативно-проверочной работы.

Говоря об условиях осуществления оперативного внедрения, следует отметить, что в зависимости от вида и сложности данного ОРМ его инициатор готовит на рассмотрение и утверждение руководителя органа, уполномоченного на осуществление оперативно-розыскной деятельности, следующие документы: мотивированный рапорт о необходимости и наличии законных оснований для проведения данного оперативно-розыскного мероприятия, предполагаемом объекте и субъекте внедрения; постановление об оперативном внедрении и др. Однако, в целях соблюдения конспирации перечисленные и другие документы могут не составляться.

Оперативный эксперимент проводится по мотивированному постановлению, утвержденному руководителем органа, уполномоченного на осуществление ОРД и только в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений средней тяжести, тяжких или особо тяжких, а также в целях выявления и установления лиц, их подготавливающих, совершающих или совершивших (часть 6 статьи 8 Закона об ОРД).

Отсутствие оснований и несоблюдение установленных законом оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий могут впоследствии стать   для стороны защиты поводом для заявления  ходатайства о признании недопустимыми доказательств, сформированных по результатам этих ОРМ. В следующих публикациях будут рассмотрены вопросы, касающиеся порядка проведения некоторых оперативно розыскных мероприятий, несоблюдение которого может нарушить права и свободы граждан или отрицательно сказать на результатах расследования и судебного разбирательства дела.

Источник: https://advokatsidorov.ru/usloviya-operativno-rozysknyx-meropriyatij.html

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: