Нарушение заказчика при проведении открытого конкурса. Как поступить

Содержание
  1. 44‑ФЗ простым языком. Часть 8
  2. Оценка заявок
  3. Подведение итогов
  4. Заключение контракта
  5. Признание открытого конкурса несостоявшимся
  6. Повторный конкурс
  7. Закрытый конкурс 44-ФЗ: правила проведения
  8. Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ
  9. Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  10. 6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  11. Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
  12. Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  13. Правила закрытых электронных закупок
  14. Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ | Контур.Закупки
  15. Нарушения при планировании
  16. Нарушения при определении способ проведения закупки
  17. Нарушения при проведении закупок
  18. Нарушения при заключении контракта и его изменении
  19. Иные правонарушения
  20. Уголовная ответственность
  21. Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе
  22. Сколько времени длится открытый конкурс
  23. Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса
  24. Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки
  25. Как подготовить и подать заявку на участие
  26. По каким критериям заказчик оценивает заявки
  27. Сроки заключения контракта
  28. В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

44‑ФЗ простым языком. Часть 8

Нарушение заказчика при проведении открытого конкурса. Как поступить

Порядок, место и сроки подачи заявки прописаны в документах закупки. Заявку на бумажный конкурс подают в запечатанном конверте, через который нельзя просмотреть содержимое. Заказчик может предложить участникам закупки шаблон заявки, но использовать его необязательно.

  1. Для юридического лица: название, адрес, телефон организации, ИНН учредителей, членов коллегиального исполнительного органа (или лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа). Для физического лица: ФИО, паспортные данные, адрес.
  2. Оригинал или нотариально заверенную копию выписки из ЕГРЮЛ или ЕГРИП не старше 6 месяцев от даты публикации конкурса в ЕИС. Электронную выписку, заверенную квалифицированной электронной подписью инспектора, принимают не все заказчики. Лучше не рисковать и приложить бумажную.
  3. Иностранные компании прикладывают:
    • копии документов, удостоверяющих личность,
    • заверенный перевод на русский язык документов о госрегистрации юрлица или ИП в соответствии с законодательством иностранного государства.
  4. Документ, дающий право сотруднику действовать от имени юрлица:
    • копию решения о назначении или избрании,
    • копию приказа о назначении сотрудника на должность, дающую эти полномочия.

     

    Если от имени участника действует другое лицо, то к заявке необходимо приложить доверенность на право это делать (с печатью организации и подписью руководителя) или ее нотариально заверенную копию. Если такую доверенность подписывает не сам руководитель, а уполномоченное им лицо, то к заявке нужно приложить документ, который подтверждает эти полномочия.

  5. Декларацию о соответствии единым требованиям к участникам закупок (ч. 1 ст. 31 44-ФЗ).
  6. Копии учредительных документов для юридического лица.
  7. Оригинал или копию решения об одобрении крупной сделки в этих случаях:
    • обеспечение заявки или контракта для участника — крупная сделка,
    • сумма контракта — крупная сделка, а учредительные документы организации-участника или законодательство требуют наличие такого решения.
  8. Оригиналы или заверенные копии документов, которые подтверждают преимущество для предприятий уголовно-исправительной системы и организациям инвалидов.
  9. Документы о том, что участник и объект закупки соответствуют условиям, запретам и ограничениям, если в закупке действует национальный режим. Если таких документов не будет, то товары будут считаться иностранными.
  10. Декларация о принадлежности к СМП или СОНКО, если закупка объявлена для этих категорий участников.

Заказчик не может требовать от участника другую информацию и документы, кроме перечисленных.

Можно подать только одну заявку на закупку или на отдельный лот. Заявку на совместное произведение искусства могут подать несколько человек, при этом они будут считаться одним участником закупки.

Если закупка проводится на выполнение двух и более поисковых научно-исследовательских работ, то участник может подать заявку только одну такую работу.

Участник несет ответственность за достоверность предоставленной информации и документов.

Оформление заявки

На конверте обязательно указывают наименование открытого конкурса. Также можно указать информацию о лице, которое подает заявку, но если такой информации не будет, заявку все равно примут. 

Все листы заявки на бумаге (или каждый ее том) необходимо:

  • Прошить и листы пронумеровать. Непрошитую заявку отклонят, но если листы не пронумерованы, отклонять не имеют права.
  • Прикрепить первым листом опись документов, входящих в состав. Без описи заявку отклонят.
  • Скрепить печатью, если она есть, и подписать.

Заказчик не может устанавливать другие требования к оформлению заявки, кроме перечисленных. Посмотрите, как правильно заверять документы.

Прием заявок

Заказчик регистрирует каждый конверт, поступившую в срок. Нельзя отклонить заявку, если на конверте нет информации о подавшем его лице. Этого также нельзя требовать в конкурсной документации.

Прием заявок прекращается, как только наступил срок вскрытия конвертов. Заказчик обязан сохранять конфиденциальность заявок. Запрещено повреждать и открывать конверты до их вскрытия. 

Если заявка подана после окончания срока подачи заявок, заказчик ее не рассматривает и отправляет обратно, если на конверте есть адрес отправителя. 

Если не подано ни одной заявки, открытый конкурс признается несостоявшимся. Если в закупке несколько лотов, не состоявшимся признается только тот лот, на который не подали ни одной заявки.

Вскрытие конвертов с заявками

Комиссия вскрывает все поступившие заявки одновременно: в то время и в том месте, которое было указано в закупке. Все участники, подавшие заявки, могут присутствовать на вскрытии конвертов или наблюдать за процессом в режиме реального времени. Также заказчик обязан вести аудиозапись процедуры.

Подать, изменить или отозвать заявку можно непосредственно на вскрытии конвертов, о чем заказчик объявляет перед вскрытием. Если кто-то подал две заявки или заявки на несколько научно-исследовательских работ в рамках одной заявки, заказчик их не рассматривает.

Заказчик объявляет вслух и вносит в протокол:

  • Место, дату и время вскрытия конвертов.
  • Информацию об участнике (юридическом или физическом лице).
  • Наличие необходимой информации и документов участника.
  • Условия исполнения контракта, по которым заказчик будет оценивать заявку.

Если на конкурс не подали ни одной заявки или подали только одну, открытый конкурс признают несостоявшимся. Это фиксируют в протоколе вскрытия конвертов. Протокол  подписывают все присутствующие члены комиссии сразу после вскрытия заявок и размещают в ЕИС не позже следующего рабочего дня (в течение трех рабочих дней, если закупка на научно-исследовательские работы).

Оценка заявок

Заявки оценивают не дольше 20 дней с даты вскрытия конвертов. Продлить этот срок можно в закупках в сфере науки, культуры или искусства, но не больше чем на 10 рабочих дней. Если заказчик продлил срок, он размещает информацию об этом в ЕИС.   

Заявку признают соответствующей, если ее оформление и содержание, а также подавший ее участник соответствуют 44-ФЗ и требованиям заказчика из конкурсной документации. Заявку отклоняют, если участник:

  • Не соответствует требованиям из конкурсной документации.
  • Предоставил недостоверные сведения.
  • Не предоставил обеспечение заявки. 
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке действует запрет на закупку иностранных товаров (например, мебели). 

При этом нельзя отклонять заявку, если участник:

  • Не указал принадлжность к организации инвалидов или УИС в закупке с преимуществом для этих категорий бизнеса.
  • Не указал страну происхождения, при этом в закупке не действует запрет на закупку иностранных товаров. В этом случае такой товар считается иностранным. 

Комиссия оценивает заявки по критериям из конкурсной документации. Если только одна заявка соответствует требованиям или нет ни одной, конкурс признают несостоявшимся.

Подведение итогов

По результатам оценки комиссия присваивает каждой заявке порядковый номер в порядке уменьшения выгодности условий. То есть заявка участника, который предложил лучшие условия, получит первый номер. Если в нескольких заявках одинаковые условия, меньший номер присваивается той, что поступила раньше.

В конкурсе на несколько научно-исследовательских работ будет несколько победителей.

В протоколе рассмотрения и оценки фиксируют:

  • место, дату, время оценки заявок,
  • информацию об участниках, заявки которых рассматривали,
  • информация об участниках, заявки которых отклонили. Обязательно указывают причины отклонения со ссылкой на закон или документы закупки, которым заявка не соответствует,
  • решение каждого члена комиссии об отклонении заявки на участие в конкурсе,
  • порядок оценки заявок,
  • присвоенные заявкам баллы по каждому критерию,
  • порядковый номер заявки,
  • название и контактные данные участников, заявкам которых присвоены первый и второй номера.

В протоколе рассмотрения единственной заявки фиксируют:

  • место, дату и время проведения оценки,
  • название и контактные данные юрлица или физлица, подавшего заявку,
  • решение каждого члена комиссии, соответствует ли заявка требованиям 44-ФЗ и документов закупки,
  • решение о возможности заключить контракта с этим участником.

Протоколы составляют в двух экземплярах, все члены комиссии их подписывают. Один экземпляр хранится у заказчика, другой вместе с проектом контракта отправляют победителю конкурса в течение трех рабочих дней с даты подписания. Также в течение одного рабочего дня протокол публикуют в ЕИС.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Любой участник может отправить заказчику запрос на разъяснения результатов конкурса, на который заказчик должен ответить в течение двух рабочих дней. Также любой участник может обжаловать результаты конкурса.  

Все протоколы и аудиозапись вскрытия конвертов заказчик хранит не меньше 3 лет.

Заключение контракта

Контракт заключают не раньше 10 дней и не позже 20 дней с даты публикации протокола оценки. Условия берут из заявки победителя и конкурсной документации. Цена контракта не может превышать НМЦ. Победитель подписывает контракт не позже 10 дней с момента публикации протокола, обязательно предостав обеспечение контракта.

Если победитель не выполняет эти условия, его признают уклонившимся от заключения контракта. В этом случае заказчик:

  • Вправе обратиться в суд с иском о возмещении убытков, причиненных уклонением, если эту сумму не покрывает обеспечение заявки.
  • Может заключить контракт с участником конкурса, который занял второе место. Если участник согласен, заказчик отправляет ему проект контракта с обновленными условиями не позже 10 дней с дня, когда первый победитель признан уклонившимся. Участник действует по тому же алгоритму, что и первый победитель, но он может отказаться заключать контракт, его не признают уклонившимся и не включат в РНП.

Как только участник подпишет контракт, у заказчика есть 10 дней, чтобы подписать его со своей стороны. Если заказчик этого не сделает, он признается уклонившимся. Победитель конкурса может обратиться в суд, чтобы взыскать убытки, которые он понес из-за отказа заказчика.  

Деньги за обеспечение заявки возвращают победителю в течение 5 рабочих дней после заключения контракта.

Если из-за решения суда или из-за обстоятельств непреодолимой силы сторона не может подписать контракт в установленные сроки, сторона обязана уведомить об этом другую в течение одного дня.

Течение этих сроков приостанавливается, но не больше чем на 30 дней.

Если решение суда было отменено или изменено, а обстоятельства непреодолимой силы больше не действуют, сторона также уведомляет об этом другую.

Признание открытого конкурса несостоявшимся

Заказчик заключает контракт с единственным поставщиком в этих случаях:

  • На конкурс подана одна заявка и она соответствует всем требованиям.  
  • Только одна заявка из всех присланных соответствует требованиям.  

Заказчик вносит изменения в план-график и проводит повторный конкурс в этих случаях:

  • На участие в конкурсе не подано ни одной заявки.
  • Конкурсная комиссия отклонила все заявки.
  • Участник, занявший второе место, отказался заключать контракт.

Повторный конкурс

Заказчик публикует извещение о повторном конкурсе в ЕИС не меньше чем за 10 дней до вскрытия заявок. В документации повторного конкурса заказчик может изменить только срок исполнения контракта, добавив к нему время на проведение повторного конкурса, и может увеличить цену на 10%. Объект закупки, количество товара и  требования к участникам менять нельзя.

Если повторный конкурс тоже не состоится по перечисленным причинам, заказчик вносит изменения в план-график и проводит закупку запросом предложений, не меняя объект закупки.

Статья обновлена 01.08.2018

​44-ФЗ простым языком. Часть 1.

44-ФЗ простым языком. Часть 2.

44-ФЗ простым языком. Часть 3.

44-ФЗ простым языком. Часть 4.

44-ФЗ простым языком. Часть 5.

44-ФЗ простым языком. Часть 6.

44-ФЗ простым языком. Часть 7.

44-ФЗ простым языком. Часть 9.

44-ФЗ простым языком. Часть 10.

44-ФЗ простым языком. Часть 11. 

44-ФЗ простым языком. Часть 12.

44-ФЗ простым языком. Часть 13.

Источник: https://Zakupki.Kontur.ru/site/articles/1187-44-fz-8

Закрытый конкурс 44-ФЗ: правила проведения

Нарушение заказчика при проведении открытого конкурса. Как поступить

Из этой статьи вы узнаете:

  • Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • 6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ
  • Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием
  • Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ
  • Правила закрытых электронных закупок

Закрытый конкурс 44-ФЗ проводится не так часто, лишь в строго определенных случаях. Тем не менее знать об особенностях процедуры следует всем, кто занимается госзакупками, причем как заказчикам, так и поставщикам.

Дело в том, что, нарушив правила проведения такого конкурса, можно оказаться в весьма неприятном положении и обеспечить себе целый ряд санкций со стороны государства. Чтобы такого не произошло, предлагаем вам инструкцию по всем этапам процесса.

Описание закрытого конкурса по 44-ФЗ

Закрытый конкурс в соответствии с 44-ФЗ проводится в редких случаях для строго определенных нужд государственных организаций. Сама процедура является самой сложной из всех, предусмотренных данным законом.

Механизм и сроки закрытого конкурса описаны в ст. 85 44-ФЗ. Эта процедура относится к конкурентным способам выбора исполнителя контракта, но в отличие от прочих имеет ряд существенных ограничений.

Основным из них является то, что к участию в тендере допускается лишь определенный круг субъектов. Их выбирает заказчик, который должен предварительно проанализировать рынок по нескольким параметрам.

По результатам этой деятельности формируется список компаний и предпринимателей, которым направляются предложения об участии в тендере.

При этом заказчик также разрабатывает конкурсную документацию, в которой излагает требования к исполнителям с учётом предмета закупки. В соответствии с этими критериями выбираются потенциальные участники.

Заказчик имеет право потребовать от подрядчика наличия у него в штате специалистов определённого уровня квалификации, соответствующей материально-технической базы или устойчивого финансового положения. Иногда для покупателя важна хорошая деловая репутация поставщика.

Выбирая исполнителя, заказчик руководствуется соображениями собственной выгоды.

Закрытый конкурс по 44-ФЗ может быть проведён по нескольким схемам, о которых будет рассказано ниже.

Основания для проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ

В законе 44-ФЗ сказано, что закрытый конкурс может быть проведён в следующих случаях:

  1. Информация, касающаяся объекта закупки товаров, работ или услуг для нужд государственной структуры, содержит гостайну.
  2. Документация относительно закупки товаров, работ или услуг включает информацию, относящуюся к государственной тайне.
  3. Предметом закупки являются услуги по охране, страхованию и транспортировке коллекций Государственного фонда драгметаллов и драгоценных камней, картин, рукописей и прочих предметов, представляющих культурную ценность (в том числе при их временной передаче на выставки).
  4. Объектом закупки являются клининговые услуги в помещениях, где осуществляют свою деятельность судьи и судебные приставы, а также услуги водителей для этих категорий должностных лиц.

6 шагов проведения закрытого конкурса по 44-ФЗ

Шаг 1. Разработать техническую документацию.

технической документации для закрытого конкурса по 44-ФЗ должно соответствовать всем требованиям закона и включать следующие положения:

  • описание объекта закупки;
  • техническое задание;
  • начальная максимальная цена и её обоснование;
  • перечень участников, которым направлено приглашение;
  • регламент, в соответствии с которым потенциальные исполнители могут получить документацию относительно конкурса;
  • условия, по которым заказчик будет оценивать поступающие заявки;
  • условия подписания договора, способ приглашения участников;
  • обоснование выбора закрытого конкурса как процедуры определения поставщика, наличие общей информационной карты. В качестве обоснования обычно приводится то обстоятельство, что объект закупки входит в установленный законом список.

Шаг 2. Запросить разрешение в ФАС и получить его.

Подготовленная на первом шаге документация предоставляется в ФАС. После этого в течение 10 рабочих дней государственный орган должен выдать разрешение на проведение закупки. Необходимость данного действия определена законом, в котором прямо указано, что закрытый конкурс может быть проведён только при одобрении ФАС. 

ФАС рассматривает представленную документацию и в десятидневный срок отправляет заказчику подтверждение согласования закупки. Срок действия согласования – три месяца. Но у контролирующей службы есть право отказать в выдаче такого документа. При этом письмо с отказом направляется не позже 5 рабочих дней после получения запроса.

Причиной для отрицательного решения может быть неверно оформленная документация, наличие в ней ошибок. Более весомым поводом для отказа становится слишком ограниченное число потенциальных участников, которое расценивается ФАС как нарушение антимонопольного законодательства.

Шаг 3. Разместить в ЕИС извещение о проведении закрытого конкурса.

После того как от ФАС РФ получено согласование формы закупки, заказчик обязан опубликовать в ЕИС извещение о проведении закрытого конкурса. При этом необходимо соблюсти установленные законом сроки – минимум 30 дней до окончания приема заявок.

Регламент размещения информации о проведении закрытого конкурса по 44-ФЗ будет таким же, как и в случае открытого конкурса. Разница состоит в том, что обнародуется не вся конкурсная документация и особым образом регламентируется доступ участников к ней. Заказчик должен внимательно контролировать публикуемые сведения, чтобы не допустить разглашения закрытой информации.

Шаг 4. Сформировать и разослать участникам приглашения на конкурс.

Заказчик должен отправить приглашения на конкурс всем субъектам, которых он выбрал ранее в качестве потенциальных исполнителей (п. 1 ст. 85 44-ФЗ). Экономический агент, желающий принять участие в закрытом конкурсе, запрашивает у заказчика техническую документацию по закупке.

После этого заказчик обязан в течение 3 дней отправить участникам весь конкурсный пакет. Документация может быть предоставлена на платной либо безвозмездной основе, это условие должно указываться в приглашении.

Закон устанавливает максимальное значение оплаты в пределах расходов, которые заказчик несет на изготовление копий документации о закрытом конкурсе.

При необходимости требуемая сумма перечисляется потенциальным исполнителем одновременно с направлением запроса.

Шаг 5. Проанализировать поступившие от участников предложения и выбрать наиболее выгодное.

Заказчик обязан проинформировать ФАС о ходе закрытого конкурса по 44-ФЗ, а именно отправить список потенциальных участников и копии разосланных им приглашений. Это должно быть сделано не позднее 20 рабочих дней до окончания приема заявок.

Дата и время открытия конвертов с заявками назначаются заранее. Это действие проводится в один день, по его итогам составляется протокол, который должен быть предоставлен в ФАС на следующий рабочий день. Процедура вскрытия заявок является конфиденциальной, она не может быть зафиксирована на аудио- и видеоносителях, ее итоги не публикуются в ЕИС или на иных ресурсах.

Рассмотрение заявок осуществляется комиссией в течение 20 дней. Законом предусмотрен ряд условий, когда этот период может быть увеличен максимум на 10 дней.

Задачей комиссии является определение наиболее выгодных предложений и ранжирование их по степени привлекательности. Первый номер присваивается заявке с наилучшими условиями.

При наличии двух одинаковых предложений меньший номер получает то, которое прислано раньше.

Если заказчик признал все поступившие заявки не соответствующими требованиям закрытого конкурса по 44-ФЗ, процедура должна быть объявлена несостоявшейся.

Шаг 6. Подписание контракта.

После того как рассмотрены заявки и составлен итоговый протокол, заказчик должен в течение 3 рабочих дней отправить победителю конкурса проект контракта. При этом обозначенная в нём цена объекта закупки не может быть выше НМЦК и должна соответствовать той, которую предложил выигравший конкурс участник.

Стороны должны заключить договор не ранее 10 и не позже 20 рабочих дней после выбора победителя и оформления итогового протокола. Порядок подписания контракта по итогам закрытого конкурса по 44-ФЗ является таким же, как и для открытых процедур. У подрядчика имеется обязанность перечислить сумму в качестве обеспечения исполнения контракта.

Проведение закрытого конкурса по 44-ФЗ с ограниченным участием

Особенность закрытого конкурса с ограниченным участием состоит в том, что заказчик направляет приглашения выбранным контрагентам, которые удовлетворяют установленным законом критериям и имеют нужные ресурсы для исполнения заказа. Затем проводится предквалификационный отбор и выбирается победитель, чье предложение для заказчика оказывается наиболее выгодным.

Процедура проведения простого закрытого конкурса и с ограниченным участием почти одинаковая. Она во многих моментах совпадает и с регламентом других конкурсных процедур. Но здесь также должны выполняться требования к закрытым закупкам в отношении публикации информации.

То есть отличие конкурса с ограниченным участием состоит том, что допуск заявок проходит в два этапа – предквалификационный отбор, а затем прошедшие его субъекты допускаются к основной тендерной процедуре.

Уже на стадии предквалификационного отбора заказчиком могут быть отсеяны все заявки из-за несоответствия участников выдвинутым требованиям. Такая ситуация является основанием для признания конкурса несостоявшимся. В этом случае заказчик инициирует повторную процедуру для поиска поставщика.

Когда из всех поступивших заявок только одна соответствует требованиям, то подавшая ее компания становится исполнителем контракта, то есть договор заключается с единственным поставщиком.

Принципы проведения закрытого двухэтапного конкурса по 44-ФЗ

Еще один вид закрытой процедуры – двухэтапный конкурс. Алгоритм его проведения состоит из действий, специфичных для двухэтапного конкурса и закрытого конкурса.

Таким образом, процедура инициируется заказчиком при тех же основаниях, что и для закрытого конкурса, но в качестве первого этапа проводится предквалификационный отбор.

Также у покупателя сохраняется право обсудить с потенциальными поставщиками предмет закупки.

Затем наступает второй этап – подача и рассмотрение заявок. Выигрывает конкурс тот участник, который предложил наиболее выгодные для заказчика условия. Сроки проведения тендера и прочие правила такие же, как и для конкурса с ограниченным участием.

Правила закрытых электронных закупок

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/zakrytyy-konkurs-44-fz/

Ответственность заказчика за нарушение закона 44-ФЗ | Контур.Закупки

Нарушение заказчика при проведении открытого конкурса. Как поступить

Закон 44-ФЗ весьма строго регламентирует все действия заказчиков. За его нарушение грозит административная ответственность. А некоторые действия должностных лиц могут повлечь преследование по статьям Уголовного кодекса. Рассмотрим, какая ответственность наступит в разных ситуациях.

Нарушения при планировании

Если заказчик допускает нарушение порядка планирования закупок, ему грозит ответственность по статье 7.29.3 КоАП. Так, если он ошибется при составлении плана-графика или плана закупок, то уплатит штраф 20 000-50 000 рублей.

Под неправильным составлением плановых документов подразумевается включение в них позиций, которые не соответствуют целям закупочной деятельности либо нормативно-правовым актам. Или же указание необоснованной начальной цены контракта. А вот если будет нарушена форма обоснования НМЦК и объекта закупки, то штраф составит 10 000 рублей.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Также в части планирования предусмотрены такие штрафы:

  • за нарушение порядка и сроков проведения общественного обсуждения закупки — 30 000 рублей;
  • за нарушение сроков размещения плановых документов в ЕИС — 5 000-30 000 рублей.

Нарушения при определении способ проведения закупки

Если заказчик допустит нарушение при выборе способа определения поставщика, это грозит ответственностью по статье 7.29 КоАП. Штраф составит:

  • 30 000 рублей для должностного лица;
  • 50 000 рублей для самого заказчика.

Например, такая ответственность наступит, если заказчик проведет запрос котировок при НМЦК более полумиллиона рублей. Или же если вопреки требованиям 44-ФЗ вместо конкурентной закупки он решит заключить договор с единственным поставщиком. То же самое грозит за проведение закрытых процедур вместо открытых или двухэтапного конкурса вместо обычного.

Аналогичное наказание последует и в том случае, если заказчик допустит нарушение при передаче документов в уполномоченный орган для согласования.

Нарушения при проведении закупок

За нарушение сроков размещения документов и информации по закупкам налагаются такие штрафы (статья 7.30 КоАП):

  1. По открытому конкурсу и аукциону:
    1. Срок размещения нарушен не более чем на 2 дня:
      • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
      • для самого заказчика — 15 000 рублей.
    2. Срок размещения нарушен на 2 и более дня:
      • ответственность должностного лица составит 30 000 рублей;
      • юридического — 100 000 рублей.
  2. По закупке у единственного поставщика, запросу котировок и запросу предложений:
    1. При задержке публикации не более чем на один день:
      • штраф для специалиста заказчика составит 3 000 рублей;
      • для самого заказчика — 10 000 рублей.
    2. При задержке более чем на день:
      • штраф для должностного лица составить 15 000 рублей;
      • для заказчика — 50 000 рублей.

Если в ходе аукциона или открытого конкурса размещались в или направлялись недостоверные данные или документы, штраф для должностного лица составит 15 000 рублей, а для заказчика — 50 000 рублей. Аналогичное наказание последует и за нарушение при приеме заявок от участников и запросов на разъяснения по этим процедурам.

Если по закупке вынесено предписание, но оно не исполнено, должностное лицо поплатиться суммой 30 000 рублей. Такой же штраф будет наложен за невключение закупки в план-график и за то, что приглашение к процедуре размещено в ЕИС ранее, чем по прошествии 10 дней после внесения изменения в этот документ.

Существуют штрафы и за нарушения в части рассмотрения заявок. За неправомерное отклонение заявки участника либо, наоборот, за допущение участника, который не соответствует требованиям 44-ФЗ, штраф составит 1% от НМЦК.

При этом минимальная сумма — 5 000 рублей, а максимальная — 30 000 рублей.

Аналогичное наказание наступит и вследствие нарушения заказчиком порядка открытия доступа к заявкам, их рассмотрения, установление неправомерных требований, неверного размера обеспечения заявки или контракта.

Если протокол закупки составлен с нарушениями, будет наложен штраф в размере 10 000 рублей.

За неразмещение в ЕИС информации и документов о процедуре полагаются такие санкции:

  • для специалиста заказчика — 50 000 рублей;
  • для него самого — 500 000 рублей.

Отдельно предусмотрены штрафы за нарушения при рассмотрении заявок на участие в запросе котировок и предложений.

Если такие заявки будут неправомерно отклонены или, наоборот, будут допущены участники, не соответствующие требованиям закона, штраф составит 5% от НМЦК, но не менее 30 000 рублей.

Аналогичное наказание последует и за допущение нарушений при рассмотрении заявок на эти процедуры.

Если заказчик установил в документации требования к объекту закупки, которые ограничивают конкуренцию, или включил в один лот несвязные объекты, то штраф составит 1% от НМЦК. При этом минимальная его сумма — 10 000 рублей, а максимальная — 50 000 рублей.

Если документация по закупке содержала нарушение, а заказчик ее утвердил, штраф для него составит 3 000 рублей.

Протоколы закупки нужно подписывать вовремя, иначе штраф составит:

  • при задержке менее 2 рабочих дней — 3 000 рублей;
  • при боле длительной задержке — 30 000 рублей.

Ну и, наконец, суммой в 50 000 рублей заказчик поплатится, если проведет меньше закупок у СМП и СОНО, чем ему положено законодательством.

Нарушения при заключении контракта и его изменении

Довольно крупные штрафы грозят заказчику по статье 7.32 КоАП за нарушения, связанные с порядком заключения контракта и внесения в него изменений. Так, если заключить контракт на условиях, отличных от проекта, то штраф составит 1% от НМЦК, а его предельные значения будут таковы:

  • для должностного лица 5 000-30 000 рублей;
  • для юридического лица 50 000-300 000 рублей.

Если же из-за этого возникнут дополнительные расходы либо это приведет к уменьшению объема товаров (услуг), поставленных по контракту, то штраф будет равен двойному размеру этих расходов.

Есть штраф и за нарушение срока заключения контракта — 50 000 рублей.

Теперь что касается изменения и расторжения контракта:

  1. Если изменения внесены в обход 44-ФЗ, то штраф для должностных и юридических лиц соответственно составит 20 000 и 200 000 рублей соответственно.
  2. Если контракт расторгнут сторонами или в одностороннем порядке с нарушением норм закона, то сумма штрафа для должностного лица составить 50 000 рублей, от юридического — 200 000 рублей.

За действия или бездействие заказчика, в результате которых контракт не был исполнен либо был причинен вред, будет наложен такой штраф:

  1. Для должностного лица — 5-15% от суммы неисполненных обязательств, но не менее 30 000 рублей. В качестве альтернативного варианта может быть назначена дисквалификация сроком до двух лет.
  2. Для заказчика — штраф в размере от однократной до трехкратной стоимости невыполненных обязательств. Минимальный штраф — 300 000 рублей.

При приемке товара заказчик проводит экспертизу, составляет документ о приемке либо об отказе. Если эти процедуры нарушены, то штраф составит 20 000 рублей. А вот если заказчик примет объект, который не соответствует требованиям контракта, сумма штрафа составит 20 000-50 000 рублей.

Иные правонарушения

Заказчики должны передавать сведения о заключенных контрактах в Реестр контрактов. Кроме того, в отношении поставщиков, чьи действия были недобросовестными, заказчики обязаны передавать данные в контролирующий орган для включения в РНП.

Если заказчик передаст в реестр ложную информацию о поставщике, на него будет наложен штраф в сумме 50 000 рублей. Если же он не направит данные для включения в РНП или реестр контрактов, то сумма штрафа составит 20 000 рублей.

Кроме того, существуют штрафы и за нарушение порядка возврата обеспечения:

  • если возврат задержан более чем на 3 рабочих дня:
    • штраф для должностного лица составит 5 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 30 000 рублей;
  • если задержать возврат обеспечения на срок более трех рабочих дней:
    • штраф для специалиста заказчика составит 15 000 рублей;
    • штраф для заказчика — 90 000 рублей.

Уголовная ответственность

Уголовная ответственность грозит не за нарушение закупочного законодательства, а за мошенничество, превышение должностных полномочий, взятки. К сожалению, такие явления не редкостью в закупках.

Например, за определенное вознаграждение специалист заказчика предоставляет участнику закупки преференции, и тот получает контракт. Или же осуществляется приемка услуги, которая не была оказана. Бюджетные средства переводятся поставщику, а затем делятся между ним и заказчиком. Это уже не просто нарушения в процессе закупок, а настоящие преступления.

Уголовная ответственность в сфере закупок может наступать по таким основаниям:

  1. Статья 159 УК РФ «Мошенничество». Так может быть квалифицировано, например, хищение денег при проведении закупки. Наказание может составить до 10 лет лишения свободы.
  2. Статья 290 УК РФ «Получение взятки». Грозит, если представитель заказчика получает от участника вознаграждение в виде денег, имущества, ценных бумаг, услуг или любых других благ. Например, за то, что обещает ему победу в тендере. Наказание: лишение свободы сроком до 15 лет и штраф, в 70 раз превышающей взятку.
  3. Статья 291.1 УК РФ «Посредничество во взяточничестве». Грозит лицу, которое передаст взятку от участника представителю заказчика, примет участие в переговорах либо каким-то другим образом поспособствует этому процессу. Например, таким лицом может быть член закупочной комиссии. Наказание может составить до 7 лет лишения свободы, а штраф — 30-кратный размер взятки.
  4. Статья 285.1 УК РФ «Нецелевое расходование бюджетных средств». Уголовное наказание наступает при сумме нецелевых расходов более полутора миллионов рублей и составляет до 5 лет лишения свободы. Если трата менее этой суммы, то будет наложено административное наказание по статье 15.14 КоАП — дисквалификация либо штраф до 50 000 рублей.

Источник: https://zakupki-kontur.ru/news/otvetstvennost-zakazchika-za-narushenie-zakona-44-fz/

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

Нарушение заказчика при проведении открытого конкурса. Как поступить

Госзакупки по 44-ФЗ: что нужно знать об открытом конкурсе

25 августа 2017 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

Открытый конкурс привлекателен для поставщиков тем, что победителя оценивают не только по цене контракта, но и по другим критериям: квалификации, опыту, качеству товара и проч.

На практике победителями нередко становятся участники, предложившие не самую низкую цену, а опередившие конкурентов по другим параметрам. В нашей статье рассказано, какие правила федеральный закон от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» установил для проводения открытого конкурса и как оцениваются заявки участников.

Заказчик, который проводит госзакупку, вправе выбрать открытый конкурс, если выполняются три условия.

Первое условие — объект закупки не входит в перечень товаров, работ и услуг, в отношении которых необходимо проводить аукцион.

Второе условие — объектом закупки не являются технически сложные, инновационные, высокотехнологичные или другие специализированные товары. Третье условие — объект закупки не представляет собой государственную тайну

Сколько времени длится открытый конкурс

В общей сложности открытый конкурс продолжается в среднем от одного до полутора месяцев. Всю процедуру можно условно разделить на несколько этапов (см. табл.). Процедура начинается с публикации сведений о закупке в ЕИС (единой информационной системе).

Чтобы не пропустить размещение интересующей поставщика информации о конкурсах, аукционах и других видах торгов, можно подключить сервис «Контур.Закупки».

В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех конкурсах или других торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка. Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Этапы открытого конкурса

Этап открытого конкурса

Сроки проведения и действия участников

Публикация закупки в единой информационной системе (ЕИС)

Не позднее, чем за 20 дней до вскрытия конвертов с заявками

Прием и регистрация заявок

Участник вправе подать только одну заявку. При необходимости заявку можно отозвать, и вместо нее внести другую с изменениями

Вскрытие конвертов с заявками и оформление протокола

Время и место заказчик прописывает в конкурсной документации. Продолжительность этапа — 1 рабочий день

Оценка заявок

Не более 20 дней со дня вскрытия конвертов. Если объект закупки — работы в сфере культуры, науки или искусства, то заказчик вправе оценивать заявки до 30 дней. По окончании в ЕИС публикуется итоговый протокол

Подведение итогов

Победителем становится участник, предложивший лучшие условия поставки по критериям заказчика

Заключение контракта с победителем

Не ранее, чем через 10 дней и не позже, чем через 20 дней с момента размещения итогового протокола в ЕИС

Какие сведения должны быть в извещении о проведении открытого конкурса

В извещении и документации по закупке, которую заказчик размещает в ЕИС, должны быть следующие сведения:

  • данные о заказчике, условия контракта, идентификационный код закупки, размер обеспечения заявки и обеспечения контракта;
  • требования к участникам и исчерпывающий перечень документов, которые они обязаны предоставить;
  • способы получения документов (почтовая или курьерская доставка, электронная почта), сроки, место и порядок их предоставления;
  • место, дата и время вскрытия конвертов с заявками;
  • преимущества, предусмотренные для отдельных категорий участников (например, для субъектов малого предпринимательства, организаций инвалидов и проч.);
  • запреты и ограничения по допуску товаров;
  • реквизиты счета для перечисления обеспечительных платежей.

Какие изменения заказчик может вносить в условия закупки

Заказчик вправе неоднократно вносить изменения в условия закупки. Главное, чтобы последнее изменение было внесено не позднее пяти дней до даты окончания подачи заявок. Менять можно все, кроме объекта закупки и размера обеспечительного платежа. Правда, последнее ограничение действует лишь в случае, если платеж увеличивается. Что касается уменьшения, то оно не возбраняется.

Каждое изменение увеличивает срок подачи заявки. Происходит это так: в день, когда внесены изменения, заказчик размещает обновления в ЕИС и указывает новые сроки подачи заявок. С момента публикации изменений до окончания срока подачи заявок должно быть не менее десяти рабочих дней.

Как подготовить и подать заявку на участие

Участник должен оформить заявку в бумажном виде и запечатать в непрозрачный конверт, чтобы нельзя было увидеть его содержимое. Сведения о поставщике можно на конверте не указывать, так как заказчик обязан принять и зарегистрировать даже «безликий» конверт.

К заявке следует приложить ряд документов. Среди них выписка из ЕГРЮЛ или ЕГРИП, копии учредительных документов, декларация соответствия и проч. Добавим, что лучше всего подать заявку как можно раньше. Дело в том, что среди участников, набравших при оценке одинаковое количество баллов (о присуждении баллов мы расскажем чуть ниже) комиссия отдаст предпочтение тому, кто подал заявку раньше.

По каким критериям заказчик оценивает заявки

В отличие от большинства других способов проведения закупок, на открытом конкурсе заказчик имеет возможность выбрать победителя исходя не только из цены, но и из других критериев. Правила оценки заявок утверждены постановлением Правительства РФ от 28.11.13 № 1085 (далее — Правила оценки).

Основными критериями, по которым оцениваются заявки, являются:

  • цена контракта;
  • свойства или качественные характеристики товара;
  • качество работ, услуг или квалификация участника;
  • расходы на эксплуатацию товара;
  • расходы на техническое обслуживание товара;
  • любые другие разумные критерии, позволяющие оценить заявку.

Заказчик обязан использовать не меньше двух критериев, одним из которых обязательно должна быть цена контракта. В документации по закупке заказчик перечисляет критерии и указывает значимость каждого критерия.

При этом минимально возможная значимость стоимостных критериев и максимально возможная значимость нестоимостных критериев приведена в Правилах оценки. Суммарная значимость всех критериев должна равняться 100%.

Оценивая каждую заявку по тому или иному критерию, заказчик определяет ее рейтинг, то есть выставляет оценку в баллах с учетом значимости данного критерия.

Оценка в баллах рассчитывается по формулам, приведенным в Правилах оценки.

В частности, оценка по критерию цены контракта определяется так: берется наименьшая из цен, предложенных всеми участниками, и делится на цену, предложенную данным участником. Полученное значение умножается на 100.

Далее оценка в баллах корректируется исходя из значимости критерия. Если значимость равна, например, 10%, то оценку необходимо умножить на 0,1, если значимость равна 20%, то оценку нужно умножить на 0,2 и т.д.

После того, как рейтинги участника по каждому критерию определены, их складывают и выводят итоговую сумму баллов. Участник, набравший больше всех баллов, становится победителем.

Пример

В открытом конкурсе на оказание аудиторских услуг два участника: Компания 1 и Компания 2. При оценке заявок использовались два критерия: цена контракта и квалификация участника.

Компания 1 предложила цену контракта 40 000 руб., а Компания 2 предложила цену контракта 55 000 руб. Значимость критерия цены контракта, указанная заказчиком — 60%. Заказчик составил рейтинг обеих компаний по данному критерию: Компания 1 получила 60 баллов (40 000 руб./ 40 000 руб. з 100% х 0,6); Компания 2 получила 43,64 балла (40 000 руб. / 55 000 руб. х 100% х 0,6).

По критерию квалификации участника Компания 1 получила 25 баллов, а Компания 2 получила 45 баллов.

Итоговый рейтинг выглядит так: Компания 1 набрала 85 баллов (60 + 25), Компания 2 набрала 88,64 балла (43,64 + 45).

Победителем открытого конкурса объявлена Компания 2.

Сроки заключения контракта

Контракт с победителем заключается не ранее десяти дней и не позднее двадцати дней с даты публикации в единой информационной системе (ЕИС) итогового протокола. Обратите внимание: для работы в ЕИС, а также для участия в отдельных видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Обязательным условием заключения контракта является внесение победителем платежа, обеспечивающего контракт.

В каких случаях открытый конкурс признают несостоявшимся

Открытый конкурс считается несостоявшимся в двух случаях. Первый случай — когда на торги не подано ни одной заявки. Тогда заказчик должен провести повторный конкурс, и если заявок снова не будет, проводят другой вид торгов — запрос котировок (предложений).

Второй случай — когда в конкурсе был всего один участник, заявка которого соответствовала всем требованиям. В такой ситуации конкурс признают несостоявшимся, а вместо него применяют другой способ — закупку у единственного поставщика.

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2017/8/12608

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: