Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Содержание
  1. «Документы носят карательный характер». Профессор права изучила внутренние правила школ
  2. Учителя могут требовать от детей что угодно? 
  3. Можно ли пользоваться в школе мобильными телефонами? 
  4. Могут ли дети «расписываться» за то, что ознакомлены с правилами?
  5. Права учителя в школе: изучаем законы
  6. На что учитель имеет право?
  7. На что учитель не имеет права?
  8. Как выбрать учителя для своего ребёнка (да, такое возможно)
  9. Возрастные стереотипы
  10. Стереотипы о квалификации педагога
  11. Плюсы и минусы профессии учителя начальных классов
  12. Минусы
  13. Плюсы
  14. Как получить профессию учителя начальных классов?
  15. Ученик выбирает учителя: когда так можно?
  16. Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?
  17. Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?
  18. Домашнее обучение решит конфликты?
  19. Можно ли выбрать классного руководителя?
  20. Учитель начальных классов со средним образованием: профессиональные перспективы
  21. Особенности работы учителем начальных классов
  22. Можно ли сделать успешную карьеру после колледжа
  23. Где получить заочное образование
  24. Профессия учитель: плюсы и минусы
  25. Права родителей в школе по новому закону об образовании
  26. Права и обязанности родителей в школе
  27. Право родителей на присутствие на уроках
  28. Право на выбор учителя (отказ от него)
  29. Полномочия родительского собрания (родительского комитета)
  30. Что делать в случае нарушения прав
  31. Есть ли изменения в правах родителей в 2018 году

«Документы носят карательный характер». Профессор права изучила внутренние правила школ

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

В школах и гимназиях Беларуси действуют Правила внутреннего распорядка, которые самостоятельно разрабатываются учреждением образования и ежегодно принимаются обычно в начале сентября.

Далеко не все эти правила соответствуют белорусскому законодательству — к таким выводам пришла доктор юридических наук, профессор БГУ, эксперт научно-консультативного совета при Верховном Суде и мама троих детей Юлия Гаврильченко.

После анализа нескольких таких документов эксперт обратила внимание на то, что созданы они по шаблону от Министерства образования.

 Есть незначительные отличия, но в целом нормы содержатся идентичные. И некоторые правила вызывают серьезное беспокойство как с точки зрения законности, так и в контексте защиты прав ребенка.

Юлия Гаврильченко предлагает рассмотреть ситуацию на примере типовых правил, которые опубликованы на сайтах некоторых белорусских школ и гимназий. 

— Не останавливаясь на противоречивости ряда положений самих Правил, стоит сразу сказать, что эти документы носят карательный характер.

В них предусмотрены дополнительные обязанности и ответственность для учащихся — с одной стороны; и дополнительные права для педагогов и администрации — с другой.

В соответствии с этими Правилами педагоги и администрация наделяются крайне широкими властными полномочиями по отношению к учащимся.

Учителя могут требовать от детей что угодно? 

Если верить Правилам, учащимся в гимназии и на ее территории «категорически запрещается не выполнять требования педагогических работников» (п. 5.4 Правил). 

В п. 21 повторяется: «Выполнение требований учителя на уроке является для учащихся обязательным и безоговорочным». В случае, если требования учителя нарушают права учащегося, «последний может проинформировать об этом дежурного администратора» (п. 21). 

Получается, что даже нарушение прав ребенка или незаконность предъявляемого требования не являются основанием для отказа от выполнения. При этом за неоднократное нарушение Правил устанавливается дисциплинарная ответственность учащегося (п. 55).
 

Законодательство:

В Кодексе об образовании (в дальнейшем — Кодекс) четко установлено, что к дисциплинарной ответственности обучающийся может быть привлечен лишь за неисполнение без уважительных причин законного требования педагогического работника (пп.1.4 ст. 126). Также нужно иметь в виду, что дисциплинарным проступком может быть признано лишь противоправное, виновное (умышленное или по неосторожности) неисполнение или ненадлежащее исполнение учащимся своих обязанностей.

Вывод:

Кодекс как акт более высокой силы устанавливает два важных условия:

1. Требование педагога должно быть законным, то есть возможность его предъявления должна быть прямо предусмотрена в законе (возможно, в акте законодательства, но никак не в Правилах или другом акте школы или гимназии);

2. Требование может быть не исполнено по уважительной причине. Уважительными могут быть признаны: отсутствие физической возможности; вероятность причинения вреда учащемуся или третьим лицам в результате исполнения требования; несоответствие требования нравственным или религиозным убеждениям учащегося и др.

В правилах написано, что «за совершение учащимся дисциплинарного проступка (в том числе неоднократное нарушение Устава и Правил) устанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему следующих мер дисциплинарного взыскания: замечание; выговор; отчисление» (п. 55). 

Законодательство:

Согласно Кодексу к дисциплинарной ответственности может быть привлечен только тот обучающийся, которому к моменту совершения проступка исполнилось 14 лет.

А если речь о лице с особенностями психофизического развития — с 17 лет (ст. 127).

Внутренние правила не могут применяться, если они противоречат Кодексу или другим образом ухудшают правовое положение учащегося по сравнению с Конституцией, законами, другими нормативными правовыми актами большей силы.

Вывод:

Ни о какой дисциплинарной ответственности школьников младше 14 лет не может быть и речи.

 К ним допустимо лишь применение мер педагогического воздействия и только тех, которые не противоречат законодательству, например, беседа, обсуждение на педагогическом совете.

При этом Закон о правах ребенка содержит категорический запрет на физическое и (или) психическое насилие, жестокое, грубое или оскорбительное обращение, унижение (ст. 9).

Порядок применения мер дисциплинарной ответственности к детям старше 14 лет строго регламентирован в Кодексе и предусматривает, в частности, возможность участия в процессе родителей, меры защиты прав ребенка, порядок обжалования решений.

Можно ли пользоваться в школе мобильными телефонами? 

Если руководствоваться Правилами, ограничений у детей очень много.

Например, учащимся в гимназии и на ее территории категорически запрещается «проводить съемки во время проведения учебных занятий, факультативных занятий, классных часов, внеклассных мероприятий без разрешения администрации, классного руководителя, учителя-предметника;» (п.5.8); «пользоваться устройствами мобильной связи, интернет-связи, музыкальными колонками, игровыми устройствами во время образовательного процесса без разрешения педагогов» (п.5.6).

На перерывах звонить и отправлять смс учащимся разрешено «исключительно для оперативной связи с родителями (законными представителями), братьями (сестрами), иными близкими родственниками только в случаях безотлагательной необходимости» (п.62). Такие строгие правила действуют в школе. 

Законодательство:

Права в сфере информационно-коммуникационных технологий могут быть прописаны не совсем четко, потому что законодательство не всегда успевает за изменениями.

Тем не менее, любое физическое лицо вправе осуществлять поиск, получение, передачу, сбор, обработку, накопление, хранение, распространение и (или) предоставление информации (ст. 6 Закона «Об информации…»).

В Законе «О правах ребенка» также говорится о том, что каждый ребенок имеет право на получение, хранение и распространение информации.

Пользование информацией может быть ограничено законодательством в целях защиты чести, достоинства, личной и семейной жизни граждан и полного осуществления ими своих прав (ч. 3 ст. 34 Конституции).

В частности, Закон «О правах ребенка» предусматривает право детей на защиту от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию (это, например, информация, положительно оценивающая преступление, дискредитирующая институт семьи и брачно-семейные отношения или содержащая нецензурные слова и выражения). 
 

Дополнительные права учреждения образования в сфере информатизации могут быть установлены актами законодательства, уставом учреждения образования (не Правилами) – п.3 ст. 20 Кодекса.

Введение таких норм может объясняться исполнением требования Кодекса об обеспечении качества образования (ст. 91).

Но подобные дополнения не должны ухудшать правовое положение учащихся по сравнению с тем, которое установлено законодательством.

Вывод:

В этом примере есть два аспекта:

1. Возможность пользования смартфоном и другими средствами связи для общения, получения информации, игр и др. Здесь допустимы определенные ограничения, например, для повышения эффективности образовательного процесса.

2. Возможность осуществления съемки и записи. Здесь следует помнить, что фото, видеосъемка, аудиозапись в общественных местах не могут быть признаны посягательством на тайну личной и семейной жизни.

По обоим вопросам важно знать, что любое ограничение прав и свобод учащегося может осуществляться лишь на основании закона (или законодательства), это правило прямо закреплено в ст. 34 и ст. 23 Конституции. При этом закон, как и другие акты законодательства, не содержит конкретных норм о возможности для администрации школы введения информационных ограничений.

Можно предположить, что некоторые ограничительные нормы могли бы способствовать повышению качества образования и служить воспитательным целям.

В таком случае ограничения целесообразно вводить на основании общего решения родителей и педагогов(администрации) как участников воспитательного процесса.

Но преимущественное право и обязанность определять формы, средства и методы воспитания детей признаются за семьей (ч. 4 ст. 65 Кодекса о браке и семье).

Могут ли дети «расписываться» за то, что ознакомлены с правилами?

Правила доводятся до сведения учащихся гимназии — на первом классном часу нового учебного года, а до их законных представителей — на первом родительском собрании нового учебного года (п. 1.6). 

Как сообщают родители, часто эта норма нарушается. Родителям Правила не показывают, а с детей (включая младшую школу) берут «расписку» об ознакомлении (в графе напротив фамилии ребенок пишет «с Правилами ознакомлен»).

Законодательство:

Дети обладают ограниченной правосубъектностью, то есть они не могут приобретать своими действиями права и обязанности (исключения из этого правила редкие и достаточно специфичные). Поэтому никто не вправе требовать от ребенка письменного подтверждения того, что он ознакомился с каким-либо документом. 

«Расписка» в этом случае не имеет никаких правовых последствий. Вполне вероятно последующее ее использование педагогами или администрацией для давления на ребенка. Но это является частным случаем психологического насилия и не только не этично, но прямо запрещено Законом Республики Беларусь «О правах ребенка» (ст. 9).

Источник: https://rebenok.by/articles/stature/difficulty/28236-professor-prava-izuchila-vnutrennie-pravila-dlya-shkolnikov-i-nashla-mnogo-lyubopytnogo.html

Права учителя в школе: изучаем законы

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

“Вы не имеете права выставлять меня с урока, ставить оценку в журнал за поведение и задавать домашнее задание на каникулы!” — возмущённо заявляет мне ученик. И это абсолютная правда. Вы не знали?

В законе “Об образовании” прописаны права, обязанности и запреты для школьного учителя. В этой статье мы разберём, что преподавателю можно делать в школе, а что нет.

На что учитель имеет право?

Начнём с того, что учитель может делать. Данная информация прописана в статье 47 “Правовой статус педагогических работников. Права и свободы педагогических работников, гарантии их реализации”. Обучающиеся и их родители, читая закон, обращают внимание только на свои права и обязанности, чтобы их отстаивать. Они не задумываются, что учителя тоже люди, и у них есть права.

Учитель имеет право на:

  • Защиту профессиональной чести и человеческого достоинства. В интернете есть видео, как ученики издеваются над учителями: позволяют себе высказываться в их сторону любыми словами и понимают, что им за это ничего не будет. Ведь учитель же “не имеет права”. Однако учитель может и имеет право на высказывание в корректной форме претензий и замечаний к ученику. Да, нельзя выгонять ученика с урока или ставить двойку в журнал за поведение, но вы можете высказать ученику, что так делать нельзя, и никто вас за это не “засудит”.
  • Условия необходимые для осуществления учебно-воспитательного процесса. Школа обязана предоставить вам кабинет и все необходимые учебные материалы. Проблема в том, что не все классы достаточно хорошо оборудованы (сделан ремонт, есть все необходимые принадлежности и т.д.). Главное, чтобы это никак не угрожало здоровью ученика.
  • Возможность участвовать в управлении школой в соответствии с уставом школы. А также предлагать свою кандидатуру на любую должность в коллективе. Ваши идеи или предложения могут улучшить учебный процесс и атмосферу в школе. Не бойтесь что-то предлагать и высказываться.
  • Выбор учебных пособий, методик обучения и методов оценки знаний. Вы можете выбирать и готовить все необходимое, чтобы эффективно выполнять свою работу. Другой вопрос — сможет ли школа все это вам обеспечить? Не факт. Но творческая инициатива не будет наказуема. Главное, чтобы она не мешала процессу изучения того, что есть в учебном плане школы.
  • Обращение индивидуально или в коллективе с заявлениями, предложениями или жалобами. Мы знаем, что родители могут писать заявления или жалобы. Учителя тоже имеют на это право, но никто об этом не говорит.

Если ваши права нарушены вы может обращаться к директору школы и классному руководителю ученика.

Если у вас сложный случай: обычные замечания и вызов родителей в школу не дает никаких результатов, то вы можете написать в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Если у вас сложности с коллегами, то можете обратиться в комиссию по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Да, у учителей не большой выбор для защиты прав, по сравнению с учениками и их родителями, но главное, делать хоть что-то для разрешения ситуации.

  • Невмешательство в профессиональную деятельность. А с чем мы сталкиваемся довольно часто в школах? Именно с этим. Родитель может высказать свое мнение об учебном процессе, поделиться своими целями и какой он хочет видеть результат. Но он не имеет права указывать, как вы должны делать свою работу. Вы можете в корректной форме объяснить родителям, что вы квалифицированный специалист, который знает свое дело. Старайтесь не доводить такие ситуации до конфликтов.
  • Предупреждение о замене уроков заранее, отгул после работы в праздничные и выходные дни и оплату в двойном объеме за работу в законные выходные. Здоровье учителя очень важно. Для того, чтобы оно было в норме, нужен отдых. Поэтому не стоит соглашаться работать все время, даже в праздничные дни. Также вы вправе отказаться от выполнения административной работы, которая не входит в ваши обязанности. Все прекрасно понимают, что учителей в школе немного, и мало кто хочет идти сейчас работать в школу. Но лучше откажитесь от работы, чем впоследствии по состоянию здоровья не работать вовсе. Берегите себя!

Два аспекта, на которых учитель может настаивать:

  • чтобы учащиеся соблюдали правила школы;
  • чтобы родители посещали собрания и создавали все условия для учебного процесса детей (обеспечивали необходимыми школьными принадлежностями, следили за режимом сна и т.д.)

На что учитель не имеет права?

Стоит не забывать, что учителям делать нельзя, и за что их могут “засудить”. Полная информация в статье 34 “Основные права обучающихся и меры их социальной поддержки и стимулирования”, в статье 21 ТК РФ и в СанПиН 2.4.2.2821-10

Учитель не имеет права:

  • Применять меры физического и психологического насилия;
  • Выгонять ученика с урока;
  • Выставлять в журнал ручкой оценку за плохое поведение ученика;
  • Ставить оценку не за его ответ, а за личные качества;
  • Задавать домашнее задание на каникулы, кроме чтения художественной литературы;
  • Отменять, удлинять, сокращать продолжительность уроков без согласия учеников. Правила “звонок для учителя” тут не работает;
  • Оставлять учеников в классе без присмотра.

Это основные правила, которые учителя в школах нарушают. Для чего? Чтобы улучшить дисциплину и выполнить другие правила закона “Об образовании”: поддерживать дисциплину в школе, обеспечить выполнение учебных программ, отвечать за жизнь и здоровье обучающихся.

Что вы можете сделать, чтобы повлиять на поведение учащегося, который срывает урок, не нарушая при этом его права:

  • корректно высказать мнение или замечание;
  • провести беседу один на один, без участия других учеников;
  • отвести ученика к директору;
  • вызвать родителей в школу;
  • написать заявление в отдел полиции по делам несовершеннолетних.

Директора и завучи не всегда становятся на сторону учителя в конфликтах, поэтому важно уметь защитить себя. Если правда на вашей стороне, не нужно терпеть хулиганов и некорректных родителей. Опираясь на знания законов, мягко, но твердо обозначьте свою позицию!

У вас есть права, а не только обязанности!Анастасия Пирогова

Источник: https://zen.yandex.com/media/skyteach/prava-uchitelia-v-shkole-izuchaem-zakony-5edf426a344df676e125512d

Как выбрать учителя для своего ребёнка (да, такое возможно)

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Можно ли выбирать учителя для первоклассника? Оказывается, да, если в школе открывается не один первый класс, а два и больше. Только делать это нужно заранее, а не за неделю до начала учебного года. В большинстве школ существует подготовительное отделение для будущих учеников. Оно может быть платным или бесплатным (чаще всего). Обычно это называется «Школа будущих первоклассников».

Привет, учитель! Рассылка

Для тех, кто работает в школе и очень любит свою профессию

Занятия в этой школе позволят вам и вашему ребёнку присмотреться, привыкнуть к учителю, его манере общения, требованиям. Хотя, прежде всего, занятия направлены на подготовку к систематическому обучению в школе.

Записывая своего ребёнка в «Школу будущих первоклассников», вы уже делаете выбор будущего учителя. Вряд ли кто-то из родителей скажет: «Мне всё равно, кто будет учителем у моего сына/дочки».

У всех из нас есть своё представление о том, каким должен быть «идеальный» учитель. Это представление сложилось исходя из нашего личного опыта, рассказов знакомых и соседей и общего бэкграунда.

Но реальная жизнь отличается от стереотипов.

Возрастные стереотипы

Многие родители первоклашек уверены, что свежеиспечённая выпускница педагогического университета в качестве первого учителя — это всегда плохо. Нет опыта, не умеет общаться с детьми. Вполне возможно, как и то, что, не выдержав реалий школьной жизни, молодой учитель уволится через полгода — год.

Но так бывает не всегда. Во-первых, про профессиональный опыт можно уточнить. Иногда студенты педагогических вузов — будущие учителя начальных классов во время учёбы работают педагогами дополнительного образования, и педагогический опыт у них уже весьма неплохой.

Во-вторых, молодой педагог может быть более энергичным и увлечённым образовательным процессом, чем старшие коллеги. Все свои силы, умения, время он будет посвящать ученикам

Может вполне искренне полюбить их. От этого ваши дети только выиграют.

Ещё один стереотип родителей связан с учителями пенсионного возраста. В данном случае тоже нет общих правил. Учитель 60 лет вполне может быть активным, жизнерадостным и преданным педагогическому делу. И совсем необязательно чрезмерно строгим и уставшим от многолетней работы.

Стереотипы о квалификации педагога

На каком основании родители учеников могут сделать вывод о квалификации педагога? Оценить, как учитель проводит уроки, насколько владеет методикой обучения разных предметов, вы не сможете.

Рассказы опытных родителей вам не помогут, так как они тоже не были у него на уроках. Это задача администрации школы и аттестационной комиссии.

Пожалуй, для родителей есть один критерий — грамоты и победы учителя в профессиональных конкурсах.

В данном случае вынуждена вас разочаровать. Большинство современных профессиональных конкурсов приближается к «шоу-образованию» и мало связано с реальным образовательным процессом. Если у педагога несколько десятков подобных грамот, то стоит задуматься, не превратятся ли уроки в бесконечные репетиции перед концертами и «открытыми» мероприятиями.

На что же стоит обратить внимание родителям будущих первоклассников? Посмотрите, как учитель общается с детьми.

Вы пришли в школу написать заявление на подготовительное отделение, а в это время учителя начальных классов ведут детей в столовую или в раздевалку. Как идут дети? «Табором», кричат, шумят, толкают друг друга? Или идут парами, пригнувшись и втягивают голову от окрика учителя? Или чувствуют себя свободно, но при этом идут спокойно? Какой вариант вам больше нравится?

Пройдите лишний раз мимо школы, где гуляют ученики из группы продлённого дня. Посмотрите, как учитель отреагирует на нарушение дисциплины ученика. Закричит? Спокойно остановит и тихо что-то скажет, но ребёнок его услышит? Или совсем никак не отреагирует?

Смотреть стоит на то, как учитель относится к школьникам. Хочет ли он их учить, развивать. Внимателен ли он к детям или они его раздражают.

Если вы уже водите ребёнка в «Школу будущих первоклассников», прислушайтесь к нему. Как он отзывается об учителе, комфортно ли ему в новом коллективе?

Если нет, возможно, в первый класс его стоит записать к другому педагогу.

Даже если у вашего ребёнка не складываются отношения с учителем уже в первом или втором, третьем классах, вы имеете право обратиться к директору школы с просьбой перевести ребёнка в другой класс к другому учителю.

Уважаемые учителя, читающие эту статью. Отвечаю на ваше возмущение: «Почему мы учеников не выбираем, а нас выбирают?». Да, мы с вами учеников не выбираем. Но профессиональный педагог всегда имеет преимущество перед семилетним ребёнком. И выстроить оптимальную коммуникацию с учениками — это профессиональная задача и ответственность педагога.

Источник: https://mel.fm/blog/irina-schurinova/91073-kak-vybrat-uchitelya-dlya-svoyego-rebenka-da-takoye-vozmozhno

Плюсы и минусы профессии учителя начальных классов

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Преподаватель младшей школы — творческая, но непростая профессия.

Специфика работы учителя начальных классов в его многозадачности — умении преподавать школьникам все программные дисциплины, обеспечивать досуг и нести ответственность за жизнь и здоровье детей.

 Также первый учитель должен обладать высоким авторитетом, способностью корректировать поведение воспитанников и грамотно взаимодействовать с их родителями.

В статье расскажем о плюсах и минусах профессии, разберемся, кому она подойдет, подскажем, как справляться с трудностями.

Минусы

Эмоциональное напряжение

Серьезный минус учительской работы профессиональное выгорание.

Четыре причины выгорания учителей начальной школы

  • нагрузка — подготовка к урокам и проверка домашних заданий у начинающих педагогов занимает вечера и выходные, все классное время посвящается детям;
  • тревога за здоровье и жизнь учеников, страх не справиться с управлением классом или неверно решить конфликт отнимают энергию и могут привести к сомнениям в правильности выбора профессии;
  • раздражение из-за поиска баланса между бумажной и преподавательской работой;
  • чувство вины возникает, когда учитель перестает разделять личную жизнь и работу, воспринимает провалы детей, как свои собственные.


Ответственность

Учитель начальных классов отвечает не только за успеваемость детей. Он следит за соблюдением режима дня — обедами, отдыхом, выходит с детьми на прогулки, ездит на выставки и в музеи. Также учитель контролирует посещение занятий, следит за самочувствием воспитанников, обеспечивает безопасность в классе.

Страх не справиться с ситуацией обычно проходит с опытом работы. Чувствовать себя увереннее помогает знание правил первой помощи, поддержка со стороны родительского комитета и администрации школы.

Работа со сложными семьями

Иногда проблема в родителях:

  • обвиняют учителя первых классов в недостаточной адаптации и неуспеваемости ребенка;
  • уверены, что лучше знают, как преподавать;
  • не интересуются успехами ребенка.

Бывают сложные дети: агрессивные, запуганные, закрытые. Они не реагируют на терпение, снисходительность, игровые методики — то, что помогает наладить контакт. Это один из самых серьезных минусов работы учителя 1-4 классов.

Чтобы наладить отношения с родителями и детьми, привлекайте школьного психолога, социального педагога, дирекцию. С опытом найти подход к «трудным» семьям будет проще.

Плюсы

Легко найти первое место работы

Из-за нехватки кадров учителям начальной школы легко трудоустроиться. Дефицит особенно ощущается в небольших городках и поселках: для привлечения кадров в отдаленные регионы государство предоставляет служебное жилье и прибавки к зарплате, а победителям программы «Земский учитель» — единоразовую компенсацию в размере 1 млн рублей.

По данным Общероссийского народного фронта в общеобразовательных школах не хватает 26% учителей начальных классов.

Молодых специалистов охотно принимают на работу школы, где они учились. Преимущество получают выпускники школы, которые нашли общий язык с педагогами и зарекомендовали себя в юности. Также во время обучения в колледже или вузе будущие учителя проходят практику в школе, где часто остаются работать в дальнейшем.

Длительный отпуск

Отпуск у учителей всегда летом, длится 56 календарных дней. На Крайнем Севере к отпуску прибавляют 24 календарных дня, в областях, приравненных к северным — 16 календарных дней. Это один из ключевых плюсов профессии учителя младших классов.

Отдохнуть получится также на весенних и осенних каникулах — на работу учителя ходят, но вместо проведения уроков занимаются планированием уроков и заполнением бумаг.

Непрерывное повышение квалификации

Учитель начальных классов преподает все предметы кроме узкопрофильных — информатики, иностранных языков, музыки — поэтому постоянно совершенствует методы и формы обучения по каждой из дисциплины.

Обязательная часть работы учителя:

  • выстраивание учебного процесса и мотивация детей к усвоению знаний;
  • воспитание самостоятельных личностей;
  • помощь детям в формировании здорового образа жизни;
  • сплочение коллектива — создание внутриклассных традиций, решение конфликтов, организация художественных и спортивно-оздоровительных мероприятий;
  • помощь родителям в адаптации детей;
  • психологическое саморазвитие — улучшение организационных и коммуникативных способностей, предупреждение выгорания, повышение эмпатии, личной и профессиональной самооценки.

Также педагоги учатся взаимодействовать с одаренными и «трудными» детьми, внедряют игровые методики преподавания, интерактивные доски, современную компьютерную технику, чтобы сделать уроки интереснее.

Разнообразная творческая работа

Учитель начальных классов выполняет множество функций:

  • преподает уроки и проверяет домашние задания;
  • воспитывает детей в процессе внеклассной деятельности;
  • помогает психологу и социальному педагогу во время работы со сложными детьми или учениками с отклонениями в развитии;
  • берет на себя роль организатора во время проведения праздников в классе, экскурсий, выездов на концерты и в театры.

Учителя имеют право создавать авторские программы уроков и методики преподавания в рамках Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования. Вносят разнообразие уроки на природе, совместное преподавание с психологом или логопедом, открытые уроки для родителей и дирекции школы.

Эмоциональная связь с детьми и благодарность родителей

Первоклассники проживают кризис 7 лет, в котором противопоставляют себя родителям и ищут новые авторитеты. Обычно новым значимым взрослым становится первый учитель. Дети копируют его поведение и суждения, показывая свою самостоятельность, отстаивают то, что услышали в школе.

Понимающие родители не стремятся «сбрасывать с пьедестала» учителя начальной школы, а наоборот готовы помогать ему. Взрослые сообща помогают ребенку преодолеть кризис 7 лет и усвоить новые социальные роли, поэтому родители благодарят педагогов за дружелюбие, и умение найти подход к воспитанникам.  

Совмещение нескольких профессий за дополнительную плату

Чтобы зарабатывать больше, учителя начальных классов могут получать второе специальное образование или пройти курсы профессиональной переподготовки и занимать пост:

  • инструктора по физической культуре;
  • преподавателя иностранного языка;
  • музыкального руководителя;
  • социального педагога;
  • преподавателя ИЗО.


Легко сменить место работы

Учитель начальных классов может:

  • открыть частные курсы по подготовке детей к школе;
  • вести занятия для младших школьников в домах творчества;
  • работать с детьми на индивидуальном или домашнем обучении;
  • организовывать детские праздники, экскурсии, спортивные мероприятия.

Как получить профессию учителя начальных классов?

Чтобы преподавать в школе, достаточно среднего профессионального образования в лицензируемом онлайн-колледже. Поступление происходит без сдачи ЕГЭ и вступительных экзаменов на базе 9-ти или 11-ти классов. По окончанию колледжа вы получите 2 диплома гособразца и перспективную профессию.

В нашем колледже подача документов и обучение происходит полностью онлайн. Студент получает доступ к личному кабинету, где проходят вебинары, размещаются записи учебных материалов и бесплатная база знаний, организована связь с куратором, преподавателями и технической поддержкой. Мобильная версия дает возможность обучаться с помощью смартфона.

Идет набор в группу 2020 учебного года, узнать подробности можно по ссылке.

Источник: https://distant-college.ru/news/uchitel-nachalnyh-klassov-plyusy-i-minusy-professii

Ученик выбирает учителя: когда так можно?

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Кажется, что учитель тот же родитель: всерьез, надолго и нельзя поменять. Но это не так. Разбираемся, как родитель может повлиять на поведение учителя, решить конфликт или добиться от администрации школы замены педагога.

Могут ли родитель или ученик выбирать учителя?

В законе «Об образовании» на этот вопрос нет никакого ответа. Администрация школы решает каждый конфликт между учителем, учеником и родителями в индивидуальном порядке. Если у учителя конфликт с одним учеником, то его могут перевести в другой класс. Если учителем не довольна половина класса, то вопрос сложней.

Учителя нельзя уволить по желанию родителей: для этого должны быть зафиксированные нарушения дисциплины или свидетельства профессиональной непригодности учителя. Чаще всего родители просто недовольны стилем общения педагога. Администрация может решать эти конфликты в беседах с учителем и родителями, отправлять учителя проходить дополнительную подготовку.

Но иногда — идет на поводу у родителей и учителя меняют.

Учителя нельзя уволить по одному желанию родителей: только если нарушает дисциплину или ведет себя непрофессионально — опаздывает, оскорбляет, приходит пьяным.

По закону родители или официальные представители ученика имеют полное право вмешаться в учебный процесс. Во-первых, родители могут присутствовать на уроках, интересоваться программой обучения.

Во-вторых, родители могут обращаться в администрацию школы, если подозревают конфликты между учениками и учителем, конфликт интересов или неэффективность учителя. Другое дело, что администрация может не менять учителя и вообще не учесть мнение родителей.

Но если есть заявление от родителей, то администрация должна объяснить, почему они так делают и дать письменный ответ.

Как решать конфликт с учителем, если его нельзя менять?

Разговаривать, разговаривать и еще разговаривать. Лично, на родительских собраниях или в присутствии администрации. Самое главное — не устраивать скандал. Вряд ли учитель намеренно идет на конфликт с учениками. Родители и администрация должны разобраться в причинах и не забывать об интересах ни учеников, ни учителя.

Если учитель хамит и ведет себя агрессивно, возьмите в союзники классного руководителя, психолога, председателя совета родителей или заместителя директора по учебной работе.

Совместные беседы идут эффективней, в присутствии третьих лиц учитель скорее всего будет держать себя в руках. И даже если учитель оскорбляет родителя, это не говорит о его полной профнепригодности.

Если конфликт долго длится, он изматывает всех участников.

Родительский совет — объединение родителей, которое решает вопросы в том числе замены учителя. Право родителей на создание совета зафиксировано в законе «Об образовании».

Домашнее обучение решит конфликты?

Не факт. Домашнее обучение требует помощи учителей: вряд ли родители смогут качественно заниматься с ребенком по всем предметам. Учителя могут быть те же, что и раньше — и они могут быть недовольны, потому что им нужно лишнее время тратить на ученика. К тому же в классе конфликты могут нивелироваться, делиться на всех. А здесь конфликт может только разгореться.

Прежде чем переводить ребенка на домашнее обучение, нужно убедиться в собственных силах и провести несколько бесед с директором.

Сначала нужно узнать, сколько учеников в школе обучаются дома, насколько им это удается.

Если положительный опыт есть, нужно оговорить все условия: взять учебный план, образовательные программы по каждому предмету, взять учебники из библиотеки и узнать, как часто с ребенком будут заниматься учителя.

В России 100 000 семей ежегодно выбирают домашнее обучение. Основная причина — недовольство качеством образования в школе.

Можно ли выбрать классного руководителя?

С одной стороны, классного руководителя нельзя выбрать, как и учителя-предметника. Способы взаимодействия здесь те же — разговоры, присутствие на классных часах, общение с администрацией школы.

С другой стороны, классное руководство — дополнительные обязанности педагога. Классного руководителя не нужно увольнять, можно просто снять с него обязанности.

Администрация идет навстречу родителям и меняет классного руководителя, если большая часть класса им недовольна.

Но нужны основания: классный руководитель не общается с учениками и родителями, не следит за успеваемостью, не проводит классные часы, не занимается воспитательной работой.

Источник: https://EduRegion.ru/k-zhurnal/menyaem-uchitelya/

Учитель начальных классов со средним образованием: профессиональные перспективы

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Педагог – носитель культуры и знаний. Это нужная, интересная и творческая профессия. Именно с первым учителем всегда связаны самые яркие воспоминания детства. Учитель начальных классов закладывает основы будущих знаний, формирует у молодого поколения активную жизненную позицию.

Получить среднее бесплатное заочное образование можно в одном из многочисленных учебных заведений России. Педагогические колледжи предлагают абитуриентам разные формы обучения: дневную, заочную, вечернюю, дистанционную. Высшее заочное образование бесплатно получить сложнее. Часто на бюджет удается поступить обладателям красных дипломов средних учебных заведений.

Особенности работы учителем начальных классов

Учитель начальных классов знакомит ребенка со школой и ее правилами, помогает адаптироваться в новой для него среде, найти друзей среди сверстников и влиться в учебный процесс.

Это и педагог, и наставник-психолог, и воспитатель, а иногда – даже музыкальный работник или учитель физической культуры.

За первые несколько лет в школе дети учатся читать и писать, узнают азы математики, активно развивают творческие способности.

В обязанности школьного учителя входит:

  • составление календарно-тематических планов по каждому предмету на год;
  • написание поурочных планов;
  • проведение уроков и классных часов;
  • ведение классного журнала, выставление оценок и учет посещаемости;
  • планирование и проведение воспитательных мероприятий;
  • организация праздников.

Первый учитель встречает самых маленьких учеников на пороге школы и ведет все предметы первые четыре года обучения. Чем опытнее педагог, тем больше у него наработок, которые можно использовать на занятиях.

Но профессиональные знания периодически нужно обновлять. Для этого существуют курсы повышения квалификации, специальные Интернет-ресурсы, методическая литература.

Прогресс не стоит на месте, каждый год появляются новые методы и приемы обучения, меняется техническое оснащение в аудиториях, меняются и сами дети.

Учитель начальных классов может повысить квалификацию и стать завучем начальной школы, завучем по воспитательной работе, или руководителем районного методического объединения. Также работу в начальном звене можно совмещать с преподаванием отдельных предметов в средней и старшей школе.

От качественной и профессиональной работы первого учителя зависит очень многое: психологический комфорт ребенка и его желание или не желание посещать уроки, отношение к учебе в будущем, сплоченность класса в средней школе. Педагог активно сотрудничает с родителями, он вместе с мамами и папами воспитывает ребенка, передавая свои знания и опыт.

Можно ли сделать успешную карьеру после колледжа

Какое образование должно быть у учителя начальных классов? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте для начала выясним, чему учат будущих педагогов в средних учебных заведениях.

Обучение длится 4 года, и выпускники получают диплом младшего специалиста. Студенты колледжей изучают:

  • предметы 10 и 11 классов для получения аттестата;
  • методики преподавания русского языка, математики, чтения, рисования и других предметов начальной школы;
  • педагогику;
  • психологию;
  • философию;
  • основы экологии;
  • социологию;
  • основы права и другие предметы в зависимости от специализации.

Педагоги начальных классов также имеют право проводить уроки музыки и физической культуры у младших школьников, они осваивают методики преподавания этих дисциплин. В некоторых колледжах обязательным является обучение игре на фортепиано или другом музыкальном инструменте на выбор.

Часто в среднем учебном заведении студенты выбирают профиль, например:

  • иностранные языки;
  • хореография;
  • музыка.

Студенты профильных групп получают дополнительную квалификацию учителя английского, музыки или хореографии в начальной школе. В дальнейшем по желанию можно расширить профессиональные знания по своему профилю в одном из высших учебных заведений.

Существенным преимуществом колледжей и техникумов является большое количество практических занятий. Практическим занятиям и пробным урокам здесь уделяют больше внимания, чем в университетах.

Как правило, начиная со второго курса, студенты проводят занятия по разным предметам каждую неделю под чутким руководством педагогов и классных руководителей.

На 4 курсе их ждет целый месяц непрерывной практики в одном из классов обычной общеобразовательной начальной школы.

Многие учителя 1-4 классов работают без высшего образования. Теоретических и практических знаний, полученных в среднем учебном заведении, хватает сполна.

При желании, можно совмещать работу с дальнейшим заочным или дистанционным обучением в вузе. Получить заочное профессиональное образование в университете на базе колледжа или техникума проще, чем после 11 классов.

Обычно выпускников средних специальных учебных заведений принимают сразу на 3 курс по результатам собеседования.

Но если студент окончил колледж со специализацией «учитель начальных классов и английского языка в начальных классах» и хочет обучаться дальше на преподавателя английского в старшей школе, ему скорее всего придется начинать учебу с 1 курса.

Привилегии при поступлении в этом случае сохраняются. Но в каждом вузе свои правила поступления и обучения. Поэтому при выборе учебного заведения нужно внимательно изучить все особенности и задать интересующие вопросы в приемной комиссии.

Для того, чтобы стать хорошим и уважаемым преподавателем, достаточно среднего образования. Главное – любить свою работу и постоянно совершенствовать полученные знания.

Где получить заочное образование

Учитель начальных классов – популярная и востребованная профессия. Ее можно освоить во многих государственных и частных учебных заведениях России. Среди них:

  • Московский педагогический государственный университет;
  • Университет Синергия;
  • Московский государственный областной университет;
  • Московский социально-педагогический институт;
  • Зарайский педагогический колледж Государственного социально-гуманитарного университета;
  • Московский Педагогический Колледж № 15.

Все они предоставляют как очное, так и заочное обучение. Выпускники университетов и колледжей могут работать в образовательных учреждениях (детских садах, школах, колледжах, вузах), в социальных организациях, частных подготовительных курсах для дошкольников и школьников.

Профессия учитель: плюсы и минусы

Обучение малышей – ответственное занятие. Нужно не только отлично знать методики преподавания, психологию и педагогику, но и любить свою профессию. Это творческая работа, требующая постоянного личностного роста. Среди преимуществ педагогической деятельности:

  1. Удобный рабочий график.
  2. Длинный отпуск летом.
  3. Возможность проявлять творчество, общаться с молодежью.
  4. Возможность подрабатывать репетитором и получать дополнительный доход.

Есть в этой области и свои недостатки:

  1. Сравнительно невысокая оплата труда.
  2. Нервная работа.
  3. Много бумажной работы: заполнение журналов, составление планов, отчетов.

Тем не менее, желающих стать преподавателями очень много. Приятно наблюдать успехи своих учеников, получать отдачу и позитивные эмоции, когда у ребенка начинает получаться то, что не получалось ранее. Успешный педагог всегда пользуется уважением учеников и родителей.

Поступайте в лучшие дистанционные учебные заведения

Московский Открытый Институт

Высший юридический колледж

АНО ДПО “Воронежский Институт Профессионального Образования и Повышения Квалификации”

Современный Институт Непрерывного Образования

Источник: https://ecvdo.ru/states/uchitel-nachalnyh-klassov-so-srednim-obrazovaniem-professionalnye-perspektivy

Права родителей в школе по новому закону об образовании

Можно ли выбрать учителя начальных классов по законодательству?

Обучение и воспитание ребёнка – это, прежде всего, право и обязанность его родителей. Этим определяются и права родителей, связанные с образовательными учреждениями. Они перечислены в Федеральном законе “Об образовании в Российской Федерации” N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года. Закон действует с 1 сентября 2013 года.

Статья 44 посвящена родительским правам и обязанностям. А в статье 45 говорится, что делать, если нарушаются права школьников или их родителей.

Права и обязанности родителей в школе

Родители имеют такие права:

  1. Выбрать, будет ли ребёнок учиться дома или в школе.
  2. Выбрать учебное заведение, а в нём – дополнительные занятия, факультативы, кружки и т. д.
  3. Просматривать все документы, регламентирующие учебную деятельность.
  4. Знакомиться с учебными программами.
  5. Узнавать оценки ребёнка.
  6. Разрешить или запретить какие-либо обследования ребёнка, а при согласии – знать результаты.
  7. Присутствовать при обследовании психолого-медико-педагогической комиссией (ПМПК).
  8. Принимать участие в управлении школой.

Обязанности родителей:

  1. Самая главная – сделать так, чтобы ребёнок получил общее образование.
  2. Соблюдать распорядок и режим учебного заведения.
  3. Уважительно относиться к педагогам.

Право родителей на присутствие на уроках

Мамы или папы иногда хотят посетить уроки. Чаще всего это желание связано с плохими оценками ребёнка или сложными отношениям с учителем.

Поскольку родители могут получать информацию об учебных программах и методиках преподавания, они имеют и право присутствия на уроке. Но при этом обязательно соблюдение Устава и других внутренних документов учебного заведения, а также режима его работы.

О таком посещении необходимо предварительно договориться с учителем. Если он не даёт согласия, нужно действовать через директора или завуча, объяснив им, что именно беспокоит. Но нельзя приходить на урок просто так, без предупреждения.

Не стоит забывать об уважении к учителю и школе. Недопустимо мешать ведению урока, в том числе опаздывать.

Время от времени учебные заведения организуют открытые уроки по отдельным предметам или дни открытых дверей. О них сообщают папам и мамам, и они могут свободно посещать школу в это время. Как правило, в такое время учителя в большей степени готовы общаться.

Право на выбор учителя (отказ от него)

При зачислении в школу родители могут высказать пожелания о выборе класса. Для первоклассников (и вообще учеников начальной школы) это означает и выбор учителя. Но окончательный выбор в данном случае делает администрация школы.

Иногда родители считают, что классный руководитель или кто-то из других учителей не справляется с обязанностями. В таком случае следует написать заявление на имя директора школы. В нём необходимо подробно изложить претензии и приложить доказательства, если это возможно. Директор рассматривает заявление и принимает решение о замене педагога.

Если обращается только один родитель, это вряд ли приведёт к нужному результату.

Эффективнее будет собрать подписи представителей и других школьников. Важно и то, есть ли возможность заменить учителя, то есть работает ли в школе другой педагог с той же специализацией.

Таким образом, заменить педагога удаётся не всегда. Есть ещё один возможный выход – перевести ребёнка в другой класс. Это делается так же по заявлению директору школы. Перевод возможен только в том случае, если в другом классе есть свободные места. Максимальное количество учеников в классе должно быть зафиксировано во внутренней документации.

Полномочия родительского собрания (родительского комитета)

Родительский комитет класса выбирается на его собрании. Из представителей классных комитетов выбирается общешкольный.

На уровне классов родительские комитеты:

  1. Приобретают пособия, учебники и другие материалы, необходимые для образовательного процесса.
  2. Помогают в организации внешкольных мероприятий, подготовке к новому учебному году и т. д.
  3. Занимаются хозяйственными и бытовыми вопросами в классе.
  4. Помогают решить конфликты между родителями и педагогическим составом.

Школьный родительский комитет обладает большими полномочиями:

  1. Участвует в управлении школой, в том числе присутствует на собраниях Управляющего совета, где решаются вопросы о форме, режиме работы, обеспечении безопасности и т. п.
  2. Вносит предложение о работе школы.
  3. Следит за качеством питания в столовой.
  4. Если администрации школы передавались какие-либо деньги – следить за их расходованием.

Что делать в случае нарушения прав

Если права нарушаются классным руководителем или другим учителем, необходимо обратиться к директору. Можно написать на его имя заявление или лично рассказать о том, что случилось.

Если это не помогло, или конфликтная ситуация сложилась с администрацией школы, следует обратиться в РОНО. В особо сложных ситуациях может понадобиться помощь детского омбудсмена или обращение в суд.

Есть ли изменения в правах родителей в 2018 году

Нововведений в 2018 году не планируется. Права и обязанности, связанные со школой, остаются прежними.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Источник: https://zakonguru.com/semejnoje/roditelskije-prava/v-shkole.html

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: