Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

Содержание
  1. Какие курсы госзакупок выбрать? ТОП 10 Школ госзакупок
  2. К кому пойти учиться?
  3. Обучение в сфере закупок – Топ 10 Школ госзакупок
  4. Еще больше запутались? Подберем Вам необходимый курс по госзакупкам
  5. Сводные данные по школам и курсам с ценой
  6. Профессиональный стандарт “ЭКСПЕРТ в сфере закупок”
  7. Профессиональный стандарт “СПЕЦИАЛИСТ в сфере закупок”
  8. Обучение по госзакупкам: кому и когда нужно пройти?
  9. Требования закона к квалификации сотрудников по госзакупкам
  10. Требования к квалификации лиц, входящих в состав комиссии
  11. Требования к квалификации представителей контрактной службы или контрактных управляющих
  12. Профессиональные стандарты для сотрудников, обеспечивающих проведение госзакупок
  13. Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам
  14. Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам
  15. Профстандарты в сфере закупок
  16. Профстандарт «Специалист в сфере закупок»
  17. Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»
  18. Специалист по размещению госзаказов: кто это и можно ли без него обойтись
  19. Что за должность
  20. Обязательно ли заказчику иметь такого специалиста
  21. Основные требования к кандидату
  22. Где искать
  23. Образец резюме
  24. Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок
  25. Принципы и понятия единой контрактной системы
  26. Требования к поставщикам и условия участия в закупках
  27. Подробнее о конкурентных закупках
  28. Заключение контракта

Какие курсы госзакупок выбрать? ТОП 10 Школ госзакупок

Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

  Когда встает вопрос о выборе курсов по госзакупкам, то от разнообразия предложений разбегаются глаза. Помимо того, что различается стоимость курсов, их длительность, программа, полнота подаваемого материала.

Так еще и много компаний чьи компетенции в сфере закупок малы, они зарабатывают лишь на продаже курсов, за частую низкого качества.   Ситуацию усугубляет то, что многие организации предлагают диплом после прохождения курсов, при этом лицензии на ведение образовательной деятельности они не имеют.

Потратить время, деньги, получить не котирующийся диплом и поверхностные знания  – на самая хорошая перспектива.

К кому пойти учиться?

 
На что обратить внимание при выборе курсов по госзакупкам и как разобраться где настоящие эксперты, а где поверхностные знания?

  • В первую очередь я бы рекомендовал обратить внимание на наличие лицензии, это первый этап который отсеит маленькие компании чья экспертность в сфере обучения закупок сомнительна. Следующий пункт зависит от вашего уровня знаний темы госзакупок. Если вы уже проходили курсы, вы знаете в чем отличие 44-ФЗ и 223-ФЗ, вам просто требуется пройти повышение квалификации, то вы наверняка знаете, что вам нужно. Просто переходите в конец статьи и смело выбирайте из топ 3 компаний предоставляющих обучение.

Если вы только начинаете свой путь в госзакупках, то для начала нужно ответить себе на несколько вопросов:

  • Вы поставщик или заказчик ?

 
В первом случае выбирать курсы из раздела: Эксперт в сфере закупок (поставщик),
во втором – Специалист в сфере закупок (заказчик).

  • Обучение по 44-ФЗ и 223-ФЗ вместе или по раздельности?

 
Чем меньше областей охватывает курс тем он более детальный, вы будете более сосредоточенны на одной теме. Такой курс более качественный.

Например: Вы можете купить один курс для заказчиков и поставщиков, но вряд ли вам одновременно потребуется быть в двух ролях одновременно. Если к тому же такой курс проходит по экспресс программе, то и знания после его прохождения будут довольно посредственные.   На основе основных параметров мы составили рейтинг по десяти популярным компаниям предоставляющие обучение в сфере госзакупок.

Для тех кто не хочет читать подробности сразу открывайте рейтинг школ внизу статьи.

Обучение в сфере закупок – Топ 10 Школ госзакупок

 

 

Время существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамДиплом не будет котироваться.

Нет дистанционного обученияВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамДистанционное обучение 44-ФЗ и 223-ФЗДиплом не будет котироваться.

Время существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамЕсть индивидуальные занятияДиплом не будет котироваться.

Время существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамКурс по 44 фз и 223-ФЗ растянутВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамСмешанный курс для заказчиков и поставщиков.Время существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамВремя существования школы госзакупокПодробность курса госзакупокЭкспертность лекторов в сфере закупокВозможность выбора узкой специализацииПродолжительность обучения госзакупкамМаксимально полный и экспертный курс. Выбор редакции.

Еще больше запутались? Подберем Вам необходимый курс по госзакупкам

Если нет ИНН в быстром доступе или Вы частное лицо. Есть возможность указать ИНН его позже, в этом случае используйте ИНН 0000000000 КПП 000000000

Сводные данные по школам и курсам с ценой

Посмотреть сводную таблицу с ценами на обучение по 44-фз, с ценой на обучение по 223-фз, с наличием удостоверения, сертификата или диплома, картинка кликабельна.

Профессиональный стандарт “ЭКСПЕРТ в сфере закупок”

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функции
Консультирование в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждМониторинг рынка предмета закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Консультирование по закупочным процедурам
Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждЭкспертиза закупочной процедуры
Экспертиза исполнения и результатов исполнения контракта
Организация работ по экспертизе и консультированию в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждУправление организацией, обеспечивающей консультирование и экспертизу в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд
Проведение аттестации (оценки профессиональной квалификации) и контроль повышения профессионального уровня работников в структурном подразделении или в организации
Исследование теоретических и практических проблем закупочной деятельности

Полный текст документа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. N 626н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “ЭКСПЕРТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК”

Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 626Н Посмотреть и скачать

Профессиональный стандарт “СПЕЦИАЛИСТ в сфере закупок”

Обобщенные трудовые функцииТрудовые функции
Обеспечение закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждПредварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги
Подготовка закупочной документации
Обработка результатов закупки и заключение контракта
Осуществление закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нуждСоставление планов и обоснование закупок
Осуществление процедур закупок
Экспертиза результатов закупок, приемка контрактаПроверка соблюдений условий контракта
Проверка качества представленных товаров, работ, услуг
Контроль в сфере закупокМониторинг в сфере закупок
Аудит и контроль в сфере закупок

Полный текст документа Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 10 сентября 2015 г. N 625н
ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА “СПЕЦИАЛИСТ В СФЕРЕ ЗАКУПОК”

Приказ Минтруда РФ от 10.09.2015 N 625Н Посмотреть и скачать

Какие курсы госзакупок выбрать? Ссылка на основную публикацию

Источник: https://zakupki-gov-ru.com/kursy-goszakupok/

Обучение по госзакупкам: кому и когда нужно пройти?

Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

Тема профессиональных стандартов и дополнительного обучения сотрудников по госзакупкам –  одна из тем, которая сейчас волнует многих работодателей.

С какой даты профстандарты станут обязательными для всех? Каким требованиям должен соответствовать сотрудник? Что делать с уже существующими должностными инструкциями? Что делать работнику, чтобы соответствовать требования профессионального стандарта.

Постараемся ответить на эти и некоторые другие вопросы в отношении сотрудников, которые ответственны за проведение государственных закупок.

Требования закона к квалификации сотрудников по госзакупкам

Согласно закону о государственных закупках для проведения закупок заказчик должен сформировать комиссию (возможна единая комиссия для проведения всех закупок или специальная комиссия – для проведения определенного рода закупок, например, котировочная комиссия для определения поставщика путем проведения запроса котировок) и контрактную службу (назначить контрактного управляющего).

Законодатель сформулировал принцип профессионализма заказчика, который предполагает под собой наличие у специалистов по госзакупкам теоретических знаний и навыков в сфере закупок. На работодателя возлагается обязанность принимать меры, направленные на поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования своих сотрудников, задействованных в госзакупках.

Требования к квалификации лиц, входящих в состав комиссии

Согласно ст. 39 закона о госзакупках в состав комиссии должны входить преимущественно сотрудники:

  • прошедшие профессиональную переподготовку в сфере закупок;
  • прошедшие повышение квалификации в сфере закупок;
  • имеющие специальные знания по объекту закупки.

Пример. В состав комиссии входит 7 человек. Для того чтобы отвечать требованиям закона, членов комиссии, прошедших обучение или обладающих специальными знаниями, должно быть не менее 4 человек.

Чиновники Минэкономразвития делают вывод о том, что лиц, не прошедших обучение и не обладающих специальными знаниями можно включать в состав комиссии, но их должно быть меньшинство (Письмо от 31.12.2013 N Д28и-2420).

Случай из судебной практики. Работник обратился с иском в суд с целью признания незаконными положений приказа о включении его в состав единой комиссии и возложении на него полномочий председателя. В обоснование своих требований истец указал, что он не обладает специальной подготовкой, и данное назначение было совершено без его согласия.

Суд, отказывая в иске, указал, что включение данного работника в состав комиссии по госзакупкам не выходит за пределы его трудовых функций, и получение его согласия  не требуется.

Кроме того, суд отметил, что истец обладает специальными знаниями по объекту закупки и соответственно может входить в состав комиссии (Апелляционное определение Иркутского областного суда от 03.12.

2014 по делу N 33-9724/14).

Требования к квалификации представителей контрактной службы или контрактных управляющих

Закон о государственных закупках обязывает представителей контрактной службы и контрактных управляющих иметь соответствующее образование:

  • высшее в сфере закупок либо
  • дополнительное профессиональное в сфере закупок.

Вместе с тем, до начала 2017 года указанные лица могут работать на своей должности и при наличии профессионального образования или дополнительного профессионального образования в сфере размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.

Итак, контрактный управляющий или представитель контрактной службы до 01.01.2017 года должен соответствовать хотя бы одному из указанных ниже условий:

  • наличие профессионального образования по 94-ФЗ (ранее действовавший закон о закупках);
  • наличие дополнительного профессионального образования по 94-ФЗ;
  • наличие высшего образования по 44-ФЗ;
  • наличие дополнительного профессионального образования по 44-ФЗ.

Обратите внимание! Закон не запрещает включение в состав единой комиссии (или других комиссий) представителя контрактной службы или контрактного управляющего. Главное, чтобы они соответствовали требованиям, указанным в ч. 6 ст. 39 закона о госзакупках.

Профессиональные стандарты для сотрудников, обеспечивающих проведение госзакупок

В области государственных закупок в настоящее время утверждено 2 профессиональных стандарта:

Источник: https://parta1.com/blog/24945.html

Законодательное регулирование профессии специалиста по закупкам

Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

Узнайте об основных обязанностях специалиста по закупкам, требованиях к кандидатам и стандартам профессии

Статьёй 9 Закона № 44-ФЗ закреплён принцип профессионализма заказчика. Данный принцип предполагает, что закупочная деятельность должна осуществляться на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.

Поддержание и повышение уровня квалификации и профессионального образования должностных лиц, занятых в сфере закупок достигается, в том числе путём повышения квалификации или профессиональной переподготовки в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Важно! За несоблюдение принципа профессионализма и неприменение профессиональных стандартов в контрактной системе контрольные органы в сфере закупок вправе осуществлять контроль и применять меры административной ответственности.

Административная ответственность устанавливается в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ в части нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.

Управление государственными и муниципальными закупками (144, 120, 40 ак.

часов) – дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для контрактных управляющих, специалистов контрактных служб и закупочных комиссий.

Обязанность работодателей соблюдать требования к квалификации сотрудников, если таковые установлены нормативными актами, профессиональными стандартами установлена статьёй 195.3 Трудового кодекса РФ.

Закон № 44-ФЗ подобные требования к квалификации сотрудников содержит, в связи с чем заказчик обязан следить за соответствием квалификации своих специалистов по закупкам установленным нормам и профессиональным стандартам.

Контрактная служба: понятие, состав, требования к сотрудникам

К специалистам по закупкам, обеспечивающим планирование и осуществление закупок товаров, работ, услуг, Закон № 44-ФЗ относит контрактную службу или контрактного управляющего.

Под контрактной службой понимается группа должностных лиц заказчика, на которую возлагается функционал осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд. Действует контрактная служба в соответствии с положением (регламентом), разработанным и утвержденным на основании типового положения (регламента), утвержденного Приказом Минэкономразвития России от 29.10.2013 № 631.

Создание контрактной службы заказчика предусмотрено в случае, если совокупный годовой объем закупок заказчика в соответствии с планом-графиком превышает 100 миллионов рублей.

Контрактная служба создается одним из следующих способов:

  • создание отдельного структурного подразделения;
  • утверждение Заказчиком постоянного состава работников Заказчика, выполняющих функции контрактной службы без образования отдельного структурного подразделения.

Если годовой объем закупок заказчика не превышает 100 миллионов рублей и у него отсутствует контрактная служба заказчик назначает контрактного управляющего — должностное лицо, ответственное за осуществление закупки или нескольких закупок, включая исполнение каждого контракта. Контрактным управляющим может быть только работник заказчика.

Работники контрактной службы, контрактный управляющий должны иметь высшее образование или дополнительное профессиональное образование в сфере закупок (часть 6 статьи 38 Закона № 44-ФЗ).

В силу Закона № 44-ФЗ (часть 5 статьи 39 Закона № 44-ФЗ) при создании закупочной комиссии Заказчик отдаёт преимущество лицам, прошедшим профессиональную переподготовку или повышение квалификации в сфере закупок, а также лицам, обладающим специальными знаниями, относящимися к объекту закупки.

Профстандарты в сфере закупок

Обеспечить принцип профессионализма заказчика, предусмотренный положениями статьи 9 Закона № 44-ФЗ призваны профессиональные стандарты, разработанные во исполнение статьи 195.1 Трудового кодекса Российской Федерации.

Профессиональный стандарт — это характеристика квалификации, необходимой работнику для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции.

Приказами Минтруда России от 10.09.2015 № 625н, № 626н в сфере закупок утверждены следующие профессиональные стандарты:

  • «Специалист в сфере закупок»;
  • «Эксперт в сфере закупок».

Важно! Данные профессиональные стандарты обязательны в части требований к квалификации работника. То есть нынешняя ситуация обязывает соблюдать профессиональные стандарты специалиста по закупкам с наличием документов об образовании в сфере закупок.

Применение иных положений профессиональных стандартов в отношении квалификации носит добровольный характер.

Стандарты в сфере закупок применяются при осуществлении закупок для обеспечения государственных, муниципальных и корпоративных нужд, из чего следует, что профессиональный стандарт распространяется не только на заказчиков, действующих в рамках Закона № 44-ФЗ, но и на заказчиков, работающих по Закону № 223-ФЗ.

Положения Закона № 223-ФЗ обязательных требований к квалификации работников не содержат. Однако, заказчики вправе самостоятельно устанавливать требования к квалификации работников, в том числе путём применения профессиональных стандартов.

Остановимся подробнее на стандартах № 625н, № 626н.

Профстандарт «Специалист в сфере закупок»

Стандартом «Специалист в сфере закупок» установлены единые требования к уровню квалификации специалиста в сфере закупок, определено содержание трудовых функций специалиста в сфере закупок.

Всего в рамках системы профессиональных стандартов установлено девять уровней квалификации с 1-го (низший) по 9-ый (высший).

Профессиональный стандарт специалиста в сфере закупок предусматривает четыре уровня квалификации — с 5-го по 8-й.

Каждому уровняю квалификации соответствует свой набор трудовых функций, требований к образованию, обучению и опыту работы в сфере закупок:

Уровень квалификацииНаименование обобщённой трудовой функцииТрудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
5-ыйОбеспечение закупок– предварительный сбор данных о потребностях, ценах на товары, работы, услуги;- подготовка закупочной документации;- обработка результатов закупки и заключение контрактаСреднее профессиональное образование.ДПО (дополнительное профессиональное образование) – программы повышения квалификации и программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе установлены
6-ыйОсуществление закупок– составление планов и обоснование закупок;- осуществление процедур закупокВО (высшее образование) – бакалавриат.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 3-х лет в сфере закупок
7-ыйЭкспертиза результатов закупок, приемка контракта– проверка соблюдений условий контракта;- проверка качества представленных товаров, работ, услугВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 4-х лет в сфере закупок
8-ыйКонтроль в сфере закупок– мониторинг в сфере закупок;- аудит и контроль в сфере закупокВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации/или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее 5-ти лет в сфере закупок, в том числе на руководящих должностях не менее 2-х лет

Профстандарт «Эксперт в сфере закупок»

Стандарт «Эксперт в сфере закупок» в практической деятельности касается заказчика преимущественно при выполнении им обобщённой трудовой функции по экспертизе исполнения и результатов исполнения контракта.

Так, в силу статьи 94 Закона № 44-ФЗ заказчик обязан провести экспертизу для проверки предоставленных поставщиком результатов, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта.

В тех случаях, когда привлечение экспертов, экспертных организаций к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги, не является обязанностью заказчик, он проводит экспертизу своими силами.

Для обобщённой трудовой функции «Экспертиза в сфере закупок для государственных, муниципальных и корпоративных нужд» установлен 7-ой уровень квалификации, для соответствия которому предъявлены следующие требования:

Трудовые функцииТребования к образованию и обучениюТребования к опыту практической работы
экспертиза закупочной процедуры; экспертиза исполнения и результатов исполнения контрактаВО – специалитет, магистратура.ДПО — программы повышения квалификации /или программы профессиональной переподготовки в сфере закупокНе менее четырех лет в сфере закупок

С учётом рассмотренных стандартов заказчикам следует выбирать программы и курсы повышения квалификации для своих специалистов.

Дополнительное профессиональное образование в сфере госзакупок предполагает прохождение курсов повышения квалификации с получением удостоверения о повышении квалификации.

Обучение по 44-ФЗ, 223-ФЗ

Повышение квалификации и профпереподготовка в Контур.Школе

Подробнее о курсах

Подводя итог, ещё раз отметим важность поддержания и повышения уровня квалификации и профессионального образования специалистов в сфере закупок.

Важность заключается не только в обязательности требований по поддержанию профессионализма заказчика, но и, прежде всего, в снижении риска допущения ошибок при проведении закупок, влекущих за собой дополнительные временные и материальные затраты, а также последующие взыскания со стороны контрольных органов при выявлении допущенных нарушений.

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1611

Специалист по размещению госзаказов: кто это и можно ли без него обойтись

Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

Специалист по размещению государственного заказа — это сотрудник, который проводит работу по размещению заказа на закупку товаров или услуг для обеспечения государственных нужд в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ. Расскажем о таком сотруднике подробнее.

В любом бюджетном учреждении существует потребность покупать различные виды продукции, услуг или работ. Чтобы запросы организации были реализованы в полном объеме, должна быть проведена определенная работа, специалист по закупкам (44-ФЗ предусматривает его наличие в организации) и станет тем сотрудником, благодаря которому будет проведена процедура.

Что за должность

Специалист по размещению государственного заказа занимается оформлением участия организации в закупочных процедурах различного вида. Это могут быть конкурсы, аукционы и множество иных вариантов, установленных действующим законодательством.

Услуги специалиста по закупкам востребованы как со стороны, которая заказывает тендер, так и со стороны участника торгов. Соответственно, обязанности по должности отличаются в зависимости от интересов стороны, которую представляет человек.

Интересы заказчика связаны с оформлением требований к процедуре и объекту закупок, приему поступающих заявок, анализу документов. Этой стороне торгов необходима деятельность:

  • по получению сведений о рентабельности претендентов;
  • наличию информации о предложениях, которые отклонены в процессе проведения торгов;
  • аннулированию торгов при отсутствии заявителей;
  • возвращению залогов;
  • документальному поэтапному оформлению процесса;
  • проведению учета по заказам;
  • анализу расходов.

Со стороны поставщика существует запрос на другие действия, связанные:

  • с отслеживанием объявленных закупок;
  • сбором и комплектацией необходимых документов;
  • формированием предложений о ценах;
  • соблюдением сроков и условий, установленных процедурой.

В связи с различными задачами сторон законодатель определил разницу в требованиях к сотрудникам, ведь работа «специалист по государственным закупкам» отличается по функционалу у поставщика и заказчика.

В связи с этим специалист по размещению заказов со стороны заказчика должен обладать образованием и навыками определенного уровня (ч. 6 ст. 38 44-ФЗ).

Так происходит потому, что заказчик формирует конкурсную комиссию, в состав который необходимо включать сотрудника определенного уровня:

А вот со стороны поставщика может трудиться специалист по закупкам без опыта работы.

Обязательно ли заказчику иметь такого специалиста

Работа на площадках госзакупки со стороны заказчика связана с обязательным наличием у него специалиста по торгам или целой службы. Такое положение предусмотрено ст. 38 44-ФЗ.

Наниматель определяет необходимое число работников в соответствии с положениями закона.

Так, учреждение с годовым объемом закупок (по совокупности) на сумму более 100 млн рублей должно создать контрактную службу. При этом формировать отдельное спецподразделение в штате не обязательно.

Если сумма запросов на протяжении года не превышает 100 млн рублей и контрактной службы у заказчика нет, руководитель назначает сотрудника, который станет ответственным за конкретные торги. В зону ответственности входит исполнение каждого контракта.

Основные требования к кандидату

В ТК РФ с 2012 года введен термин «профстандарт». Это список определенных требований к знаниям и навыкам по определенному направлению деятельности.

Для сотрудника, занятого процедурами, утверждены определенные стандарты (приказы Минтруда от 10.09.2015 № 625н, 626н).

Специалист в сфере закупок
Квалификационный уровеньФункцииТребования к образованиюТребования к опыту работы
№ 5Обеспечить процедуры:
  • собрать изначальную информацию;
  • оформить документы;
  • провести анализ результатов;
  • провести процедуры по заключению контрактов.
Среднее (дополнительное профессиональное) образование.Без требований к практическому опыту в этой сфере.
№ 6Провести процедуры:
  • сформировать планы закупок;
  • обоснования;
  • реализовать процедуры.
Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 3 лет.
№ 7Экспертная оценка и проведение анализа:
  • закупок;
  • выполнения условий контракта.
Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 4 лет.
№ 8Контроль, мониторинг, аудит.Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 2.
Эксперт в сфере закупок
Квалификационный уровеньФункцииТребования к образованиюТребования к опыту работы
№ 6Работы по консультированию:
  • мониторинг рынка;
  • пояснения по процедурам.
Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 3 лет.
№ 7Экспертиза рынка и процедур.Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 4 лет.
№ 8
  • консультирование;
  • экспертиза;
  • анализ и управление проблемами по процедурам.
Высшее (дополнительное профессиональное) образование.Практический опыт — от 5 лет, включая на должностях категории «руководитель» — от 3 лет.

Где искать

Закупки в различных сферах нужны каждому учреждению, поэтому сотрудник по тендерам является востребованным и для государственных организаций, и для частных компаний. А вот найти грамотного специалиста как организатору, так и участнику торгов нелегко.

Да и самому сотруднику приходится прикладывать немало усилий, чтобы найти «своего» работодателя.

А помочь в поиске обеим сторонам призваны специализированные сайты и форумы, где наниматель может разместить запрос по имеющейся вакансии, а претендент — свое резюме.

Образец резюме

Скачать

Источник: https://goskontract.ru/podgotovka-k-tenderu/spetsialist-po-razmeshcheniyu-goszakazov-kto-eto-i-mozhno-li-bez-nego-oboytis

Что нужно знать о 44-ФЗ: первые шаги в сфере госзакупок

Можно ли без специального образования работать с закупками по 44- ФЗ?

Правила госзакупок регулирует Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Его положениями руководствуются при проведении торгов и заключении контрактов все органы власти, государственные и муниципальные учреждения — от федеральных министерств и ведомств до местных школ, больниц и библиотек.

Федеральный закон № 44-ФЗ:

  • закрепляет принципы единой (федеральной) контрактной системы;
  • даёт определение терминам, которые используются в законодательстве и практике госзакупок;
  • регулирует процессы планирования закупок заказчиками;
  • устанавливает способы закупок, правила их проведения, требования к участникам, порядок выбора исполнителя (поставщика, подрядчика) и заключения контрактов;
  • определяет процедуры мониторинга, аудита, контроля и обжалования в сфере госзакупок.

Принципы и понятия единой контрактной системы

Принципы контрактной системы изложены в статьях 6—12 Федерального закона № 44-ФЗ. К ним относятся:

  1. Открытость и прозрачность информации — свободный и бесплатный доступ к полным и достоверным сведениям о закупках, в том числе за счёт функционирования единой информационной системы (ЕИС).
  2. Обеспечение конкуренции — равные условия для участников закупок, поддержка добросовестной конкуренции, запрет на ограничения конкуренции, которые нарушают № 44-ФЗ.
  3. Профессионализм заказчика — его обязанность привлекать к обеспечению госзакупок только квалифицированных специалистов, а также поддерживать и повышать их профессиональный уровень.
  4. Стимулирование инноваций — приоритетность инновационной и высокотехнологичной продукции.
  5. Единство контрактной системы — единые для всех участников принципы, понятия и подходы при планировании, проведении закупок, их мониторинге, аудите и контроле.
  6. Ответственность заказчика за результативность и эффективность закупок — необходимость достижения заданных результатов.

Определения основных понятий, используемых в законе о контрактной системе, даются в статье 3. Положения этой статьи разъясняют определения:

  • контрактной системы;
  • процедуры определения поставщика;
  • закупки товаров, работ и услуг;
  • участника закупки;
  • государственного и муниципального заказчика;
  • государственного и муниципального контракта;
  • органов, которые занимаются регулированием и контролем в сфере закупок;
  • эксперта и экспертной организации в сфере закупок;
  • совокупного годового объёма закупок;
  • электронной площадки, специализированной электронной площадки и операторов таких площадок.

Изучение положений статьи 3 Федерального закона № 44-ФЗ поможет понять базовую терминологию сферы госзакупок.

Требования к поставщикам и условия участия в закупках

Требования к поставщикам (исполнителям, подрядчикам) установлены в статье 31 Федерального закона № 44-ФЗ. Для участия в государственных закупках необходимо отвечать всем нижеперечисленным требованиям:

  1. Официальная регистрация в России, непринадлежность к офшорной компании.
  2. Ненахождение в состоянии ликвидации или банкротства.
  3. Наличие лицензии и (или) членство в саморегулируемой организации (СРО), если исполнение контракта предполагает соблюдение этих условий.
  4. Отсутствие действующей дисквалификации (приостановки деятельности) за совершение административного правонарушения.
  5. Отсутствие непогашенных долгов по обязательным платежам (налоги, сборы, взносы и т.п.).
  6. Отсутствие у руководства и у главного бухгалтера судимости за совершение экономического или коррупционного преступления.
  7. Отсутствие аффилированности и конфликта интересов с заказчиком.
  8. Отсутствие у юридического лица в последние два года административного наказания за незаконное вознаграждение (ст. 19.28 КоАП РФ).
  9. Отсутствие поставщика в реестре недобросовестных поставщиков, если это является условием закупки.
  10. Наличие исключительных прав на результат интеллектуальной деятельности, если он должен быть передан заказчику по контракту, кроме произведений искусства и литературы, контрактов финансирования проката или показа российского фильма.
  11. Отсутствие иных ограничений, установленных Федеральным законом № 44-ФЗ и другими нормативно-правовыми актами.

К определённым закупкам Правительство РФ вправе устанавливать дополнительные требования, касающиеся способности участника торгов обеспечить исполнение контракта: хорошая деловая репутация, наличие достаточной материальной базы, специалистов, финансовых ресурсов и опыта работы.

Соответствие требованиям участник декларирует при оформлении заявки на участие в конкретной закупке. Документальное подтверждение требуется не всегда, но достоверность заявленной информации могут проверить.

Ложные сведения приведут к отклонению заявки, а в худшем случае — к внесению в реестр недобросовестных поставщиков, что фактически поставит крест на возможности дальнейшего полноценного участия в закупках.

Обязательное условие участия в закупках — регистрация в Единой информационной системе (ЕИС) и последующая аккредитация на федеральных электронных торговых площадках. После регистрации в ЕИС доступ к работе на всех федеральных площадках будет предоставлен автоматически в течение рабочего дня.

Способы определения поставщика (процедуры или виды закупок) перечислены в статье 24 Федерального закона № 44-ФЗ, а особенности каждого способа разъясняются в других статьях Главы 3 этого закона.

Можно выделить два основных вида закупок:

  1. Закупку у единственного поставщика. Это единственный способ закупки в условиях предельно ограниченной конкуренции — заказчик самостоятельно выбирает, с кем заключить контракт. Исчерпывающий перечень закупок, которые могут быть проведены у единственного поставщика, указан в статье 93. Таким способом может быть проведена любая закупка на сумму до 300 тысяч рублей, а учреждениями культуры, искусства, спорта, науки и организациями для детей-сирот — на сумму до 600 тысяч рублей.
  2. Конкурентные способы закупки — к ним относятся все остальные виды госзакупок.

Подробнее о конкурентных закупках

Конкурентные закупки могут быть открытыми и закрытыми. В первом случае участвовать в закупке могут любые поставщики. Во второй ситуации закупка согласовывается с ФАС, и к участию в ней приглашается только определённый круг участников.

Основные способы конкурентных закупок — конкурс и аукцион.

Конкурсы проводятся:

  1. В открытой форме. Доступ к закупке имеет неограниченный круг поставщиков. Они подают заявки с предложениями, исходя из условий конкурсной документации, комиссия сравнивает их и отдаёт победу тому, кто предложил наилучшие условия среди всех участников.
  2. С ограниченным участием. Такой конкурс может проводиться только в случаях, предусмотренных ст. 56 № 44-ФЗ. Первоначально он похож на открытый конкурс: закупка доступна неограниченному кругу лиц, и каждый может подать заявку. Однако к участникам предъявляются не только основные, но и дополнительные требования. Первично заявки участников проходят предквалификационный отбор, часть отсеивается, и только среди остальных (ограниченный круг участников) в итоге будет определён победитель.
  3. В двухэтапной форме. В рамках двухэтапного конкурса первично оцениваются заявки участников по всем параметрам, кроме цены (она не указывается). Участники, прошедшие первый этап, формируют предложение уже с ценой, которая и становится предметом оценки для выявления победителя. Такие закупки, как правило, проводятся, когда приоритетны качество, инновационность и высокотехнологичность, а цена, хоть и важна, но вторична.
  4. В закрытой форме. Закрытый конкурс отличается от открытого ограниченным кругом допущенных к закупке поставщиков. Участники должны отвечать общим и дополнительным требованиям, оценив которые, заказчик направляет выбранным поставщикам приглашение на участие в конкурсе.
  5. В закрытой форме с ограниченным участием. Этот способ совмещает особенности закрытого конкурса и конкурса с ограниченным участием. В закупке участвует только определённый круг поставщиков, которые проходят предквалификационный отбор. Из прошедших отбор выбирается победитель.
  6. В закрытой двухэтапной форме. Способ совмещает особенности закрытого конкурса и двухэтапного конкурса. К конкурсу допускается ограниченный круг поставщиков. На первом этапе они формируют предложение без указания цены. Тот, кто проходит в следующий этап, формирует предложение уже по цене, которая и становится определяющим обстоятельством для победы.

Аукционы проводятся в открытой и закрытой форме. Более половины всех государственных и муниципальных контрактов заключается по итогам электронного аукциона. Для участия в аукционе участник подаёт заявку, состоящую из двух частей. Первоначально заказчик оценивает первую часть заявок и определяет тех, кто будет допущен к аукциону.

Далее следует подача ценовых предложений от участников, которые постепенно снижают начальную максимальную цену закупки (НМЦ). В результате побеждает тот, кто предложил наименьшую цену, которая удержалась в течение определённого времени. Однако контракт будет заключён только после проверки второй части заявки и удовлетворения всем условиям торгов.

Поэтому не всегда победа среди ценовых предложений — гарантия заключения контракта.

Отличия закрытого аукциона от открытого:

  • аукционная документация не публикуется в СМИ и не размещается в ЕИС;
  • заказчик рассылает приглашения для участия в аукционе, и только приглашённые участники получают доступ к документации;
  • электронные торги проводятся на специализированных ЭТП;
  • заявки подаются в запечатанном конверте;
  • закрытые аукционы зачастую проводятся, если закупка связана с товарами, работами или услугами, сведения о которых составляют государственную тайну.

Другие способы конкурентных закупок:

  1. Запрос котировок. При такой закупке заказчика интересует, прежде всего, цена. Побеждает тот, кто соответствует единым для всех участников требованиям и предложит наименьшую цену. Все поступившие заявки оцениваются одновременно. Закупки таким способом могут проводиться только при начальной (максимальной) цене контракта в пределах 500 тысяч рублей.
  2. Запрос предложений. Относительно редкий способ проведения закупок из-за имеющихся ограничений. Обычно он используется в случаях признания несостоявшимися повторных конкурсов или аукционов. Кроме того, способ позволяет оперативно решить вопросы закупки лекарственных препаратов, а также обеспечения юридической помощи для защиты интересов государства за рубежом. В отличие от запроса котировок, запрос предложений — это оценка каждой поступившей заявки в целом. В приоритете — лучшее по всем параметрам предложение, а не только и не столько предложенная цена.

Заключение контракта

Процедуру заключения контракта по итогам электронной процедуры регулирует статья 83.2 Федерального закона № 44-ФЗ.

Документооборот ведётся в ЕИС и на площадке, где размещена закупка и проходят торги.

Контракт заключается с победителем процедуры, но если он уклоняется от заключения контракта или есть другие законные основания — с иным участником торгов, заявка которого удовлетворяет требованиям закупки.

Проект контракта готовится заказчиком, размещается в ЕИС и на ЭТП: первично — вместе с документацией (извещением) о закупке, а затем — в итоговом виде, скорректированном по итогам процедуры.

Поставщик подписывает контракт с использованием усиленной электронной подписи и ответно размещает его в подписанном виде в ЕИС и на ЭТП. При несогласии с условиями контракта поставщик готовит протокол разногласий и размещает его вместо подписанного контракта.

Заказчик подписывает контракт только после его подписания поставщиком и, если требуется, выполнения им условий об обеспечении исполнения контракта.

Мониторинг и контроль в сфере госзакупок — задача государственного уровня. В основном этим занимается Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Кроме того, осуществляется ведомственный контроль: вышестоящие инстанции отслеживают закупки нижестоящих инстанций.

Контролировать исполнение контракта — обязанность государственного или муниципального заказчика, в том числе если подрядчик привлекает субподрядчиков.

Финансовые проверки (аудит) — компетенция Счётной палаты, региональных и местных контрольно-счётных органов в зависимости от статуса заказчика. Основные задачи аудита — анализ и оценка результатов закупок, их эффективности.

Законодательство позволяет обжаловать действия, решения и бездействие каждого из участников контрактной системы. Основной объём работы по рассмотрению жалоб приходится на ФАС. Жалоба также может быть направлена в суд. Порядок обжалования регулируется статьей 105 Федерального закона № 44-ФЗ и нормами процессуального законодательства.

Эта статья была полезной?

Получить сертификат электронной подписи

Получить сертификат электронной подписи

Источник: https://iitrust.ru/articles/article/chto-nujno-znat-o-44-fz-pervye-shagi-v-sfere-goszakupok/

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: