Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?

Содержание
  1. Что делать, если закупка не состоялась
  2. Конкурсные процедуры
  3. Электронный аукцион
  4. Запрос котировок
  5. Запрос предложений
  6. Закрытые процедуры
  7. Что важно знать о несостоявшихся закупках?
  8. В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
  9. Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика
  10. Если определился единственный участник, соответствующий требованиям
  11. Что делать поставщику?
  12. Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки
  13. Следите за всеми закупками, в которых участвуете
  14. Не пропустите срок подписания контракта
  15. Что важно знать о несостоявшихся закупках?
  16. Что такое несостоявшаяся закупка?
  17. В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?
  18. Если заключать контракт не с кем 
  19. Что делать поставщику?
  20. Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ: понятие, перечень оснований, действия заказчика и поставщика
  21. Понятие несостоявшейся закупки
  22. Отличительные черты
  23. Основания признания закупки несостоявшейся
  24. Для конкурса
  25. Для аукциона
  26. Для запроса котировок
  27. Для запроса предложений
  28. Действия заказчика, если закупка не состоялась
  29. Если не состоялся конкурс
  30. Если не состоялся электронный аукцион
  31. Если не состоялся запрос котировок
  32. Если не состоялся запрос предложений
  33. Иные положения
  34. Действия поставщика, если закупка не состоялась
  35. Запрос предложений 44-ФЗ пошаговая инструкция
  36. Проведение запроса предложений по 44-ФЗ
  37. Открытый запрос предложений
  38. Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки
  39. Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Что делать, если закупка не состоялась

Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?

44-ФЗ предусматривает не только конкурентные торги на понижение цены, но и случаи, когда заказ признается несостоявшимся. Разберем основания признания госзакупки несостоявшейся, последствия, а также действия заказчика в такой ситуации.

В большинстве случаев, при оглашении фразы «закупка не состоялась», у участников складывается мнение, что либо отсутствуют предложения на тендер, либо все заявки на его участие отклонены. Однако, случаев, когда закупка признана несостоявшейся гораздо больше.

Рассмотрим это для разных этапов процедуры.

Все основания собраны в таблице.

Подача заявок Рассмотрение Заключение контракта
1. Отсутствуют предложения. 2. Подана только одна заявка.Общие основаниеДля конкурсных процедурДля электронного аукционаУклонение победителя от заключения контракта и последующее уклонение второго участника от подписания договора.
1. Отклонены все предложения. 2.Только одна признана соответствующей требованиям.При проведении предквалификационного отбора в конкурсе с ограниченным участием: 1. Ни один участник не призван соответствующим дополнительным требованиям.2. Только один участник допущен по результатам предквалификационного отбора.При проведении электронного аукциона, если на торгах в течение 10 минут после начала аукциона отсутствуют ценовые предложения.
При проведении второго этапа двухэтапного конкурса: 1. Отсутствуют предложения. 2. Подано только 1 предложение или все участники отклонены.3. Только одна заявка признана соответствующей требованиям.

Конкурсные процедуры

Если при проведении конкурса госзакупка признана несостоявшейся, 44-ФЗ предусматривает два случая дальнейшего развития событий: провести новую или повторную, либо закупить у единственного поставщика.

Отличие новой госзакупки от повторной заключается в том, что если не изменятся объект, объем, требования к участникам, то есть все условия остаются прежними (за исключением срока исполнения условий договора, который продляется на необходимый для проведения повторного заказа, а также начальной цены, которая может быть увеличена не более чем на 10%), то заказ является повторным, в ином случае — новым.

Когда отсутствуют поданные заявки или они признаны несоответствующими, проводится повторная процедура. Публикация извещения в Единой информационной системе по повторной процедуре осуществляется не менее чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (не 20 дней, как при обычной).

Если же в дальнейшем не состоится повторный конкурс по этим же причинам (ч. 2 ст. 55), то заказчик вправе провести процедуру путем запроса предложений в целях сокращения срока подачи заявок до 5 рабочих дней или же иным способом на усмотрение заказчика.

Если закупка не состоялась, единственный поставщик заключает контракт, если его заявка соответствует требованиям закона и документации. При этом заказчику необходимо получить согласование с ФАС (п.25 ч.1 ст. 93).

В эту группу не попадет случай, когда по результатам предквалификационного отбора двухэтапного конкурса только один участник признан соответствующим требованиям (ч. 10 ст. 57). Заказчик проводит закупку снова, ввиду того, что не имеется возможности провести обсуждение характеристик объекта заказа с несколькими поставщиками.

Электронный аукцион

При признании электронного аукциона несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется (в случаях, предусмотренных ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 20 ст. 68, ч. 13 ст. 69).

Либо, если аукцион не состоялся, изменения в плане закупок вносятся при необходимости согласно ч. 6 ст. 17, обязательны изменения в плане-графике, далее заказ проводится снова (ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69, ч. 15 ст. 70).

Запрос котировок

При признании запроса котировок несостоявшимся заказчик или заключает контракт с единственным поставщиком, при этом согласования с контрольным органом не требуется, либо проводит госзакупку повторно, при этом отобразив изменения в документах планирования.

Запрос предложений

Рассмотрим, что делать с несостоявшимися закупками на разных этапах процедуры.

Закрытые процедуры

Несостоявшаяся закупка по 44-ФЗ при проведении закрытого аукциона и конкурса признается в случаях аналогичных открытым способам определения поставщика. Однако, согласно ст. 92, кроме возможности провести заказ повторно, заказчик вправе по согласованию с контрольным органом, провести закупку у единственного поставщика в соответствии с п. 24 ч.1 ст. 93.

Источник: https://goskontract.ru/tender/chto-delat-esli-zakupku-priznali-nesostoyavsheysya

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?
Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

В 2015 году каждая третья конкурентная закупка была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ223-ФЗ
всего закупок2 503 510862 013
не состоялись776 856310 134
%31%35%

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

  • Не подано ни одной заявки;
  • После рассмотрения первых частей всем участникам отказано в допуске;
  • После рассмотрения вторых частей все заявки не соответствуют требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • После рассмотрения первых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В течение десяти минут после начала проведения аукциона не было подано ни одного предложения о цене контракта;
  • В результате рассмотрения вторых частей только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт (он имеет на это право, санкций не будет).

Для запроса котировок

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям.

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если не было ни одного соответствующего требованиям поставщика

В первую очередь заказчик вносит изменения в свой план-график. Через 10 дней после этого он имеет право объявлять:

  • Повторный конкурс или новую закупку, если закупка проводилась в форме конкурса;
  • Запрос предложений или другую процедуру, если не состоялся аукцион;
  • Новую закупку после несостоявшегося запроса предложений.

Для запроса котировок надо продлить срок подачи заявок. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и проводит новую закупку любым способом

Если определился единственный участник, соответствующий требованиям

Заказчик должен:

  1. Если проводился электронный аукцион или запрос котировок — заключить контракт с поставщиком, чья заявка соответствует требованиям;
  2. Если был конкурс или запрос предложений — согласовать закупку у единственного поставщика с контролирующим органом;
  3. Если закупка согласована, заключить контракт.

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником закупки или только ваша закупка соответствует требованиям, то после после ее завершения:  

  • Если это был аукцион,  вы  обязаны подписать контракт в установленные сроки, даже  если не подавали ценовые предложения.
  • Если участвовали в конкурсе или запросе предложений, сначала дождитесь, когда заказчик согласует закупку у единственного поставщика с контролирующим органом. Заказчик сам отправляет заявку на согласование в ФАС и через 10 дней оповестит вас о решении.
  • В котировках согласование не нужно. Заказчик заключит контракт по цене, указанной в вашей заявке.
  • Итоги аукциона также не нужно согласовывать. Если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронных торгов, контракт будет заключен по максимальной цене. Если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям,  контракт будет заключен по цене, до которой вы снизились.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. 

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Настраивайте поиск, чтобы не пропускать закупки

Постоянно ищите закупки в своей сфере. Тогда вы не пропустите ничего интересного, успеете подготовиться и подать заявку.

Иногда заказчик специально прячет закупку, чтобы о ней знал только один поставщик, который и становится победителем. В некоторых случаях найти скрытую закупку поможет поиск по документации.

Следите за всеми закупками, в которых участвуете

Если подали заявку на участие, следите за тем, что происходит в процедуре. Например, в Контур.Закупках можно добавить закупку в избранное. Это поможет не пропустить изменения в ней и результаты.

Не пропустите срок подписания контракта

Если стали единственным поставщиком, то сможете заключить контракт по максимальной цене.

Источник: https://pravobez.ru/articles/chto-vazhno-znat-o-nesostoyavshihsya-zakupkah-.html

Что важно знать о несостоявшихся закупках?

Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?

Статья актуальна на 25 сентября 2019

Участие в закупке, которую признали несостоявшейся, еще не означает, что вы проиграли. Если вы оказались единственным участником, вы получите контракт по максимальной цене — это плюс. Но есть риск попасть в реестр недобросовестных поставщиков и это — минус.

Что такое несостоявшаяся закупка?

Несостоявшаяся, недействительная и отмененная закупка — это разные вещи.

Статус несостоявшаяся закупка означает, что не было конкурентного состязания, торгов между поставщиками. Но по итогам такой закупки заказчик может заключить контракт с единственным поставщиком.

Недействительными признаются торги,  при проведении которых заказчик нарушил законы (44-ФЗ, 223-ФЗ) или нормы Гражданского кодекса. Если торги признали недействительными после того, как  определен победитель, контракт с ним расторгнут.  

Отменить закупку на любом ее этапе может сам заказчик по своим причинам или по предписанию контролирующего органа.

Например, в 2018 году каждая третья конкурентная закупка по 44-ФЗ была признана несостоявшейся:  

44-ФЗ
всего размещено извещений в ЕИС3 240 000
не состоялись969 800
% закупок, которые признаны несостоявшимися из-за того, что была подана одна заявка 40%

данные мониторинга Минфина за 2018 год

В каких случаях закупки будут признаны несостоявшимися?

1. По 44-ФЗ

Посмотрим, как это работает на трех самых популярных видах конкурентных закупок:

Для конкурса

  • Не подано ни одной заявки;
  • Все заявки отклонены комиссией;
  • Победитель уклонился от подписания, а второй участник отказался заключать контракт (он имеет на это право, санкций не будет);
  • В результате предквалификационного все участники не соответствовали требованиям;
  • Подана только 1 заявка;
  • Только 1 заявка соответствует требованиям документации;
  • В результате предквалификационного отбора только 1 участник соответствовал требованиям.

Для аукциона

Для запроса котировок

2. По 223-ФЗ

Все случаи, когда закупку признают несостоявшейся, должны быть предусмотрены и описаны в положении о закупке. Закон не регламентирует действия заказчиков, если закупка не состоялась, а в Гражданском Кодексе понятие «несостоявшаяся закупка» дается только для конкурсов и аукционов и только если в них участвовал один поставщик.

Многие заказчики по 223-ФЗ в качестве примера используют положения 44-ФЗ, но делают условия более гибкими. Поставщикам традиционно надо ориентироваться на положения о закупке заказчиков, Гражданский Кодекс и закон о защите конкуренции.

Если заключать контракт не с кем 

  • Если не состоялся первый запрос котировок или конкурс, заказчик продлевает срок подачи заявок на 4 или 10 дней соотвественно. Если предложений не будет снова, заказчик внесет изменения в план-график и через день может провести повторную закупку указанным выше способом. 
  • Если не состоялся повторный конкурс, первый электронный аукцион заказчик проводит запрос предложений. 

Что делать поставщику?

Если вы оказались единственным участником или только ваша заявка соответствует всем требованиям, то после подведения итогов закупки вам нужно подписать контракт. 

  • По максимальной цене, если никто из допущенных участников не подал ценовое предложение во время электронного аукциона. Например, как в этом аукционе. 
  • По вашей цене, если вы оказались единственным поставщиком, чья 2-я часть заявки соответствовала требованиям.

Единственный поставщик-победитель обязан подписать контракт в срок, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Например, как это произошло  в этой закупке.

В закупках по 223-ФЗ действия заказчика определяются его положением о закупках.

Несостоявшиеся закупки по 44-ФЗ: понятие, перечень оснований, действия заказчика и поставщика

Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?

Признание закупки несостоявшейся по 44-ФЗ – весьма распространенная практика в системе государственных и муниципальных торгов. По статистике, такой статус получает каждая третья проводимая закупка.

Понятие несостоявшейся закупки

Основной целью разработки 44-ФЗ было создание системы закупки товаров, работ и услуг государственными и муниципальными заказчиками по результатам конкурентных процедур. Но реализация данного принципа на практике не всегда удается, и тогда закупка признается несостоявшейся.

Признание закупки несостоявшейся по нормам 44-ФЗ буквально означает, что в ней никто не принял участия, и все заявки были отклонены.

Еще одной причиной признания закупки несостоявшейся является то, что по результатам рассмотрения всех заявок был допущен один поставщик, или осталось одно предложение, соответствующее требованиям закупочной документации. Действия заказчика в этом случае будут зависеть от способа отбора поставщика.

Отличительные черты

Стоит учесть, что термины «несостоявшаяся», «недействительная» и «отмененная» закупки имеют различное значение. Получение статуса несостоявшейся означает лишь, что между участниками не было конкурентного состязания и торгов. По результатам такой закупки заказчик может подписать контракт с участником.

Недействительными признаются торги, при проведении которых заказчик нарушил нормативы законодательства о контрактной системе или положения Гражданского кодекса.

В случае признания торгов недействительными или по результатам отбора победителя государственный контракт расторгается.

Отмена закупки на любом этапе является правом заказчика.

Также инициатива об отмене закупки на любом этапе может исходить от контролирующей инстанции.

Основания признания закупки несостоявшейся

Основания для признания закупки несостоявшейся по 44-ФЗ варьируются в зависимости от типа закупки. Рассмотрим их на примере наиболее распространенных закупок: конкурса, аукциона и запроса котировок.

Для конкурса

Порядок проведения конкурсов регулируется ст. 48-58 44-ФЗ. Если конкурс признан несостоявшимся, то первоначально заказчику нужно внести все указанные сведения в итоговый протокол. В нем фиксируются причины отклонения заявок или тот факт, что поступила только одна заявка.

Для конкурса основаниями признания закупки несостоявшейся являются:

  1. Не было подано ни одной заявки на момент окончания приема заявок на участие в конкурсе (по п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  2. Все заявки были отклонены комиссией (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  3. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй участник отказался (п. 6 ст. 54 44-ФЗ).
  4. Все участники не соответствовали требованиям предквалификационного отбора, и их заявки были отклонены (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).
  5. Подана только 1 заявка (п. 13 ст. 51 44-ФЗ).
  6. Подана одна заявка, соответствующая требованиям (п. 6 ст. 53 44-ФЗ).
  7. При рассмотрении заявок от участников выяснилось, что только один участник соответствовал требованиям (п. 9 ст. 56 44-ФЗ).

Для аукциона

Для того чтобы несостоявшимся был признан аукцион, должны соблюдаться следующие условия:

  1. Всем участникам отказали в допуске к торгам по результатам рассмотрения первых частей заявок (п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  2. Все заявки были признаны не соответствующими требованиям по итогам рассмотрения вторых частей заявок (п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  3. Не поступило ни одной заявки (п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  4. Подана единственная заявка (по п. 16 ст. 66 44-ФЗ).
  5. По результатам рассмотрения первых частей заявок только одна из них была признана соответствующей требованиям документации (по п. 8 ст. 67 44-ФЗ).
  6. В течение 10 минут после старта аукциона не было подано ни одного предложения по цене контракта (по п. 20 ст. 68 44-ФЗ).
  7. По результатам рассмотрения второй части заявки на участие в аукционе только одна заявка признана соответствующей требованиям документации (по п. 13 ст. 69 44-ФЗ).
  8. Победитель уклонился от подписания контракта, а второй отказался подписывать контракт.

Для запроса котировок

Для запроса котировок предусмотрены следующие основания признания торгов несостоявшимися:

  1. Не поступило ни одной заявки.
  2. Все заявки отклонены комиссией (по п. 9 ст. 78 44-ФЗ).
  3. Подана одна заявка, или только одна заявка соответствует требованиям (по п. 6 ст. 77, п. 9 ст. 78 44-ФЗ).

Для запроса предложений

Порядок проведения запроса предложений предусмотрен в ст. 83 44-ФЗ. Данная закупка признается недействительной, если на момент получения доступа поставщиком подано единственное предложение по п. 8 ст. 83 44-ФЗ, или не поступило заявок на участие в запросе предложений.

Действия заказчика, если закупка не состоялась

Действия заказчика при признании закупки несостоявшейся зависят от ее вида.

Если не состоялся конкурс

Если закупка в виде электронного конкурса не состоялась из-за отсутствия заявок на участие, то заказчик может провести новую закупку, а в некоторых случаях он вправе:

  1. Продлить сроки подачи заявок на участие.
  2. Изменить выбранный способ определения поставщика.

Порядок действий заказчика регулируется в ст. 55.1 44-ФЗ и определяется в зависимости от того, на каком этапе находится закупка: приема, оценки и сопоставления предложений или подписания контракта.

Заказчику следует подписать договор с единственным поставщиком на основании ч. 1-3 п. 1 ст. 55, если им была получена единственная заявка, допущена единственная заявка по результатам предквалификационного отбора, или единственная заявка отвечала требованиям заказчика.

Но если заявки на участие в конкурсе отсутствовали, все они были отклонены, или победитель и второй участник отказались от подписания контракта, то проводится новая закупка (по ч. 1-3 п. 2 ст. 55 44-ФЗ). Заказчику необходимо скорректировать план-график и план закупок и провести конкурс повторно. При этом сам закупаемый объект, объемы его поставки, характеристики должны оставаться прежними.

НМЦК допускается пересмотреть в большую сторону, но цена может быть увеличена не более, чем на 10% от первичного конкурса.

Публикация извещения о повторном конкурсе осуществляется не менее, чем за 10 дней до даты вскрытия конвертов (сроки сокращены по сравнению с первичным конкурсом).

Если по результатам закупки был проведен повторный конкурс, но он также получил статус несостоявшегося, то заказчиком проводится другая процедура по ч. 4 ст. 55 44-ФЗ.

Она имеет форму запроса предложений для сокращения сроков подачи предложений от участников до 5 дней или же иную форму по усмотрению заказчика.

При признании закупки несостоявшейся поставщиком подписывается контракт при соответствии заявки требованиям закона и закупки. При этом заказчик предварительно согласует контракт с ФАС по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.

Если не состоялся электронный аукцион

Если несостоявшимся был признан электронный аукцион, то госзаказчику следует подписать контракт с единственным участником по п. 1-3 ст. 71 44-ФЗ. Такая сделка может быть подписана без дополнительного согласования с ФАС.

Но если аукцион признан не состоявшимся из-за того, что не поступила ни одна заявка или их все пришлось отклонить, то порядок действий заказчика будет отличаться. Указанные причины для признания процедуры несостоявшейся закрепляются в ч. 16 ст. 66, ч. 8 ст. 67, ч. 13 ст. 69.

Несостоявшийся электронный аукцион обязывает заказчика внести изменения в план-график. В частности, заказчику может потребоваться ввести новую позицию в план, продлить закупку или провести ее заново.

Также заказчик вправе изменить тип закупки и провести ее в виде запроса предложений в электронном виде по п. 5 ч. 2 ст. 83.1 44-ФЗ. Объект государственной закупки в данном случае останется неизменным.

Если не состоялся запрос котировок

В случае признания несостоявшимся электронного запроса котировок порядок действий заказчика зависит от этапа. Если заказчик находился на этапе подачи заявок, то ему следует:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня п. 14 ст. 82.3 44-ФЗ и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ или по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ  – если не поступило ни одной заявки на участие, или все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по ч. 3 ст. 82.6 и ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ – если подана единственная заявка, соответствующая требованиям.

В случае подписания госконтракта с единственным поставщиком дополнительное согласование его с ФАС не требуется. Если необходимо провести новую закупку, то необходимо изменить документы по планированию.

На этапе рассмотрения заявок на закупку в ходе электронного запроса котировок от заказчика требуется:

  1. Продлить закупку на 4 рабочих дня по ч. 9 ст. 82.4, ч. 1 ст. 82.6 44-ФЗ  – если все заявки были отклонены.
  2. Заключить контракт с единственным поставщиком по п. 2 ч. 1 ст. 79, ч. 9 ст. 78, ч. 3 ст. 79 44-ФЗ – если только одна заявка признана соответствующей требованиям.
  3. Внести изменения в план-график или провести новую закупку по ч. 2 ст. 82.6 44-ФЗ – если не подано ни одной заявки, или все заявки отклонили после продления.

Если победитель электронного запроса котировок уклонился от подписания контракта, второй участник так же уклонился или отказался подписать контракт, то единственное, что остается заказчику по ч. 15 ст. 83.2 44-ФЗ – изменить план-график и провести новую закупку по 44-ФЗ.

Если не состоялся запрос предложений

В случае если несостоявшимся был признан электронный запрос предложений, то действия заказчика различаются в зависимости от этапа закупки:

  1. На этапе подачи заявок, если не подано ни одной заявки, подана единственная заявка, заказчик может изменить план-график, провести новую закупку или подписать контракт с единственным поставщиком по ч. 27 ст. 83.1 и ч. 26 ст. 83.1 44-ФЗ.
  2. На этапе рассмотрения заявок при отклонении всех заявок предполагается изменение плана-графика или проведение новой закупки либо подписывается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ.
  3. На этапе заключения контракта при уклонении победителя от подписания контракта изменяется план-график, проводится новая закупка, или заключается контракт с единственным поставщиком по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. Данная сделка подлежит согласованию с ФАС.

Иные положения

Ситуация, когда не состоялся тендер у единственного поставщика, также допускается, если ФАС не согласовала данную сделку. Например, если был заключен контракт по п. 25 ч. 1 ст. 93 44-ФЗ. В данном случае заказчик может попробовать обжаловать решение антимонопольной службы или провести новый тендер.

Действия заказчика при проведении закупок в закрытой форме являются аналогичными за исключением тех случаев, когда по результатам согласования с ФАС он вправе подписать контракт с единственным поставщиком. Данное правило указано в ст. 92 44-ФЗ.

Действия поставщика, если закупка не состоялась

В случае если участник закупки стал единственным, чья заявка соответствует требованиям, то по результатам завершения торгов ему нужно придерживаться определенных правил:

  1. В случае если закупка проводилась через аукцион, контракт подписывается в положенные сроки (даже если этот участник не подавал ценовые предложения).
  2. В случае если поставщик был участником конкурса или запроса предложений, перед подписанием контракта ему нужно дождаться согласования закупки у единственного поставщика с контролирующей инстанцией. При этом заказчик сам проходит процедуру согласования и через 10 дней оповещает о своем решении поставщика.
  3. При участии в запросе котировок согласование с ФАС не нужно, и контракт подписывается по цене, предложенной поставщиком.
  4. Итоги аукциона не подлежат согласованию. Если никто из участников не подавал предложение в процессе электронных торгов, то контракт подписывается по максимальной цене. Если поставщик стал единственным, чья вторая часть заявки соответствовала требованиям, то контракт подписывается по предложенной им цене.

При этом поставщик обязан подписать государственный контракт в положенные сроки, иначе он попадет в реестр недобросовестных поставщиков. Это исключит для него возможности для дальнейшего участия в закупках в рамках 44-ФЗ.

Загрузка…

Источник: https://pravo.team/zakupki/44/nesostoyavshiesya.html

Запрос предложений 44-ФЗ пошаговая инструкция

Может ли заказчик отменить закупку в случае, если запрос предложений признан несостоявшимся?

Запрос предложений — это способ определения поставщика, при котором информация о закупке сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения в ЕИС извещения и документации.

Чтобы найти компанию, которая выполнит крупный заказ на наиболее выгодных условиях, часто используется проведение запроса предложений. С помощью этой формы конкурсного отбора ищут поставщиков, подрядчиков и исполнителей для крупных государственных проектов.

Это очень эффективный метод, потому что заказчик получает десятки интересных заявок, а выигрывает та компания, которая сделала наиболее выгодное предложение.

Если мы обратимся к словарю, то прочитаем, что запрос предложений — это документ, издаваемый компанией, заинтересованной в приобретении товаров или услуг.

В этом документе заказчик декларирует требования к этим самым товарам или услугам, а также есть ли среди них приоритеты.

Если же говорить в контексте нашей темы, то запрос предложений по 44-ФЗ — это, в целом, весь процесс выбора подрядчика. Он включает множество этапов от публикации требований до подписания договора.

В случае, если Вы нуждаетесь в помощи при составлении ценового предложения или не уверены в правильности заполнения, Вы можете воспользоваться нашей услугой оформления заявки или получить бесплатную консультацию наших специалистов.

Проведение запроса предложений по 44-ФЗ

Закон строго определяет ситуации, в которых разрешено искать исполнителя заказа с помощью этого метода. Необходимость этой меры обусловлена спецификой процесса. Только для заключения определенных видов контрактов разрешается использовать торги в виде запроса предложения по 44-ФЗ (статья 83):

  1. Купля-продажа образцов народного творчества и художественных промыслов, у которых есть соответствующий сертификат регистрации.

  2. Поставка товаров, необходимых для Олимпийской и паралимпийской сборных России, например, участие в тендере на поставку спортивного инвентаря, формы и т.д.

  3. Купля-продажа лекарственных средств для конкретного человека. Согласно правилам такого рода сделки, препараты должны быть назначены врачебной комиссией, а решение – быть зафиксировано документально.

    Как правило, в первую очередь, закупка происходит путем заключения контракта с единственным поставщиком на сумму до 200 тыс. руб., а затем — с помощью открытого запроса предложений.

    Если сумма разных лекарственных препаратов в составе одного лота превышает максимальную сумму, часть из них должна быть исключена.

  4. Договоры, которые были расторгнуты в официальном порядке по той или иной причине, при условии, что новый контракт будет учитывать долю выполненных обязательств по старому соглашению. От этого напрямую зависит цена.

  5. Защита интересов РФ в случае иска, поданного в суд иностранного государства физическим лицом.

  6. При условии, если повторный конкурс или электронный аукцион не состоялись, можно провести запрос предложений.

Многие юристы считают, что такой широкий спектр конкурентных направлений государственных закупок – условие заключения наиболее выгодного контракта. Конкуренция вынуждает участников делать коммерческие предложения, которые заинтересуют заказчика благодаря заниженной цене.

Открытый запрос предложений

Согласно закону, условия тендера и документация размещаются в открытом доступе. Однако, если заказчик хочет получить заявки от определенных организаций и заключить контракт с одной из них, он может послать извещение о проведении закупки.

Единственное условие — не менее полутора лет успешного сотрудничества, подтверждением которого считаются заключенные контракты в отношении тех же объектов закупок, условия которых были выполнены сторонами.

Если запрос предложения по 223-ФЗ или 44-ФЗ проводится повторно, заказчик имеет право послать извещения только тем организациям, которые участвовали в выборе исполнителя расторгнутого контракта.

После того, как извещение попало в информационную систему или разослано потенциальным участникам, его содержание не может быть изменено. Несостоявшимся тендер признается, только если заказчик получил единственное предложение или вовсе ни одного. 

Заключение контракта может быть отсрочено и отменено, если:

  1. на одну из сторон наложены судебные санкции;

  2. в случае наличия обстоятельств непреодолимой силы;

  3. законодательные акты.

В случае, если одна из сторон сообщает другой о такого рода обстоятельствах, подписание контракта откладывается на срок, необходимый для их устранения, но не более, чем на 30 дней.

Сроки проведения и разъяснения по ходу закупки

Процедура определения исполнителя крупного государственного заказа сложна и может показаться запутанной и непонятной. Мы выделим этапы, чтобы наглядно продемонстрировать прозрачность данного вида закупки.

  1. В первую очередь, заказчик формирует комиссию, которая будет рассматривать все заявки участников и вынесет окончательное решение о победителе тендера;
  2. Подготовка документации и проекта контракта, составление извещения, его утверждение и размещение. Согласно статье 83, сроки размещения заявки строго регламентированы: не позднее, чем за 5 дней до даты проведения закупки;
  3. Прием заявок на участие в запросе предложений по 44-ФЗ, внесение изменений или отзыв поданных заявок до момента вскрытия конвертов и открытия доступа к ним. Заявки на участие подаются в письменном виде и включают в себя документы, указанные в документации;
  4. Рассмотрение заявок: конверты с письменными заявками вскрываются, а к электронным заявкам открывают доступ. Заявки участников рассматриваются на соответствие требованиям документации, участники, которые таким требованиям не соответствуют, отклоняются, их предложения не оцениваются. По результатам рассмотрения составляется и размещается в день вскрытия конвертов в ЕИС выписка из протокола проведения запроса предложений с указанием причин отстранения участников от дальнейшего участия (если таковые имеются).  После того, как все допущенные заявки оценены в соответствии с критериями, установленными в документации, комиссия фиксирует результаты в виде таблицы, которая включается в протокол проведения закупки, где указываются условия, цена и прочие критерии оценки каждой из допущенных заявок. записи вскрытия конвертов или открытия доступа к заявкам на участие и окончательным предложениям обязан обеспечить заказчик или организатор торгов. Более того, любой участник может проводить аудио- и видеосъемку;
  5. Оглашение заявки, признанной лучшей: ее условия, стоимость и преимущества. После этого всем участникам запроса предложений предлагается направить окончательное предложение не позднее рабочего дня, следующего за датой проведения торга. Если открытый запрос предложений признан несостоявшимся, потому что была подана только одна заявка для участия, ее содержание также оглашается. Участники, подавшие окончательные предложения, вправе присутствовать при процедуре вскрытия конвертов с окончательными предложениями и (или) открытии доступа к поданным в форме электронных документов предложениям;
  6. На основании окончательных предложений из всех участников определяется победитель данного вида закупок.  Критерии оценки запроса предложений по 44 ФЗ регламентированы в статье 32:— цена контракта;— расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;— качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;— квалификация участников, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
  7. Победителем признается организация, чье окончательное предложение, в соответствии с критериями, указанными в извещении о проведении запроса предложений, наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товарам, работам, услугам. После того, как самое выгодное предложение выбрано, заказчик отправляет компании-победителю проект контракта, который будет заключен по итогам проведения закупки. Таким образом, его подписывают не ранее, чем через 7 дней после опубликования итогового протокола, но не позднее, чем через 20 дней;
  8. Если запрос предложений признан несостоявшимся по причине того, что после окончания подачи заявок была подана единственная заявка, заказчик обязан заключить контракт с единственным участником, который прислал заявку, если такая заявка соответствует требованиям документации. Если таких вообще не было — провести тендер повторно.

На этой иллюстрации отражена основная информация о том, как проходит участие в открытом запросе предложений (комментарии и разъяснения – на сайте Министерства экономического развития Российской Федерации):

Документация запроса предложений

Извещение и документация должны содержать следующую информацию:

  1. основную информацию о Заказчике (наименование, место нахождения, почтовый адрес, адрес электронной почты и пр.), условиях контракта, заключаемого по результатам тендера, код закупки, имеющиеся ограничения участия в ней в соответствии с законодательством РФ, информацию об обеспечении заявки и обеспечении исполнения контракта и порядке их внесения;

  2. требования к участникам, а также исчерпывающий перечень документов, которые должны быть включены в заявку и язык, на котором  они должны быть составлены;

  3. точные сроки каждого этапа запроса предложений: время вскрытия заявок, их рассмотрения и оценки;

  4. порядок подачи документов для участия (место, время и форма: бумажная или электронная);

  5. необходимость оплаты доступа к документации о проведении запроса предложений;

  6. преимущества, предоставляемые Заказчиком в соответствии со статьями 28-30 44-ФЗ;

  7. обозначение и обоснование начальной максимальной цены контракта и описание объекта закупки;

  8. возможность или невозможность изменения заказчиком условий контракта (качества, количества или цены товаров, стоимости услуг);

  9. порядок проведения закупки и критерии оценки заявок на участие: от самых важных к незначительным;

  10. проект контракта. Информация о договоре, который будет заключен по итогам процедуры: ответственные лица, сроки подписания, условия признания победителя и срок сотрудничества с ним.

Типовая документация запроса предложений почти не отличается от других закупок. Принципиальная разница в том, что Заказчику запрещено вносить изменения в документы после их опубликования.

Чем запрос предложений отличается от других видов закупок?

Запрос предложений отличается, например, от открытого конкурса лишь возможностью улучшить свое предложение путем направления заказчику окончательных предложений, тем самым увеличив свои шансы на победу. В остальном данный вид тендера идентичен конкурсу (основные требования к участникам установлены в 44-ФЗ, используются критерии оценки заявок и пр.)

От электронного аукциона отличается формой и порядком проведения закупки, от запроса котировок — порядком определения победителей. Так же как и в конкурсе, в запросе предложений оценивается не только цена, но и квалификация, технические и экологические характеристики товара или услуги, тогда как в запросе котировок единственным критерием оценки является цена контракта.

©ООО МКК “РусТендер” 

Материал является собственностью tender-rus.ru. Любое использование статьи без указания источника – tender-rus.ru запрещено в соответствии со статьей 1259 ГК РФ

Антидемпинговые меры ФЗ-44: механизм работы

Изменения в 44-ФЗ в 2018 году

Запрос котировок по 44-ФЗ: специфика метода

Поделитесь ссылкой на эту статью

Источник: https://tender-rus.ru/vopros-otvet/44-fz/zapros-predlozhenij-osobennosti-primeneniya

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: