- Сколько РАО забирает из авторского вознаграждения себе
- РАО, ВОИС, РСП — криминальная троица
- Защита авторских прав в России
- Предназначение РАО
- Что будет за исполнение нелицензионной музыки в кафе и ресторанах
- Скандалы с участием РАО
- Отличие РАО от ВОИС
- Налог на болванки
- Как РАО обманывает авторов
- Уголовные дела против сотрудников РАО
- Сколько РАО оставляет себе
- Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден
- По порядку
- Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?
- Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?
- Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?
- Размер и распределение полученного вознаграждения
- Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм
- Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?
- Судебная практика
- Недолго музыка играла. РАО и ВОИС шлют письма калужским предпринимателям
- Платить нужно двум организациям
- Сколько нужно платить?
- А можно не платить?
- Как вообще РАО узнает о том, что в заведении незаконно играет музыка?
- Звенья одной цепи
Сколько РАО забирает из авторского вознаграждения себе
Два года назад убили директора «Российской фонографической ассоциации» Вадима Ботнарюка. Его компания занималась охраной авторских прав, а не торговала нефтью или автомобилями, но оказалось, что это дело тоже опасное.
РАО, ВОИС, РСП — криминальная троица
После убийства Ботнарюка его компания практически ушла с рынка. Сейчас сбором денег с баров и ресторанов, где исполняются музыка и песни, занимаются Российское авторское общество (РАО) и Всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС).
На прошлой неделе их дочерняя структура — Российский союз правообладателей (РСП) — получила право освоить еще финансовый поток покрупнее: сборы с производителей и импортеров электроники и чистых носителей данных. Это как минимум $100 млн в год.
До авторов песен и фильмов может дойти только 15% этой суммы. А может, и вообще ничего.
Защита авторских прав в России
До 2008 года защитой авторских прав в России занимались все, но толком — никто. Правовую революцию совершила четвертая часть Гражданского кодекса.
В ней детально описывалось, как надо собирать деньги за публичное воспроизведение музыки, фильмов и других фонограмм и кто это должен делать.
Законодательство приспосабливали к нормам ВТО: США, страдавшие от российского пиратства, грозились не пустить Россию в организацию, если она не будет защищать интеллектуальную собственность.
Предназначение РАО
Но механизм получился замысловатый. Чиновники сами не взялись контролировать все концертные площадки. Эту функцию по конкурсу получили специально аккредитованные организации, у которых есть стимул: часть сборов они оставляют себе.
В конце концов все наладилось: каждое объединение определило для себя фронт работы.
К примеру, созданное еще в 1993 году Российское авторское общество стало собирать дань с театров, концертных площадок, ресторанов и отдавать эти деньги тем, кто написал песни.
А в прошлый понедельник Росохранкультуры определила, кто будет контролировать взимание налога с электроники и носителей информации. По данным источников Newsweek, им стал Российский союз правообладателей.
Среди его учредителей те же РАО и ВОИС, а также Союз кинематографистов Никиты Михалкова, который уже несколько лет выступает за введение антипиратского налога с импортных носителей информации. Пока все защитники авторских прав будут распределять около 6,5 млрд рублей в год.
А ведь сейчас сборы платят далеко не все, и через несколько лет эта сумма может вырасти в несколько раз. На что пойдут эти деньги?
Что будет за исполнение нелицензионной музыки в кафе и ресторанах
Как только в 2008–2009 годах РАО и ВОИС получили государственную аккредитацию, по барам, ресторанам и гостиницам начали ходить «авторские» патрули и проверять, какая играет музыка и отчисляется ли за ее исполнение авторский сбор. Как правило, владельцы этого не делали, но чтобы не доводить дело до суда, соглашались подписать договор.
В Оренбурге произошел курьезный случай. Инспекция РАО наведалась в рок-бар Underground. Услышав песню «Время, назад!» группы «Сплин», выписала штраф за нарушение. Лидер группы Александр Васильев написал для владельцев бара разрешение: использовать песню до тех пор, «пока Вселенная не начнет сжиматься». От штрафа бар спасли.
Но договор с РАО все равно пришлось заключить.
Скандалы с участием РАО
Больше всего достается организаторам концертов. Кроме гонорара артистам, им приходится платить и РАО, которое потом так же выплачивает вознаграждение исполнителям. Такая история произошла с концертом Андрея Макаревича в Оренбурге в 2009 году.
После его выступления организаторам пришлось заплатить и РАО. «Когда Макаревич играет концерт, он исполняет песни, автором которых является не только он. Но даже за его песни, помимо гонорара, ему полагается и авторский сбор.
Таков закон и мировая практика», — объясняет гендиректор ВОИС Андрей Кричевский.
Отличие РАО от ВОИС
РАО занимается сбором и защитой авторских прав, то есть тех, кто непосредственно написал произведение. Созданная РАО дочерняя организация ВОИС работает на рынке смежных прав. То есть распределяет выплаты между исполнителями и изготовителями фонограмм.
Два года назад в состав совета ВОИС вошел бывший министр культуры Александр Соколов. Его появление в организации связывают с очень выгодным для ВОИС контрактом.
С 2009 года РЖД перечисляют ВОИС и РАО по $7,2 млн — это за всю музыку, которая звучит в поездах и на вокзалах.
«Люди поняли, что за использование авторских произведений надо платить», — заключает Александр Логвиненко, гендиректор «Равноправного фонографического альянса», бывшей «Российской фонографической ассоциации». Постепенно многие крупные компании — ретейловые сети, гостиницы — заключили договор с РАО и ВОИС.
И стали отчислять каждый месяц небольшие суммы. В среднем это около 120 рублей со стула в кафе, рассказывает Логвиненко. На радио и телевидении действуют другие расценки. Но они тоже не обременительны — около 1,5% от суммы рекламных доходов.
Методики, по которым рассчитывают сборы, составляют сами авторские общества.
Налог на болванки
Российский союз правообладателей, созданный при участии РАО, ВОИС и Союза кинематографистов Никиты Михалкова, рассчитывает в первый год работы получить с импортеров электроники и носителей около $100 млн — если, конечно, таможенники помогут. РСП предлагает впускать товар в Россию только в том случае, если импортер оплатит авторский сбор — 1% стоимости. Правда, величина сбора еще должна быть утверждена специальным решением правительства.
Сами импортеры не в восторге. Повышение цены на 1,18% (авторский сбор плюс НДС), конечно, не будет заметно. «Но так можно все что угодно обложить налогом в 1%.
И кто-то на этот 1% будет хорошо жить», — говорит генеральный директор «Евросети» Александр Малис. Фактически вводится новый налог. «Но налоги взимает государство.
Я бы понял, если бы государство эти деньги направило на поддержку авторов. А так эти деньги пойдут организации», — отмечает Малис.
Его опасения не безосновательны. РСП действительно будет жить неплохо. По уставу, организация может тратить до 25% сборов на обеспечение своей деятельности. А это уже $25 млн в год.
Кроме того, до 60% может быть направлено в специальный фонд, который займется «поддержкой национальной культуры». Что это будет за фонд, кто его будет контролировать и как распределять средства — неизвестно.
«Если правообладатели, учредившие РСП, решат, что это надо сделать, — фонд будет создан», — говорит Кричевский.
Авторов это также беспокоит. «Я не знаю, как будет построен механизм распределения, — рассказывает писатель Григорий Остер. — Это такая яма, куда будут стекаться деньги». А вот получат ли что-то из этой «ямы» авторы, он не уверен.
Как РАО обманывает авторов
Действительно, бизнес на авторских правах прозрачностью никогда не отличался. РАО было создано с одобрения Бориса Ельцина еще в 1993 году. Авторские сборы — относительно легкий и прибыльный бизнес, и за эти деньги развернулась настоящая война.
Поскольку РАО в те времена была единственным защитником авторских прав, битва шла за пост ее директора. Занять его хотел предприниматель Ахмед Тагибов, вошедший в правление общества в 1994 году, и его конкуренты — семья Федотовых. Вера Федотова была начальником отдела валютного контроля РАО.
Потом в эту же организацию был устроен ее сын — Сергей Федотов. В 1999 году Тагибов устранили с поля боя практиковавшимся тогда способом: его арестовали по подозрению в вымогательстве средств у руководителя РАО Владимира Твердовского, а при задержании нашли героин.
Сейчас Тагибов уверен, что его заказали бывшие коллеги, а наркотики просто подбросили. В тюрьме он провел 10 месяцев. В 2000 году его обменяли на пятерых российских солдат, находившихся в чеченском плену. Тагибов сегодня достаточно откровенно рассказывает, как делались дела в конце 1990-х.
По его словам, $25 млн, поступивших тогда от правительства в счет выплаты гонорарам западным авторам за исполненные в России произведения, в итоге просто исчезли.
Уголовные дела против сотрудников РАО
В 2008 году против РАО — с 2002 года общество возглавил Сергей Федотов — было возбуждено уголовное дело. Тагибов рассказывает, что Федотовы вывели из состава общества музыкальное издательство «ММИ Гармония» и оформили его на себя. «Да, было возбуждено уголовное дело, полагаю, что его инициатором был господин Тагибов.
Но оно было прекращено в связи с отсутствием состава преступления», — уточняет Кричевский. Действительно, ООО «ММИ Гармония» было выделено по решению РАО, а потом часть издательства продали частным лицам, чтобы получить деньги на развитие. «При этом якобы был похищен нотный архив.
Следствие удостоверилось, что он не похищен, а находится в РАО до сих пор», — говорит Кричевский.
Сколько РАО оставляет себе
Эксперты на рынке считают, что и со своими основными обязанностями защитники авторских прав справляются плохо. То есть собирать деньги они научились, а вот с распределением гораздо хуже. Есть несколько способов обмануть авторов. Во-первых, просто не поставить в известность о том, что деньги для них собраны.
Через три года автор их уже и не получит — прошел срок давности. Во-вторых, можно выделять деньги не тем исполнителям, кто на самом деле их заработал. Ведь далеко не все рестораны ведут статистику — какие песни звучали в течение месяца.
Если таких данных нет, то ресторан просто отчисляет некую сумму, а сколько получит Леди Гага, а сколько какая-нибудь звезда российского шансона, определяет РАО или, если речь идет об исполнителях чужих произведений, ВОИС. Впрочем, Кричевский подчеркивает, что есть объективная методика.
Часть площадок все-таки дают статистику, и можно понять, чьи записи сейчас входят в топ. Анонимные деньги распределяются пропорционально между 120 самыми популярными фонограммами. И, наконец, есть схема прямого обмана. Можно просто придумать авторов и перечислять им деньги за никогда не написанные песни.
«Мне кажется, что большинство таких авторов имеют прописку на Северном Кавказе», — шутит один из экспертов. Когда деньги начнут собирать с пустых дисков, встанет та же проблема распределения. «Как будут определять, на скольких дисках, ввезенных в Россию, будут записаны мои произведения или произведения Эдуарда Успенского?» — недоумевает Остер.
Источник: https://liberatum.ru/news/potrebiteli-zaplatyat-nalog-na-zashchitu-avtorskikh-prav-bolshuyu-chast-deneg-avtory-ne-polucha
Отчисления за публичное исполнение фонограмм или любой труд должен быть вознагражден
Недавно, к нам обратились наши клиенты с просьбой о помощи. Cуть заключалась в следующем: на имя генерального директора ООО пришло официальное уведомление от Всероссийской Организации Интеллектуальной Собственности (далее по тексту – ВОИС) о необходимости заключения с ними договора на выплату вознаграждения за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях.
Клиент хотел понять, что это за «зверь» и откуда у него такие полномочия? Как с ним бороться, а главное, стоит ли? Разбирается юрист Rush Agency — Мария Скрипова.
По порядку
Рестораны, торговые площадки или в принципе любые предприятия сферы развлечений не представляют свою деятельность без музыкального сопровождения. Но не все так просто, в частности, за публичное исполнение фонограмм, опубликованных в коммерческих целях придется заплатить.
Что понимается под «фонограммой» и «публичным исполнением фонограмм»?
По смыслу пп.2 п.1 ст.1304 ГК РФ «фонограммой» является любая исключительно звуковая запись исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение. А в соответствии с пп.8 п.2 ст.
1307 ГК РФ «публичное исполнение записи исполнения» – это любое сообщение записи с помощью технических средств в месте, открытом для свободного посещения, или в месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается запись в месте ее сообщения или в другом месте одновременно с ее сообщением.
Необходимо ли получать разрешение на публичное исполнение фонограмм?
Несмотря на то, что исполнения и фонограммы в соответствии со ст. 1225 ГК РФ являются охраняемыми законом объектами интеллектуальных прав и по общему правилу ГК РФ устанавливает запрет на использование результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации без согласия правообладателя, в п.1 ст.
1326 ГК РФ предусмотрено исключение, а именно: «публичное исполнение фонограммы, опубликованной в коммерческих целях», а также ее сообщение в эфир или по кабелю допускается без разрешения обладателя исключительного права на фонограмму и обладателя исключительного права на зафиксированное в этой фонограмме исполнение, но с выплатой им вознаграждения.»
Следовательно, разрешение на публичное исполнение фонограмм не требуется, но заплатить вознаграждение правообладателям придется.
Кому платить вознаграждение? Что такое ВОИС? РАО и ВОИС – в чем разница?
Законодатель наделяет такими полномочиями аккредитованную организацию по управлению коллективными правами – ВОИС. (в случае с коллективным управлением авторскими правами аккредитованной организацией является Российское Авторское Общество – далее по тексту – РАО).
Статьей 1242 ГК РФ предусмотрена возможность создания основанных на членстве некоммерческих организаций, способствующих реализации авторских и смежных прав, когда их осуществление обладателями авторских и смежных прав в индивидуальном порядке затруднено или в случаях, когда ГК РФ допускает использование объектов авторских и смежных прав без согласия обладателей соответствующих прав, но с выплатой им вознаграждения.
ВОИС – является примером организации, созданной для практической реализации смежных прав* исполнителей и изготовителей фонограмм. К тому же, с 2009 года ВОИС имеет государственную аккредитацию, предусмотренную ст. 1244 ГК РФ, а именно по пп. 5-6 п. 1 ст. 1244 ГК РФ, а значит и широкий спектр полномочий, в пределах, установленных законодательством РФ.
Следует отметить, что наличие государственной аккредитации у ВОИС не исключает возможности создания подобных организаций, которые напрямую сотрудничают с правообладателями и осуществляют коллективное управление их смежными правами.
Но! В силу ГК РФ, ВОИС в отличие от других организаций может представлять в судах интересы неопределенного круга правообладателей. Для этого ей не требуется заключать договоры напрямую с каждым из них.
Актуальным остается вопрос о том: кому платить – РАО или ВОИС? Ответ тут очень прост – и тем и другим. Заключать договоры нужно с двумя организациями, т.к.
РАО осуществляет коллективное управление правами авторов произведений, а ВОИС правами исполнителей и изготовителей фонограмм.
В нашем случае, речь идет о получении уведомления от ВОИС в части публичного исполнения фонограмм, но это абсолютно не говорит о том, что при заключении договора с ВОИС вы освобождаетесь от уплаты вознаграждения авторам используемых вами произведений.
*Смежные права – интеллектуальные права на результаты исполнительской деятельности (исполнения), на фонограммы, на сообщение в эфир или по кабелю радио- и телепередач (вещание организаций эфирного и кабельного вещания), на содержание баз данных, а также на произведения науки, литературы и искусства, впервые обнародованные после их перехода в общественное достояние (легальное определение смежных с авторскими прав дается в п.1 ст.1303 ГК РФ).
Размер и распределение полученного вознаграждения
Чтобы избежать ответственности за нарушение законодательства в этой сфере, пользователю (тот, кто публично исполняет фонограммы) после получения подобного уведомления необходимо заключить договор с ВОИС.
Именно в договоре прописываются сроки выплаты и размер вознаграждения, который по большей части зависит от специфики бизнеса и может включать в себя как основные, так и дополнительные платежи, порядок и сроки предоставления отчетности пользователя об использовании фонограмм.
Образцы договоров и полный перечень ставок для расчета вознаграждений находится в открытом доступе на официальном сайте ВОИС.
При определении размера вознаграждения ВОИС принимает во внимание критерии, установленные в п.4 «Правил сбора, распределения и выплаты вознаграждения исполнителям и изготовителям фонограмм за использование фонограмм, опубликованных в коммерческих целях», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.12.2007 № 988, а именно:
- минимальные ставки авторского вознаграждения за публичное исполнение произведений и за сообщение произведений в эфир, а также за сообщение произведений по кабелю;
- является ли использование фонограмм основным видом деятельности для плательщика или не является;
- платность или бесплатность входа для слушателей (посетителей);
- размер вознаграждения, который при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичное использование фонограмм, в том числе за рубежом.
Что касается распределения полученного вознаграждения, то данные полномочия так же возложены на ВОИС:
- 50% выплачивается исполнителям,
- оставшиеся 50% – изготовителям фонограмм.
При этом, между конкретными исполнителями и изготовителями фонограмм вознаграждение разделяется пропорционально фактическому использованию соответствующих фонограмм.
Ответственность за бездоговорное публичное исполнение фонограмм
В ч.1 ст.7.
12 Кодекса об Административных правонарушениях РФ (далее по тексту – КОАП РФ) предусмотрена ответственность за нарушение авторских и смежных прав, а именно: «ввоз, продажа, сдача в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными в соответствии с законодательством Российской Федерации об авторском праве и смежных правах либо на экземплярах произведений или фонограмм указана ложная информация об их изготовителях, о местах их производства, а также об обладателях авторских и смежных прав, а равно иное нарушение авторских и смежных прав в целях извлечения дохода», которая влечет наложение административного штрафа:
- на физических лиц от 1 500 до 2 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
- на должностных лиц – от 10 000 до 20 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения;
- на юридических лиц – от 30 000 до 40 000 рублей с конфискацией контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, и иных орудий совершения административного правонарушения.
Важно! Даже в случае, если основной целью публичного использования фонограммы не является получение прибыли (иными словами, пользователь не берет плату за вход в свое заведение), то заплатить штраф все равно придется. На этот счет ВОИС дает разъяснение, что неполучение прибыли из использования фонограмм не освобождает от ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.
Но и это еще не все. ГК РФ регламентирует ответственность за нарушение исключительного права на объекты смежных прав. Правообладатель может потребовать от нарушителя компенсацию в размере:
- от 10 000 рублей до 5 000 000 рублей, определяемом по усмотрению суда;
- в двукратном размере стоимости экземпляров фонограммы или в двукратном размере стоимости права использования объектов смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта.
Важно! Нужно иметь в виду, что привлечение к административной ответственности не исключает наступления гражданско-правовой.
А это значит, что помимо штрафа и конфискации контрафактных экземпляров произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения, вы можете стать ответчиком по делу, связанному с выплатой компенсации правообладателю.
Как правообладатели узнают, что вы нарушили их права?
Сложно себе представить, что исполнители и изготовители фонограмм обивают пороги заведений с целью получения вознаграждения за свой труд. А вот тем, что к нарушителям наведываются представители ВОИС с предложением о заключении договора уже никого не удивить.
В случае, если заведение не идет на так называемый «контакт» и не имеет договоров с другими аналогичными организациями, то ВОИС, как правило, поступает следующим образом: подает иск в суд о взыскании компенсации в пользу правообладателя и/или же передает информацию в правоохранительные органы, а те в свою очередь, фиксируют факт нарушения и направляют материалы в суд для привлечения к ответственности по ч.1 ст.7.12 КОАП РФ.
Судебная практика
1) Административная ответственность.
Например, постановление по делу об административном правонарушении № 5-692/2017 Серпуховского городского суда МО от 28 ноября 2017 года.
Юридическое лицо, являющееся рестораном, проигрывало в своем зале фонограммы, не имея договора на выплату вознаграждения правообладателям с ВОИС, за что и было оштрафовано на 30 000 рублей с конфискацией технических средств, с помощью которых осуществлялось неправомерное публичное исполнение фонограмм.
Источник: https://www.rush-agency.ru/blog/article/otchisleniya-za-publichnoe-ispolnenie-fonogramm-ili-ljuboj-trud-dolzhen-byt-voznagrazhden/
Недолго музыка играла. РАО и ВОИС шлют письма калужским предпринимателям
На прошлой неделе сразу несколько калужских заведений общепита получили письма с настойчивым предложением заключить договоры с РАО и ВОИС. ДопОфис объясняет, чем это грозит? и стоит ли связываться.
Суть в том, что любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, является ее коммерческим использованием, а значит за это нужно заплатить правообладателям — авторам музыки и текста, а также исполнителям и лейблам.
Платить нужно двум организациям
Если предприниматель в своем помещении использует радио или телевизор, то он осуществляет использование «результатов интеллектуальной деятельности», которые там транслируются.
По закону, за такое использование положено вознаграждение как авторам произведений, так и обладателям смежных прав. Понятно, что заключить прямые лицензионные договоры со всеми правообладателями предприниматель устанет.
Поэтому оплачивать авторские можно через аккредитованные организации — РАО и ВОИС.
Есть Российское авторское общество (РАО основано в 1993 году Юрием Антоновым, Андреем Вознесенским и другими деятелями культуры) — оно представляет интересы авторов и вправе взимать с предпринимателей вознаграждения в пользу даже тех авторов, у которых нет заключенного с РАО договора управления правами.
А есть всероссийская организация интеллектуальной собственности (ВОИС основана в 2008 году Юрием Антоновым, Сергеем Федотовым, Эдуардом Хилем и др.) — она представляет интересы обладателей смежных прав (правообладателей фонограмм и исполнителей).
Это странная, не всегда логичная система, но она есть, она работает и от нее никак не отвертеться. Общее правило такое: если в помещении, где вы работаете с клиентом (бар, парикмахерская, класс йоги, пышечная и т.д.
) нельзя играть музыку, если у вас нет договора с компанией, представляющей интересы человека, обладающими правами на эту музыку.
Спросите себя, заключали ли вы договор с Российским авторским обществом или другой компанией, защищающей авторские права? Нет? Значит, вам нельзя включать музыку в своем заведении.
Пытливый ум российского предпринимателя тут же начинает искать лазейку, чтобы никому не платить — это нормально, но в целом бесперспективно. В конце концов, представители правообладателей до вас все равно докопаются.
— Ну почему, мы ведь просто включили музыку фоном.
— Любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям.
— Мы ничего не включали, это наш бармен со своего телефона включил.
— Все равно отвечает заведение.
— Это же просто радио!
— Радио можно бесплатно слушать в машине или дома. А любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям.
— Мы не бар, а парикмахерская.
— Любое воспроизведение музыки в помещении, где ведется коммерческая деятельность, считается коммерческим использованием музыки. И за него надо платить правообладателям. Просто до вас еще не добрались.
— Я нашел на канал с музыкой, у которой свободная лицензия!
— Хороший ход. Особенно, если эта музыка вам нравится. Но, это не гарантирует, что инспектор РАО или одного из компаний-посредников не докопается, и вам не придется доказывать открытость лицензии в суде.
— А я включил не музыку, а просто звуки природы.
— У записи есть правообладатель, и ему придется заплатить.
— А я сам записал звук дождя на диктофон и теперь включаю.
— Интересное у вас заведение. Вам ничего не грозит, если инспектор не спутает вашу запись с другой записью звука дождя, у которой есть правообладатель.
— Мы включаем только музыку давно умерших композиторов.
— Нужно дождаться, чтобы умерли еще и конкретный исполнитель, оркестр, директор лейбла и вообще все, кто может хоть как-то претендовать на какие-либо права.
Важно не то, когда написана музыка, а то, когда сделана конкретная запись.
Неважно, что Модест Мусоргский окончил «Хованщину» в 1872 году, ее все равно нельзя бесплатно проигрывать в пивной, поскольку у всякой записи этой бессмертной оперы, которую вы найдете, есть правообладатель.
— Получается, в ресторанах и кафе вообще нельзя включать музыку?
— Можно! Но только если вы платите регулярные отчисления в РАО и ВОИС.
Многим российским предпринимателям методы работы РАО кажутся неоправданно агрессивными, а правила размытыми и несовершенными. Но штрафы реальны, а потому большинство бизнесменов регулярно платят РАО отчисления просто чтобы отстали.
— Это как еще один налог, как коммуналка — рассказывает управляющий одного из калужских баров, опасающийся, что РАО читает ДопОфис и потому скрывающий свое имя — Я точно не знаю, всех ли музыкантов, которых мы включаем, представляет РАО, но мы платим РАО и пусть все остальные идут лесом.
Такой подход действительно выглядит самым рациональным, поскольку РАО и т.н. частные компании, специализирующиеся на защите авторских прав, не всегда согласны в том, кто защищает права конкретного исполнителя.
Допустим, бар заключил договор с компанией «х», а проверяющий из РАО говорит: «Нетушки, этого музыканты мы защищаем, а не «х». Дело может кончиться судом, и кто будет платить судебные издержки — большой вопрос.
Исполнитель при этом может быть вообще не в курсе.
Сколько нужно платить?
Стоимость зависит от многих факторов. Учитывается площадь помещения, где звучит музыка, в живую она исполняется или играет запись, берут ли деньги за вход или нет. Есть так же региональный коэффициент, зависящий от численности населения города, где работает заведение, есть и скидки за быстрое реагирование на запросы.
Публичное исполнение музыки с проигрывателя, по информации на сайте РАО, может обойтись обходится от 35 до 60 руб. в месяц с посадочного места, выступление исполнителей — от 75 до 90 руб. с каждого «стула».
Если за вход на концерт со зрителей берут деньги, владельцы заведений должны перечислить РАО также 5% от стоимости билетов. Предусмотрены и дополнительные платежи — например, если музыка играет на банкете или при наличии музыкальных автоматов, бильярдных столов и систем караоке.
ВОИС также берет от 35 до 60 руб. с посадочного места, в отдельных случаях владельцы кафе должны доплачивать.
Узнать о расценках можно здесь.
А можно не платить?
По закону нельзя. На практике, скажем так, платят не за все. Часто владельцы заведений платят РАО фиксированную ставку авторского вознаграждения (1500 рублей в месяц) и не заморачиваются дополнительными платежами за концерты. В общем, тут как со многими вещами в России — можно, пока не поймают.
Штрафы от РАО за незаконное воспроизведение начинаются от 10 тысяч рублей за песню и в теории могут достигать 5 миллионов. Но еще ни разу не достигали.
Как вообще РАО узнает о том, что в заведении незаконно играет музыка?
С помощью «тайных покупателей». У них есть список заведений, подписавших договор с РАО и ВОИС и общий список заведений в городе. Сравнивая один с другим — проверяющий выбирает жертву. Приходит как простой посетитель, записывает музыку на диктофон, потом составляет протокол и присылает письмо с предложением подписать договор. Если ответа нет — подает в суд.
Иногда присылают письма наугад, без всяких записей — увидели, что открылся бар, сразу угрозы. Даже если музыки там нет.
Звенья одной цепи
Положа руку на сердце, мы несколько избалованны пиратской вольницей, царившей в нашей стране с девяностых годов. У многих сложилось впечатление, что музыка, книги, кино, сериалы и т.д. бесплатны.
Это не так, и на протяжении последних лет государство и крупные операторы контента последовательно создают в стране такую систему, при которой правообладатель получает полагающееся ему вознаграждение.
Яндекс убирает из поисковой выдачи сайты с нелегальным контентом, ВК уже подчистил аудиозаписи и вычищает видео. Немудрено, что активизировались и те, кто защищает правообладателей в офлайне.
В СССР за соблюдением авторского права следили очень строго. Все рестораны составляли список песен, которые могут сыграть работающие в этих ресторанах музыканты и четко выплачивали за каждое исполнение.
Спели в ресторане «Гляжу-у-у в озера синие» и бац, Юрию Антонову упала «копеечка», спели два раза — упало две. Если не упала, значит, имел место «левый» концерт, а это уже уголовное дело с реальными сроками.
В современной России обходятся штрафами.
Источник: http://dopoffice.ru/2020/02/05/nedolgo-muzyka-igrala-rao-i-vois-shljut-pisma-kaluzhskim-predprinimateljam/