Когда Заказчик не возвращает Поставщику обеспечение заявки электронного аукциона по 44-ФЗ?

Содержание
  1. Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ
  2. Электронные аукционы
  3. Конкурсы и закрытые аукционы
  4. Размер обеспечения заявки
  5. Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки
  6. Требования к банковской гарантии
  7. Как получить банковскую гарантию
  8. Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать
  9. Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ
  10. В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз
  11. В какие сроки должны вернуть средства
  12. Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать
  13. Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт
  14. Конкурс и закрытый аукцион
  15. Если обеспечение заявки возвращено не вовремя
  16. Обеспечение контракта
  17. Оплата контракта
  18. Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления
  19. В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта
  20. Сроки возврата
  21. Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика
  22. Как составить заявление
  23. заявления
  24. Планирование закупок
  25. Обоснование закупок
  26. Контракт

Обеспечение заявки на участие в электронном аукционе по 44-ФЗ

Когда Заказчик не возвращает Поставщику обеспечение заявки электронного аукциона по 44-ФЗ?

Обеспечение заявки служит для заказчика гарантией, что участие в государственных закупках будут принимать добросовестные поставщики.

В обязательном порядке заказчик устанавливает требования к обеспечению заявки при проведении электронных аукционов и конкурсов (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

При проведении запроса предложений требование по обеспечению заявки устанавливается только в том случае, если данный способ используется вместо несостоявшихся электронных аукционов и конкурсов (п. 1 ч. 4 ст. 83 44-ФЗ).

Каким способом поставщик может предоставлять обеспечение заявки?

Электронные аукционы

При проведении электронных аукционов обеспечение заявки может предоставляться только одним способом — путем внесения денежных средств (ч. 2 ст. 44 44-ФЗ). Обратите внимание: денежные средства в этом случае перечисляются на счет электронной торговой площадки, а не заказчика.

Конкурсы и закрытые аукционы

При участии в конкурсах и закрытых аукционах заявку можно обеспечивать путем как перечисления денежных средств (в данном случае — заказчику), так и предоставления банковской гарантии. При этом выбирает способ обеспечения заявки не заказчик, а поставщик (ч. 1 ст. 44 44-ФЗ).

Размер обеспечения заявки

Размер обеспечения заявки устанавливается заказчиком и зависит от начальной (максимальной) цены контракта (ч. 14 ст. 44 44-ФЗ):

  • Если НМЦ не превышает 3 млн рублей, то размер обеспечения заявки составляет 1% от НМЦ;
  • При НМЦ более 3 млн рублей размер обеспечения заявки составляет от 0,5 до 5 % от НМЦ.

В соответствии с ч. 15 ст. 44 44-ФЗ, особые условия — обеспечение заявки в размере 2% от НМЦ — предусмотрены для:

  • учреждений и предприятий уголовно-исправительной системы;
  • организаций инвалидов;
  • субъектов малого предпринимательства;
  • социально ориентированных некоммерческих организаций.

Напомним, что условия отнесения компаний и ИП к субъектам малого и среднего предпринимательства закреплены в Федеральном законе от 24.07.2009 № 209-ФЗ (ч. 1 ст. 4). В частности, учитываются такие критерии, как средняя численность работников, выручка без учета НДС и балансовая стоимость активов.

Возврат денежных средств, внесенных для обеспечения заявки

Один из главных вопросов, который волнует новичков в госзаказе, — как быстро и при каких условиях средства, перечисленные для обеспечения заявки, будут возвращены.

Согласно 44-ФЗ, при проведении конкурсов и закрытых аукционов средства возвращаются на счет участника в течение не более чем 5 рабочих дней, а при проведении электронных аукционов — в течение не более чем 1 рабочего дня с даты наступления одного из следующих случаев:

Победителю конкурса или аукциона, в отличие от остальных участников закупки, средства возвращаются на счет только после заключения контракта.

Обратите внимание: если поставщик выбрал в качестве способа обеспечения заявки банковскую гарантию (напомним, такая возможность есть для конкурсов и закрытых аукционов), то по завершении процедуры отбора она участнику не возвращается, взыскание по ней не производится (ч. 7 ст. 44 44-ФЗ).

Чтобы обеспечение заявки действительно гарантировало, что участие в закупках будут принимать добросовестные поставщики, законом предусмотрены ситуации, когда деньги, переведенные в качестве обеспечения заявки, уходят заказчику. Вот эти случаи:

  • Поставщик в течение одного квартала был отклонен по вторым частям на одной электронной площадке три раза. Деньги уходят заказчику, который отклоняет заявку такого поставщика в третий раз, по истечении 30 дней после принятия данного решения (ч. 27 ст. 44 44-ФЗ).
  • Победитель уклоняется от заключения контракта или не предоставляет в срок обеспечение исполнения контракта (ч. 13 ст. 44 44-ФЗ).

Обратите внимание: в этой части нормы 44-ФЗ отличаются от норм 94-ФЗ. Напомним, ч. 13 и 14 ст. 41.

12 94-ФЗ предусматривали, что контракт обязаны заключить первый, второй и третий участники электронного аукциона (согласно итоговому протоколу).

В случае уклонения любого из этих участников от заключения контракта, денежные средства, заблокированные в качестве обеспечения заявки, перечислялись заказчику (ч. 12 ст. 41.12 94-ФЗ).

Согласно 44-ФЗ, отказ заключать контракт влечет за собой невозврат средств, перечисленных в качестве обеспечения заявки, только для победителя электронного аукциона. В случае его отказа со вторым победителем контракт заключается по согласованию. Если второй участник тоже отказывается заключать контракт, средства его не блокируются.

Требования к банковской гарантии

Порядок участия в электронных торгах предусматривает, что банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, выдается под конкретную закупку. Срок действия документа должен составлять не менее чем два месяца с даты окончания срока подачи заявок (ст. 45 44-ФЗ).

Кроме того, согласно ч. 2 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия должна быть безотзывной и должна содержать несколько обязательных реквизитов:

  • Сумму банковской гарантии;
  • Обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • Обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • Условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет заказчика;
  • Предельный срок действия банковской гарантии;
  • Перечень документов, установленный Правительством РФ, которые заказчик должен предоставить банку одновременно с требованием уплатить денежную сумму по банковской гарантии;
  • Условие о бесспорном списании денежных средств со счетов банка-гаранта.

В соответствии с ч. 8 ст. 45 44-ФЗ, банковская гарантия, предоставляемая в качестве обеспечения заявки, должна быть включена в реестр банковских гарантий, размещенный в единой информационной системе (в настоящий момент — на www.zakupki.gov.ru).

Как получить банковскую гарантию

Самое существенное ограничение состоит в том, что в соответствии с ч. 1 ст. 45 44-ФЗ для участия в торгах госзаказа банковские гарантии принимаются только от банков, которые включены в перечень, предусмотренный статьей 176.1 НК РФ.

Дело в том, что далеко не все банки на сегодняшний день включены в этот перечень (на момент написания статьи — 354 банка). Мы рекомендуем вам проверить наличие своего банка в списке заблаговременно, чтобы иметь возможность подстраховаться: обратиться в другой банк или изыскать средства для обеспечения заявки путем перечисления денег на расчетный счет заказчика.

Если у вас нет времени,  хорошим подспорьем может стать оформление и получение банковской гарантии в электронном виде.

Сделать это можно через компании, которые специализируются на предоставлении  банковских услуг через интернет с использование современных сервисов — например, через «Теледок — банковский сервис».

Процесс оформления банковской гарантии в этом случае может занять минимальное время — от 1 рабочего дня, т.к. все услуги оформляются через интернет  без посещения офиса банка.

Стоит отметить,  что для получения электронной банковской гарантии потребуется сертификат квалифицированной электронной подписи, тогда как для торгов госзаказа, как известно, используется неквалифицированная подпись.

Данный способ получения банковской гарантии может подойти тем поставщикам, у которых уже есть КЭП (например, если они являются пользователями тарифного плана «Электронная подпись 2.

0»), либо тем, кому очень важно получить гарантию в сжатые сроки.

Ольга Большакова, руководитель фронт-офиса по направлению «Банковская гарантия» ООО «Теледок»

Источник: https://kontur.ru/articles/955

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ: нюансы, о которых следует знать

Когда Заказчик не возвращает Поставщику обеспечение заявки электронного аукциона по 44-ФЗ?

При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам

Из этой статьи вы узнаете:

  • Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ
  • Почему необходимо обеспечение заявки по 44-ФЗ
  • В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз
  • В какие сроки должны вернуть средства
  • Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать

Когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ? Вообще, благодаря подобной практике заказчик получает гарантию того, что участнику торгов можно доверять, он не пришел «со стороны», не является организатором той или иной мошеннической схемы и не станет отказываться от подписания контракта в случае своей победы.

С другой стороны, каждый участник аукциона или конкурса должен быть уверен в том, что его не обманут и средства окажутся вложенными не напрасно. В каких ситуациях и как именно происходит возвращение обеспечения заявки – читайте в нашей статье.

Что такое обеспечение заявки по 44-ФЗ

При поиске исполнителей государственных заказов покупатели проводят конкурсные процедуры, обязательным условием которых является перечисление участниками некоторой суммы в виде обеспечения заявки. Эти средства гарантируют серьезность намерений потенциальных исполнителей, их платежеспособность, а также являются страховкой от убытков заказчика.

44-ФЗ в рамках государственных заказов предусматривает два вида обеспечения – заявки и контракта. Первое является обязательным, данное требование включается в конкурсную документацию. Что касается обеспечения контракта, то этот вопрос остается на усмотрение заказчика.

Потенциальный исполнитель допускается к участию в торгах только в том случае, если он внес обеспечение заявки. В законе предусмотрено два вида обеспечения:

  1. Денежная сумма на счет заказчика.
  2. Банковская гарантия.

Участник тендера может получить банковскую гарантию только в том кредитном учреждении, которое имеет аккредитацию Минфина РФ – это требование 44-ФЗ.

Банк самостоятельно разрабатывает регламент, в соответствии с которым выдаются гарантии. При этом деятельность клиента подвергается тщательной проверке.

В соответствии с гарантией при невыполнении подрядчиком своих обязанностей убытки заказчика покрываются банком.

https://www.youtube.com/watch?v=RpVBkS0foNU

Обеспечение заявки считается внесенным только в том случае, когда деньги фактически поступают на счет заказчика или оператора электронной площадки. Если участник перечислил требуемую сумму и предоставил подтверждающие документы, но средства по какой-то причине не дошли до банка заказчика, заявка является необеспеченной.

Если процедура проводится в виде открытого конкурса или закрытого аукциона по 44-ФЗ, то обеспечение заявки участник может вносить на свое усмотрение любым из двух предусмотренных законом способом – деньгами или банковской гарантией (ч. 2 ст. 44 ФЗ-44). В этом случае деньги перечисляются также на специальный счет, а банковская гарантия передается непосредственно заказчику.

Смысл обеспечения заявки и контракта, требования по которым предъявляются на основании 44-ФЗ, состоит в том, что заказчик получает дополнительные гарантии покрытия убытков как при проведении процедуры выбора поставщика, так и при последующем исполнении работ по договору.

Закон 44-ФЗ, требуя обеспечить заявки, добивается следующего:

  • Компании, претендующие на участие в государственных закупках, демонстрируют определенный уровень платежеспособности.
  • Количество поданных на каждую из процедур заявок сокращается.
  • Снижается вероятность уклонения победителя от подписания контракта.

Таким образом, обеспечение заявки повышает ответственность участников конкурсных процедур.

Поскольку за счет такой страховки субъект, выигравший тендер, не может без последствий и веских причин взять и передумать, то из числа участников на самом начальном этапе исключаются экономические агенты без достаточной финансовой базы.

В противном случае любое только что зарегистрированное ООО или ИП, не имея фактических ресурсов для исполнения договора, могло бы подать демпинговую заявку, выиграть тендер, а потом отказаться подписывать контракт.

Итогом такого сценария стал бы срыв государственной закупки, то есть под угрозой оказалась бы работа учреждений любого уровня – школ, больниц, государственных органов.

Эти организации не имеют права использовать иную процедуру покупки всего необходимого для своей деятельности (лекарств, продуктов питания, топлива и т. д.) за счет бюджетных средств.

Следовательно, их социальные функции оказались бы парализованы.

В каких случаях возвращается обеспечение заявки по 44-фз

Любого экономического агента при перечислении залоговой суммы за возможность участия в тендере волнует вопрос, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ.В случае проведения закрытого аукциона или открытого конкурса деньги вернутся участнику на этапах, описанных ниже:

  1. Субъектам, принимавшим участие в электронном аукционе или закрытом аукционе, не выигравшим конкурс, обеспечение возвращается после того, как будет подписан итоговый протокол. Победителю торгов или единственному участнику, с которым заключается контракт, залог перечисляется только после размещения в ЕИС итогового протокола. Если процедура была закрытой, то информация по ее итогам направляется всем участникам, после чего возвращается обеспечение.
  2. Победитель торгов или единственный их участник получает назад залоговую сумму при подписании контракта. В этом случае как раз и достигается одна из задач обеспечения – предотвратить уклонение победителя от оформления договора.
  3. У заказчика есть право отменить конкурсную процедуру. В какой ситуации залоговая сумма возвращается всем участникам. Необходимо иметь в виду, что заказчик, принявший решение не проводить открытый конкурс, обязан опубликовать эту информацию в ЕИС в тот же день. Все участники, направившие заявки, тотчас же оповещаются об отмене тендера. Момент отмены торгов совпадает с публикацией извещения об этом в ЕИС10. При проведении закрытой процедуры ее участники уведомляются персонально.
  4. Если заявка участника не проходит отбор, то ему индивидуально возвращается обеспечение. Если заказчик принимает решение не допускать заявку к участию в открытом конкурсе, то по этому факту составляется протокол, впоследствии публикуемый в ЕИС. Для закрытой процедуры действует порядок персонального уведомления. Также индивидуально информируются о решении участники, которые в заявке исказили информацию, указали неверные данные. Заказчик отстраняет их от дальнейшего участия в конкурсе. Такое решение может быть принято и в случае определения победителя, когда в его заявке обнаруживаются недостоверные сведения. Заказчик отказывается заключать с ним контракт и направляет соответствующее извещение. В законе 44-ФЗ предусматриваются и такие условия, когда обеспечение не возвращается участнику, заявка которого отклонена (об этом несколько ниже).
  5. У участника конкурсной процедуры также есть право отозвать заявку до того, как закончится их прием. В этом случае субъект должен уведомить заказчика или оператора электронной площадки о своем решении. Как только такое уведомление будет получено адресатом, заявка считается отозванной. В текст уведомления надо включить фразу о необходимости возврата обеспечения – хоть это и необязательно, но лишним не будет. Следует иметь в виду, что такая процедура установлена только до того момента, как закончится срок подачи заявок. Если же участник решил отказаться от конкурса, когда заявки уже не принимают, то уведомление признается недействительным и возвращать обеспечение ему будут по другой, более длительной, схеме. 
  6. Если заявка поступает заказчику после окончания срока приема, то процедура возврата обеспечения осложняется. Экономическому агенту, желающему участвовать в торгах, лучше документально зафиксировать момент подачи заявки, чтобы иметь доказательство своевременности этого действия в дальнейшем, если она с опозданием попадет к заказчику.

Следует иметь в виду, что в тот период, пока суммы обеспечения блокируются на банковских счетах оператора электронной площадки, на них начисляются проценты. Этот доход банк выплачивает за использование средств, и данные суммы также должны быть возвращены участникам вместе с обеспечением.

Надо признать, что этот вид дохода будет начислен только в том случае, если оператор электронной площадки открыл соответствующий депозитный счет, на которой и поступают залоговые суммы.

Но на практике мало кто из операторов заинтересован в этом, так как проценты всё равно будут переданы участникам.

Поэтому чаще всего открывается простой счет, который не предусматривает дополнительных доходов.

Поскольку все-таки у участника закупки есть шанс получить проценты от перечисленного обеспечения, следует поинтересоваться, какой тип счета открыт оператором площадки для зачисления залоговых средств.

Если выяснится, что это именно депозитный счет, то проценты должны быть обязательно перечислены при возвращении обеспечения заявки по 44-ФЗ. Если же этого не произошло, то надо обратиться к оператору с требованием выплатить положенную сумму.

При отсутствии реакции участник имеет право обращаться в суд.

Но надо учитывать, что не все электронные площадки обязаны перечислять участникам доход от размещения обеспечения заявки в банках. Этот момент регламентируется законом о контрактной системе, поэтому каждый случай нужно сверять с его положениями.

В какие сроки должны вернуть средства

Чтобы выяснить, когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, необходимо учитывать в первую очередь, в каком виде проводится процедура – в электронном или бумажном. Второй вариант до 01.01.2019 был предусмотрен для конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных, закрытых тендеров.

Возврат денег в этом случае осуществлялся на протяжении 5 рабочих дней. Но с указанной даты в 44-ФЗ были введены ограничения на проведение офлайн-торгов. Теперь в такой форме могут быть организованы закрытые конкурсы, запросы котировок для гуманитарной помощи и другие (ч. 44 ст. 112 № 44-ФЗ).

При проведении электронных процедур оператор электронной площадки обязан в течение одного рабочего дня снять блокировку со специального счета и затем не позже чем через час уведомить об этом банк.

Несмотря на то что в законе четко прописаны условия, как и когда возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, участнику электронной закупки следует дополнительно направить заказчику письмо с напоминанием о необходимости разблокировки залоговой суммы, как только возникают соответствующие обстоятельства.

Когда обеспечение заявки по 44-ФЗ не возвращается, и что в этом случае делать

Законом также предусмотрены случаи, когда не возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ. В первую очередь не может претендовать на получение назад своих денег победитель, уклонившийся от подписания контракта. Также лишается права на возвращение залоговой суммы по заявке поставщик, не предоставивший обеспечение исполнения контракта или допустивший ошибку в этой процедуре.

Если в качестве обеспечения предоставляется банковская гарантия, то участник не может претендовать на возврат каких-либо денежных сумм.

Еще один случай, когда участнику не возвращается обеспечение заявки по 44-ФЗ, это неоднократное нарушение им условий конкурса. К примеру, оператор конкретной электронной площадки в течение квартала три раза возвращал заявку, так как вторая ее часть не соответствовала требованиям тендера.

Но такое решение устроителя торгов может быть обжаловано в судебном порядке на протяжении 30 дней.

Если участник не воспользовался своим правом и не обратился в суд в указанный срок, информация от ЭТП передается в банк, который перечисляет в бюджет сумму обеспечения заявки, размещенную на специальном счете.

Во всех прочих случаях, когда участник не нарушает процедуру, обеспечение заявки ему должны вернуть. Ответственность за это лежит одновременно на операторе электронной площадки и на банке. Субъект, не получивший вовремя свои деньги, вправе обращаться в суд.

Кроме того, если возвращение обеспечения заявки по 44-ФЗ произошло с нарушением сроков, то участник или победитель тендера может претендовать на выплату пени.

Источник: https://cett.biz/poleznaya-informaciya/statii/kogda-vozvrashchaetsya-obespechenie-zayavki-po-44-fz/

Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт

Когда Заказчик не возвращает Поставщику обеспечение заявки электронного аукциона по 44-ФЗ?

Возврат обеспечения и оплата контракта: в какие сроки заказчик должен вернуть участникам торгов обеспечительные платежи и оплатить контракт

15 сентября 2017 Елена Маврицкая Ведущий эксперт, главбух с 10-летним стажем

  • подписание итогового протокола электронного аукциона (деньги разблокируют у всех участников, кроме победителя);
  • отмена закупки заказчиком (деньги разблокируют у всех без исключения участников);
  • отзыв участником своей заявки до окончания срока их подачи (деньги разблокируют после того, как участник направит оператору ЭИП уведомление).

Случается, что поставщик передумал участвовать в электронном аукционе, но не отозвал свою заявку до окончания срока подачи заявок. В такой ситуации его платеж разблокируют только после публикации итогового протокола. Обеспечительный платеж победителя будет разблокирован только после заключения контракта.

После разблокировки поставщик сможет либо использовать деньги для участия в других торгах, либо вернуть на свой банковский счет. Для этого нужно выполнить действия, предусмотренные регламентом той или иной ЭТП.

К примеру, на площадке «Сбербанк-АСТ» участнику нужно оформить в своем личном кабинете заявление на возврат.

Обратите внимание: для работы на торговых площадках и для участия во многих видах торгов необходима специальная электронная подпись.

Получить сертификат электронной подписи для работы в системе госзакупок через час

Конкурс и закрытый аукцион

В конкурсах и закрытых аукционах (см.

«Как проходят госзакупки: электронный аукцион, открытый конкурс, запрос предложений и котировок») обеспечительный платеж участникам возвращает сам заказчик.

Сделать это он должен в течение пяти рабочих дней. Лучше, если проигравший участник на всякий случай напишет заказчику письмо и попросит вернуть обеспечение заявки на конкретный банковский счет.

Если обеспечение заявки возвращено не вовремя

В ситуации, когда обеспечение заявки возвращено с опозданием, участник торгов может потребовать у заказчика или ЭТП пени в размере 1/300 от невозвращенной суммы за каждый день просрочки. Кроме того, для заказчиков и операторов электронных торговых площадок, нарушивших срок при возврате обеспечения, предусмотрен административный штраф по статье 7.31.1 КоАП РФ.

Обеспечение контракта

Срок, в течение которого заказчик должен вернуть обеспечение контракта, законом не регулируется. Этот срок устанавливает сам заказчик. Узнать срок можно в проекте контракта, размещенном в Единой информационной системе (ЕИС) в числе прочей документации по госзакупке.

Если информация о сроке в проекте отсутствует, поставщик вправе подать запрос на разъяснение. Есть и другая возможность — пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу на нарушение заказчиком части 27 статьи 34 Федерального закона от 05.04.

13 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» (в ней закреплено требование указывать в контракте срок возврата обеспечения).

К сожалению, даже если срок прописан в контракте, заказчики на практике нередко его нарушают и не спешат возвращать поставщику обеспечительный платеж.

При подобных обстоятельствах поставщику следует написать претензию с требованием вернуть деньги. Также поставщик вправе претендовать на проценты, которые рассчитываются за каждый день просрочки исходя из ключевой ставки рефинансирования (ст.

 395 ГК РФ). Если заказчик проигнорирует претензию, участник торгов может обратиться в суд.

Иногда по каким-либо причинам заказчик и участник, занявший первое место, не подписывают контракт в течение 30 дней после объявления победителя. В этом случае закупку признают несостоявшейся, и обеспечительный платеж необходимо вернуть в течение пяти рабочих дней.

Оплата контракта

Для госзакупок, совершенных в рамках Закона № 44-ФЗ, срок оплаты контракта составляет 30 календарных дней с даты подписания заказчиком документа о приемке. Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций срок оплаты контракта составляет 15 рабочих дней.

Если закупка совершается в рамках Федерального закона  от 18.07.11 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» срок оплаты контракта устанавливает сам заказчик. Основанием для оплаты здесь также является пописанный заказчиком акт приемки товара или выполнения работ (оказания услуг).

Что делать, если контракт исполнен в полном объеме, акты приемки подписаны, а денег от заказчика нет? Прежде всего, поставщику нужно написать претензию и отправить ее заказным письмом на адрес заказчика. К претензии следует приложить копии контракта, подписанных актов приемки и акта сверки с заказчиком.

Претензия, оставшаяся без ответа — это повод обратиться в арбитраж. Чтобы подать иск, не обязательно лично являться в суд. Достаточно зайти на сайт арбитражного суда своей области, зарегистрироваться в личном кабинете, выбрать вид искового заявления и приложить к нему нужные документы в электронном виде.

Срок исковой давности составляет три года.

Отметим, что можно заранее принять ряд мер, позволяющих обезопасить себя от недобросовестных заказчиков. Во-первых, заказчика лучше проверить до подачи заявки. Практика показывает, что на «злостных неплательщиков», как правило, подано сразу несколько арбитражных исков.

Информацию, проверить контрагента на добросовестность, можно получить в специальных сервисах — например, в «Контур.Фокусе» (см. «Сервис «Контур-Фокус» теперь можно использовать для подготовки к электронным торгам»).

Там можно увидеть арбитражные дела, в которых заказчик выступал ответчиком, исполнительные производства, возбужденные в отношении заказчика, проверить его на признаки фирмы-однодневки, получить информацию о заключенных ранее контрактах.

Проверить заказчика в «Контур.Фокусе»

Во-вторых, нужно обратить внимание, прописаны ли в контракте сроки приемки товара, проведения экспертизы качества и подписания акта приемки. Если конкретные сроки не указаны, заказчик может сколь угодно долго переносить экспертизу качества, тем самым затягивая подписание акта и оплату контракта. Очевидно, что с таким заказчиком работать не надо.

Чтобы не пропустить размещение информации о нужной закупке, можно подключить сервис «Контур.Закупки». В этом сервисе поставщик (подрядчик, исполнитель) может настроить шаблоны запросов обо всех торгах по «своим» товарам (работам, услугам).

После этого поставщик будет оперативно получать на электронную почту уведомления о том, что на той или иной площадке появился интересующая его закупка.

Такой инструмент избавит поставщика от необходимости постоянно мониторить информацию и позволит оперативно реагировать на интересные ему закупки.

Подключиться к сервису «Контур.Закупки»

Источник: https://www.BuhOnline.ru/pub/goszakupki/2017/9/12679

Возврат обеспечения исполнения контракта по 44-ФЗ: порядок составления и образец заявления

Когда Заказчик не возвращает Поставщику обеспечение заявки электронного аукциона по 44-ФЗ?

Для исполнителя или поставщика важно знать, когда ему вернут обеспечение по государственному контракту, которое было внесено перед подписанием договора. В некоторых случаях участнику закупки предстоит направить заказчику заявление на возврат обеспечения.

В каких случаях необходимо вернуть обеспечение госконтракта

Для того чтобы предоставить заказчику гарантии добросовестного исполнения своих обязательств по госконтракту, поставщик вносит определенное денежное обеспечение до подписания соглашения. Его размер определяется в зависимости от цены контракта.

Сумма, которая выступает в качестве обеспечения по контракту, может быть внесена в виде:

  1. Денежной суммы.
  2. Банковской гарантии.

Что касается банковской гарантии, то процедура ее возврата предельно простая: ее сроки действия устанавливаются на месяц больше, чем период реализации госконтракта, и она не подлежит возврату подрядчику.

Если же обеспечение было внесено в виде определенной денежной суммы, то ситуация гораздо сложнее. В этом случае возврат денег имеет заявительный характер.

Обеспечение по госконтракту следует отличать от обеспечения заявки на участие в торгах по 44-ФЗ. Последнее возвращается после завершению закупочной процедуры в установленные сроки без подачи дополнительных заявлений.

Необходимость вернуть внесенные денежные средства для гарантии исполнения обязательств по госконтракту возникает у поставщика в следующих случаях:

  1. После полного исполнения обязательств по контракту.
  2. В ходе его исполнения, после завершения определенного этапа выполненных работ пропорционально объему исполненных обязательств.
  3. Если поставщик хотел бы изменить денежное обеспечение на банковскую гарантию.
  4. Если госконтракт так и не был подписан по обстоятельствам, которые не зависели от поставщика.

Сроки возврата

Согласно п. 27 ст.

34 44-ФЗ, сроки возврата обеспечения по контракту определяются заказчиком по своему усмотрению и должны быть прописаны в тексте договора (эта информация также является неотъемлемой частью закупочной документации по аукциону или конкурсу, а также содержится в проекте контракта). То есть конкретные временные рамки по возврату денежных средств исполнителю в законе о контрактной системе отсутствуют.

Например, условиями контракта может быть предусмотрен возврат в течение 30 дней после исполнения поставщиком всех обязательств и получения заказчиком официального письменного требования от поставщика.

Стандартной является практика, когда обеспечение возвращается после того, как подрядчик или исполнитель выполнили свои обязательства по государственному контракту.

Контракт считается исполненным, когда сторонами были подписаны финальные документы (именно с даты их подписания начинают отсчитываться сроки для возврата денег):

  1. Акт выполненных работ.
  2. Акт оказанных услуг.
  3. Товарная накладная.

В течение определенного временного периода после подписания данных документов заказчику нужно вернуть обеспечение по госконтракту. За поставщиком или подрядчиком сохраняются гарантийные обязательства, но они не подлежат денежному обеспечению. Заказчик не вправе удерживать у себя средства в течение установленного гарантийного периода.

Также в п. 7 ст. 96 ФЗ-44 прописано право исполнителя на уменьшение обеспечения по госконтракту еще в период его исполнения пропорционально объему выполненных обязательств на момент обращения за возвратом. Это значит, что определенную часть денежного обеспечения подрядчик может вернуть еще до подписания итоговых документов.

На практике возникают такие ситуации, когда исполнителем были перечислены средства в адрес заказчика в качестве обеспечения, но сам госконтракт по причинам, которые не зависели от него, так и не был подписан в течение 30 дней. В этом случае заказчик обязан вернуть исполнителю внесенное обеспечение в течение 5 рабочих дней после истечения сроков для подписания договора.

Порядок возврата обеспечения: инструкция для поставщика

Порядок возврата обеспечения по госконтракту должен быть прописан в самом указанном документе. 44-ФЗ данный аспект никак детально не регламентирует, все вопросы решаются в согласительном порядке между сторонами.

Стандартный алгоритм действий для возврата обеспечения выглядит следующим образом:

  1. Поставщик или исполнитель направляет в адрес заказчика письмо с уточненными реквизитами для возврата. К нему можно приложить выписку из банковского счета с реквизитами, копии итоговых документов и дополнительные документы (доверенность на подпись заявления, копии чеков или платежных поручений, подтверждающих внесение обеспечения по контракту, акт сверки взаимных расчетов и пр.). Заявление может быть передано лично либо направлено заказным письмом с описью вложения.
  2. Заказчик рассматривает обращение от поставщика. В случае отказа от удовлетворения требований исполнителя по госконтракту заказчик обязан мотивировать его и предоставить ему письменное решение об отказе.
  3. Заказчик возвращает денежные средства на счет исполнителя.

В любом госконтракте должны быть прописаны штрафные санкции, которые должны быть применены к сторонам при нарушении договорных условий. Если заказчик не вернет положенное поставщику обеспечение, то он вправе рассчитывать не только на возврат ему суммы обеспечения, но и на получение пени.

При отказе заказчика вернуть деньги добровольно подрядчик может обратиться в суд и взыскать с него всю задолженность вместе со штрафными санкциями.

Как составить заявление

Правильно составленное заявление на возврат внесенного обеспечения по госконтракту – залог его успешного и своевременного получения.

44-ФЗ не устанавливает каких-либо требований заявления и порядку его оформления. Его можно составить в свободной форме на фирменном бланке организации либо с обязательным указанием всех необходимых реквизитов. Оно оформляется на стандартном листе формы А4.

Поставщик может сам выбрать предпочтительный способ для возврата денежных средств. Это может быть получение денег на расчетный счет или в наличной форме (второй вариант может привести к затягиванию процедуры возврата обеспечения, поэтому нежелателен).

Заявление на возврат денежных средств составляется в двух экземплярах (если оно передается лично исполнителем без использования почтовых или курьерских услуг). Один из них передается заказчику, а второй с пометкой о его принятии и датой поступления остается у исполнителя для подтверждения факта передачи документа.

заявления

Хотя законодательно не установлено никаких требований к заявлению о возврате обеспечения, но оно должно содержать ряд обязательных сведений. В их числе следующие:

  1. Наименование и адрес государственного или муниципального заказчика.
  2. Наименование, адрес и реквизиты поставщика/исполнителя/подрядчика (ИНН, КПП).
  3. Исходящий номер заявления по системе нумерации документации поставщика и дату составления.
  4. Наименование документа (посередине листа): заявление о возврате обеспечения.
  5. Основная часть, в которой содержится просьба вернуть внесенное ранее обеспечение по госконтракту со ссылкой на пункт контракта, который регламентирует возврат обеспечения.
  6. Сумма обеспечения, которую нужно вернуть, в числовом и буквенном форматах.
  7. Реквизиты счета для перечисления суммы обеспечения.
  8. Дата подготовки документа.
  9. ФИО лица, которое наделено правом подписи подобного рода документов, с его расшифровкой.

При наличии печати заявление следует заверить с ее помощью. Но с 2016 года требование об обязательном наличии печатей у юрлиц было исключено, поэтому заявление, не заверенное печатью, должны принять.

В числе основных ошибок, которые совершают поставщики при подготовке заявления, такие:

  • некорректные или недостоверные сведения (если небольшие недочеты или опечатки не могут стать причиной отклонения заявления, то грубые ошибки недопустимы);
  • отсутствие реквизитов для возврата обеспечения;
  • несоблюдение сроков для возврата (если поставщик отправил заявление раньше установленных контрактом сроков);
  • документ был подписан лицом, которое не было на это уполномочено.

В перечисленных выше случаях заказчик может отказать в удовлетворении заявления и возврате денег исполнителю.

После того как заявление было обработано, а денежное обеспечение вернули исполнителю, оно передается для хранения в архив организации и должно храниться там в течение 5 лет. При ликвидации компании заявление передается в государственный архив вместе со всеми документами.

Таким образом, законодательство о контрактной системе предусматривает внесение подрядчиком обеспечения и его возврат после исполнения обязательств по госконтракту. 44-ФЗ детально не регламентирует процедуру возврата обеспечения заказчиком в пользу исполнителя.

Оно может быть возвращено поставщику по правилам соглашения, подписанного сторонами. Пункт о порядке возврата обеспечения подлежит включению в него в обязательном порядке.

Стандартно денежные средства возвращаются поставщику на основании его письменного заявления, поданного в адрес заказчика.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

В 2019 году внесены изменения в Федеральный Закон №44 (далее — Закон), регламентирующие особенности и порядок проведения закупок в контрактной сфере для государственных и муниципальных нужд. Корректировки внесены на основании Федерального Закона №71 от 01.05.2019 и вступают в силу в период с 1 января по 1 октября 2019 года.

Планирование закупок

В соответствии с ч. 6 ст. 2 ФЗ №71 с 1 июля 2019 года закупочные мероприятия можно производить спустя 1 день с момента внесения изменений в график закупок. График редактируется за день:

Планирование закупок осуществляется посредством формирования плана и графика (ст. 16 Закона). График редактируется в случае необходимости, а также в случаях изменения цены контракта, порядка оплаты и по результатам общественного обсуждения (ч. 13 ст. 21 Закона).

Обоснование закупок

На основании ч. 6 ст. 1 ФЗ №71 будут внесены изменения в порядок обоснования закупок (ст. 18 Закона). Теперь обоснованными признаются закупки, отвечающие критериям нормирования (ст. 19 Закона) и цены контракта (ст. 22 Закона). В связи с этим:

  • предположительно на этапе планирования не потребуется обоснование;
  • оценка обоснованности не осуществляется в ходе мониторинга;
  • исключено обязательство по обоснованию объекта и целевого назначения закупки;
  • исключено обязательство по обоснованию максимальной цены контракта.

Предполагается, что заказчикам потребуется вносить описание, обоснование максимальной цены контракта и проект за 3 месяца до начала закупочных мероприятий.

Соответствующее требование может быть изложено при регламентации условий формирования плана-графика.

Контракт

На основании ч. 19 ст. 1 ФЗ № 71 вводятся новые условия по формированию и обслуживанию контрактов (ст. 34 Закона). Основные изменения:

  • исключено обязательство отчетности по исполненным контрактам;
  • установлена формулировка условий по неустойке;
  • срок оплаты может превышать 30 дней;
  • после расторжения контракта новый может быть заключен без предварительного аукциона;
  • заказчики больше не определяют срок действия гарантии банка;
  • при отзыве лицензии банк обязуется предоставить новое обеспечение в течение 1 месяца;
  • установлены сроки возврата обеспечения;
  • установлены новые правила по уменьшению обеспечения при частичном исполнении контракта.

Источник: https://zakonguru.com/goszakupki/44/vozvrat-obespecenia.html

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: