Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?

Содержание
  1. Как провести аудиторскую проверку – НалогОбзор.Инфо
  2. Кто может проводить аудит
  3. Требования к аудиторским организациям (аудиторам)
  4. Принципы проведения аудита
  5. Аудиторское заключение
  6. Аудит организации: цели, задачи, порядок проведения • Центр Аудитов
  7. Какие организации подлежат аудиту?
  8. Цели и задачи аудита организации
  9. Виды аудита
  10. Порядок проведения аудита организации
  11. Аудиторская проверка это что
  12. Правовые основы регулирования
  13. Что проверяют?
  14. Тонкости проведения аудиторской проверки
  15. Порядок проведения
  16. Кто должен проводить обязательный аудит
  17. Что такое аудиторская проверка и ее виды
  18. Что такое аудиторская проверка?
  19. Практика адвокатов по делам связанным с аудиторской проверкой в ООО. |
  20. Правовое регулирование
  21. Инициация проверки участником
  22. Позиция ВАС РФ
  23. Подмена понятий
  24. Положительный “стандарт”
  25. Обязательный аудит в 2020 году
  26. Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году
  27. Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности
  28. Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год
  29. 1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Как провести аудиторскую проверку – НалогОбзор.Инфо

Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?

Виды аудита

Аудит бывает двух видов:

  • обязательный – ежегодная проверка формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ);
  • инициативный (добровольный), который проводят по решению собственников или руководства организации. Такая проверка может проходить, например, когда собственникам (руководителю) необходимо получить информацию о состоянии учета при смене главного бухгалтера или при получении банковского кредита.

Ситуация: может ли один из учредителей (участников, акционеров) инициировать проведение аудиторской проверки в организации?

Ответ на этот вопрос зависит от организационно-правовой формы организации.

В ООО по общему правилу решение о проведении аудита, выборе аудитора и определении размера оплаты его услуг принимает общее собрание участников (т. е. решение должно быть принято большинством ) (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).

Однако отдельный участник также вправе инициировать проведение проверки, если он готов за свой счет оплатить услуги по аудиту (ч. 2 ст. 48 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ). В таком случае решение общего собрания не требуется (постановление ВАС РФ от 13 мая 2008 г.

№ 17869/07).

В акционерных обществах решение о выборе аудитора принимает общее собрание акционеров, а определение размера оплаты его услуг рассматривается советом директоров (наблюдательном советом) организации (п. 2 ст.

 86 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ). Отдельный акционер может потребовать проведения проверки, если он владеет 10 или более процентами голосующих акций (п. 3 ст. 85 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ).

Кто может проводить аудит

Аудит (как обязательный, так и инициативный) могут проводить как аудиторские организации, так и индивидуальные аудиторы (ч. 2 ст. 1, ст. 3, 4 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Исключение предусмотрено только в отношении организаций, перечисленных в части 3 статьи 5 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ. Проводить обязательный аудит у них вправе только аудиторские организации. Подробнее об этом см.

  В каких случаях проведение аудита обязательно.

Требования к аудиторским организациям (аудиторам)

Аудиторская организация (индивидуальный аудитор) вправе проводить проверки и оказывать сопутствующие аудиту услуги, если она является членом саморегулируемой организации аудиторов. Таковы требования части 1 статьи 3, части 1 статьи 4, части 2 статьи 23 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Аудиторы (аудиторские организации, индивидуальные аудиторы) не вправе проводить проверку, если:

  • аудитор (его руководитель или должностные лица) является учредителем (участниками, акционерами) проверяемой организации;
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) занимает должность, ответственную за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководитель, бухгалтер);
  • аудитор (его руководитель или должностные лица) состоит в близком родстве с должностными лицами, ответственными за организацию и ведение бухучета и составление отчетности в проверяемой организации (например, руководителем, бухгалтером);
  • проверяемая организация является учредителем (участником, акционером) аудитора;
  • проверяемая организация является дочерним обществом учредителя (участника, акционера) аудитора;
  • у проверяемой организации и аудитора имеются общие учредители (участники, акционеры);
  • в течение трех лет, предшествующих аудиту, аудитор вел (восстанавливал) бухучет в проверяемой организации или составлял ее финансовую (бухгалтерскую) отчетность;
  • проверяемая организация является страховой компанией, с которой аудитор заключил договор страхования ответственности.

Это предусмотрено статьей 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ.

Принципы проведения аудита

Основные принципы проведения аудита установлены Правилами (стандартами), утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696, а также ФСАД 1/2010, 2/2010 и 3/2010, утвержденными приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н. Они обязательны для всех аудиторов (п. 3 ч. 1 ст. 7 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ).

Также при проверке бухгалтерской (финансовой) отчетности аудиторы руководствуются рекомендациями финансового ведомства. Эти разъяснения относительно аудита отчетности за 2015 год изложены в Рекомендациях из приложения к письму Минфина России от 22 января 2016 г. № 07-04-09/2355. В частности, аудиторам рекомендуется обратить особое внимание на следующие вопросы:

  • создание резерва по сомнительным долгам по займам;
  • отражение в бухучете операций хеджирования финансовых рисков;
  • признание расходов на выплату работникам организации премии по итогам работы за год;
  • определение степени завершенности работ, услуг, продукции с длительным циклом изготовления;
  • раскрытие информации о финансовых вложениях, стоимость которых выражена в иностранной валюте;
  • учет взноса организации в компенсационный фонд;
  • раскрытие информации об облигациях федерального займа с индексируемым номиналом;
  • учет наличия и движения отходов производства;
  • отражение в бухучете затрат на формирование страхового запаса активов;
  • раскрытие аудируемым лицом информации о выданных независимых гарантиях;
  • отражение в бухучете сумм торгового сбора;
  • отражение страховых взносов в государственные внебюджетные фонды в отчете о движении денежных средств;
  • хранение документов бухучета;
  • составление консолидированной финансовой отчетности.

Условия проведения аудита указываются в письменном договоре (письме о проведении аудита). Правила их составления указаны в Правиле (стандарте) № 12, утвержденном постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Аудиторское заключение

Результаты аудиторской проверки должны быть представлены в аудиторском заключении. Оно является официальным документом, которое предназначено для пользователей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 1 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г.

№ 307-ФЗ). В заключении аудитор дает оценку достоверности показателей бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 2 ст. 6 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ, п. 2 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

В аудиторском заключении может быть выражено немодифицированное или модифицированное мнение о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности (п. 14 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если аудитор приходит к выводу, что бухгалтерская отчетность отражает достоверно финансовое положение организации, то он выражает немодифицированное мнение.

Модифицированное мнение аудитор выражает в следующих случаях:

  • на основании полученных аудиторских доказательств установлено, что бухгалтерская отчетность содержит существенные искажения;
  • аудитор не может получить достаточные доказательства того, что бухгалтерская отчетность, рассматриваемая в целом, не содержит существенные искажения.

Такой порядок предусмотрен пунктами 15, 17 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Модифицированное мнение может быть выражено в таких формах:

  • отказ от выражения мнения;

Об этом сказано в пункте 1 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен выразить мнение с оговоркой, если:

  • получены достаточные доказательства того, что влияние искажений, рассматриваемых по отдельности или в совокупности, является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности;
  • у аудитора отсутствует возможность получения достаточных аудиторских доказательств, на которых можно основывать свое мнение. При этом аудитор может сделать вывод, что влияние необнаруженных искажений является существенным, но не затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Об этом сказано в пункте 13 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Аудитор должен отказаться от выражения мнения, когда у него отсутствует возможность получения достаточных доказательств, на которых можно основывать свое мнение.

При этом он приходит к выводу, что влияние необнаруженных искажений является существенным и затрагивает большинство значимых элементов бухгалтерской (финансовой) отчетности (п.

 16 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Аудитор должен выразить отрицательное мнение при получении достаточных доказательств того, что обнаруженные искажения могут существенно повлиять на состояние бухгалтерской (финансовой) отчетности и большинство значимых ее элементов (п. 15 ФСАД 2/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Ситуация: должна ли аудиторская организация проверять правильность расчета налогов и отражать результаты такой проверки в аудиторском заключении?

Ответ на этот вопрос зависит от цели аудита (отражается в договоре).

Как правило, аудитор проверяет порядок формирования бухгалтерской (финансовой) отчетности (ч. 3 ст. 1 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). При этом аудитор может проверить и вопросы, связанные с расчетом налогов.

Это необходимо делать в рамках проверки правильности отражения операций по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» и счету 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению».

Однако в данном случае аудитор лишь выборочно проверяет существенные аспекты расчета налогов (ФСАД 1/2010, утвержденный приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н).

Если организации необходимо провести полный налоговый аудит, это нужно прямо прописать в договоре. Порядок проведения налогового аудита установлен в Методике аудиторской деятельности «Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами» (одобрена Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 11 июля 2000 г., Протокол № 1).

По результатам проверки могут быть выявлены ошибки и нарушения законодательства. До составления аудиторского заключения проверяющие должны сообщить об этом руководству организации. Об этом сказано в пункте 52 Правила (стандарта) № 13, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 сентября 2002 г. № 696.

Причину нарушений ведения бухучета и формирования отчетности они могут описать в документе, составленном в произвольной форме (например, в форме отчета). После изучения этого документа сотрудники организации должны исправить ошибки. Если организация отказывается устранить нарушения, то аудиторы не смогут выразить в заключении немодифицированное мнение.

Такой вывод следует из пункта 15 ФСАД 1/2010, утвержденного приказом Минфина России от 20 мая 2010 г. № 46н.

Ситуация: можно ли привлечь к ответственности аудиторскую организацию, если в результате налоговой проверки участка, проверенного аудитором, были выявлены нарушения и начислены штрафы и пени?

Да, можно.

Однако на практике доказать, что начисление штрафов и пеней произошло именно по причине ошибки аудитора довольно сложно.

Договор об оказании аудиторских услуг является возмездным (ст. 779 ГК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 14, ч. 2 ст. 8 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). За ненадлежащее исполнение услуги организация может потребовать от аудиторской компании возмещение убытков (даже если это не прописано в договоре).

Это следует из пункта 1 статьи 393 Гражданского кодекса РФ. Если в результате налоговой проверки выявлены нарушения и доначислены налоги, пени и штрафы, то с аудиторской организации можно попробовать взыскать штрафы. Что касается доначисленных налогов и пеней, то их нельзя расценивать в качестве убытка организации.

Это следует из постановления Конституционного суда РФ от 17 декабря 1996 г. № 20-П.

Однако в арбитражной практике встречаются дела, где и штрафные санкции не следует считать убытком, поскольку связь между качеством работы аудитора и штрафом отсутствует. Например, постановление ФАС Уральского округа от 29 августа 2006 г. № Ф09-7480/06-С4.

Совет: чтобы избежать споров с аудиторской компанией, в договор об оказании услуг внесите четкое условие об ответственности аудиторской организации.

Такие условия, как «Аудиторская компания несет ответственность в соответствии с действующим законодательством» или «Исполнитель несет материальную ответственность за причиненный заказчику ущерб в случае неквалифицированного проведения проверки», не обеспечивают гарантию возмещения убытков.

Аудитор не несет ответственности за то, что искажения бухгалтерской (финансовой) отчетности не были обнаружены, если это не могло повлиять на мнение аудитора относительно достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности в целом. Такой вывод подтверждает арбитражная практика (см.

, например, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 6 сентября 2006 г. № А39-8206/2005-120/17).

Наиболее оптимальным вариантом является указание на то, что если в результате налоговой проверки участка, одобренного аудитором, были выявлены нарушения, то аудиторская компания должна заплатить неустойку. В данном случае аудируемая организация не обязана доказывать причинение ей убытков из-за некачественной работы аудитора (п. 1 ст. 330 ГК РФ).

Кроме того, аудиторская компания может застраховать свою профессиональную ответственность за нарушение условий договора (п. 4.1 ч. 1 ст. 13 Закона от 30 декабря 2008 г. № 307-ФЗ). В таком случае оплачивать убытки от штрафа будет страховая компания.

Изучите правила страхования данных рисков, которые установил страховщик.

Споров и разногласий, скорее всего, удастся избежать, если в правилах страхования прямо записано: «Страховщик компенсирует риски, связанные с санкциями, которые налоговая инспекция налагает на потребителя аудиторских и сопутствующих им услуг».

Источник: http://NalogObzor.info/publ/uchet_i_otchetnost/organizacija_ucheta/kak_provesti_auditorskuju_proverku/42-1-0-1077

Аудит организации: цели, задачи, порядок проведения • Центр Аудитов

Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?

Собственники и высший менеджмент организации любой формы собственности должны понимать необходимость контроля и проведения анализа всех видов деятельности.

Аудиторская проверка самый эффективный способ проанализировать существующую организацию производственного процесса и учета, ведение бухгалтерского и налогового учета, правильность отражения всех операций и первичных документов, а также их соответствия существующим нормам законодательства.

Кроме того, наличие профессионального аудиторского заключения улучшает имидж компании и повышает ее привлекательность для потенциальных инвесторов.

Классической является независимая проверка внешними аудиторами, хотя любая компания может иметь и внутреннее подразделение контроля. Беспристрастная независимая оценка различных аспектов финансово-хозяйственной деятельности организации может не только найти имеющиеся недостатки, но и помочь законно снизить налоговые платежи, себестоимость продукции, предложить оптимальные пути развития.

Проведение аудиторской проверки является высокорентабельным мероприятием, так как, несмотря на затраты, компания может существенно снизить финансовые потери (штрафы, выявленные недостачи, мошеннические действия и т.д.).

Какие организации подлежат аудиту?

Для избежания финансовых потерь, санкций со стороны фискальных органов и укрепления позиций на рынке независимый контроль необходим всем предприятиям. Однако ряд организаций обязан проходить процедуру обязательного аудита годовой отчетности, что обусловлено организационной формой, видами деятельности, величиной выручки или активов, которые указаны в Федеральном законе № 307-ФЗ:

— организации, уставный капитал которых формируется путем выпуска и размещения акций (АО);

— предприятия, основное имущество каковых является государственной или муниципальной собственностью, а руководители находятся в подчинении государственных органов (ФГУП, корпорации и т.п.);

— компании публично-правового типа, осуществляющие масштабные государственные проекты;

— организации с определенным типом деятельности, например, кредиты, кредитные истории, страхование, клиринг;

— организации, занимающиеся кредитной (в том числе БКИ) или страховой деятельностью, клирингом, а также профучастники рынка ценных бумаг или управлением инвестфондов;

— негосударственные социальные фонды (например, пенсионные);

— организации любого организационного типа, выручка которых за предшествующий отчетному год превышает 400 млн руб., а сумма отраженных в бухгалтерском балансе активов на конец того же периода более 60 млн руб.;

— компании, публикующие консолидированную финансовую отчетность или выпускающие на рынок ценные бумаги;

— прочие организации, в предусмотренном законом порядке.

Собственники или руководители компаний, не подпадающих под критерии обязательной проверки, могут инициировать проведение добровольного аудита, что очень важно для уверенности в соответствии ведения учета требованиям действующего законодательства, правильности расчета налогов, а также повышения привлекательности для потенциальных инвесторов, кредиторов и партнеров. Данная проверка может проводиться за любой временной период.

Цели и задачи аудита организации

Основной целью проведения независимой аудиторской проверки является определение реальных показателей деятельности организации и ее финансовых результатов, правильность составления первичных документов учета в подразделениях, ведения реестров бухгалтерского учета и составления отчетности. По результатам проведенной проверки аудиторы кроме исправления ошибок и устранения неточностей учета дают рекомендации по оптимизации работы предприятия в целом и ее отдельных подразделений.

Основными задачами финансового аудита организации можно назвать:

  • проверка правильности ведения бухучета (составления отчетности);
  • сопоставление отражения финансово-хозяйственных операций с действующими законодательными нормами и правилами;
  • определение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов;
  • оптимизация создания и использования производственных и финансовых резервов и т.д.

Виды аудита

  • налоговый аудит необходим для соблюдения правильности налогового учета, выявления имеющихся недочетов, оценки возможных рисков и создания резервов;
  • финансовый аудит определяет правильность, полноту ведения бухучета, грамотного документооборота, достоверности составления годовой бухгалтерской отчетности;
  • кадровый аудит проверяет правильность кадрового учета, способствует решению выявленных проблем, которые существуют в кадровой политике компании (например, соответствие сотрудников занимаемой должности или результативность труда);
  • аудит учетной политики и разработка рекомендаций с учетом специализации деятельности организации;
  • управленческий аудит рассматривает все бизнес-процессы, эффективность потребления материальных и денежных ресурсов;
  • операционный аудит оценивает методологию организации различных процессов в подразделениях для определения результативности деятельности (например, степень реализации планов и т. п.).
  • технологический аудит предлагает варианты модернизации и эффективного использования имеющегося производственного оборудования;
  • ценовой аудит проверяет оправданность цены производимой продукции или оказываемой услуги;
  • прочие виды аудита.

Порядок проведения аудита организации

  1. Инициатор проведения аудита выбирает исполнителя, составляет заявку с изложением всех требований, при необходимости проводит тендер.
  2. Подготовительный этап, определяющий объем предстоящей проверки, необходимые сроки выполнения, методики проведения, требования к привлекаемым специалистам и т.п.

  3. Составляется план предстоящих мероприятий.
  4. Сбор и анализ предоставленных данных, необходимых для оценки деятельности и имеющейся бухгалтерской отчетности. Аудиторская проверка производится по существующим стандартам.

  5. Составление отчета с указанием выявленных ошибок и рекомендации по их устранению.

К прохождению аудиторской проверки необходимо подготовиться.

Ответственные сотрудники должны предоставить специалистам аудиторской фирмы организационные и первичные документы (накладные, счета-фактуры, платежные поручения, акты выполненных работ, кассовые книги с отчетами кассира и пр.), бухгалтерские и налоговые регистры, предыдущие аудиторские заключения при наличии.

Источник: https://needaudit.ru/blog/audit-organizatsii/

Аудиторская проверка это что

Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?

Аудиторская проверка предприятия — это комплекс мер, направленных на сбор информации и ее анализ с последующей оценкой работы и финансового состояния компании (государственной, частной или коммерческой). Аудиторская проверка для некоторых организаций является обязательной процедурой. Для чего она проводится. Этапы, стоимость. Стандарты. Заключение.

Правовые основы регулирования

Понятие аудита, требования по аттестации, права и обязанности лиц, ответственность организаций определены в основном документе, регулирующем такую деятельность в РФ — это Федеральный закон от №307-ФЗ «Об аудиторской деятельности».

Также существуют федеральные правила (стандарты) данной деятельности. Основное назначение документа — установление единых норм аудита, стандартизация процедуры. Это необходимо для того, чтобы на всей территории России участники проверки понимали суть процесса, а также для возможности решения споров в арбитражном суде.

Эти стандарты разъясняют принципы проверки, правила составления заключения. С их помощью определяется методика, объём, глубина аудита.

Надгосударственным регулированием деятельности являются Международные стандарты.

Они разработаны Международной федерацией бухгалтеров с целью стандартизации проверки, унификации документов, формирования единых требований к качеству аудита.

Стандарты регламентируют права и обязанности лиц, определяют цели контроля, доказательства, необходимую документацию, а также правила составления аудиторских заключений.

Что проверяют?

В зависимости от вида аудита список документов для проверки может различаться:

  • При обязательном анализе оценке достоверности подлежит вся бухгалтерская отчётность и финансовая документация. Отказать специалисту нельзя. Если не предоставить ему документы, то в зависимости от их существенности проверяющий может отказаться от проверки. В случае потери документации решение аудитора зависит от ее важности. При отказе от составления заключения достоверность отчётности подтверждена не будет, внутренние и внешние пользователи информации могут решить, что организация скрывает некоторые детали бухгалтерии.
  • При добровольном аудите контроль проводится только по тем вопросам, которые оговорены в договоре и письме-обязательстве. Например, может оцениваться только учёт кассовых операций, расчётов с бюджетом или покупателями и заказчиками, основных средств, нематериальных или оборотных активов. В таком случае специалист запросит все документы, касающиеся оговорённых отдельных областей и выразит мнение только относительно их.

Тонкости проведения аудиторской проверки

тонкость аудита — наличие лимита по срокам проведения. Вот почему при выполнении этой работы важна четкая организация процесса. Во избежание задержек формируется план, и ставятся задачи будущей работы. Кроме того, определяются объекты, подлежащие первоочередной проверке. Также выбираются методы, которые будут применяться при решении поставленной задачи.

Во время аудиторской проверки работники компании-аудитора собирают доказательства, на базе которых формируется итоговое заключение. Перед тем как приступать к проверке, составляется обращение в письменной форме (по специальному стандарту).

и форма документа могут различаться, но базовые параметры остаются неизменными — в нем указываются цели выполнения работ, а также планируемые объемы. Кроме того, прописывается ответственность руководителя проверяемой компании за подготовку и передачу полного пакета бумаг.

Как только главные вопросы прошли согласование, оформляется двухстороннее соглашение, где оговариваются нюансы и сроки аудита.

Порядок проведения

В аудиторской практике выделяют четыре взаимосвязанных этапа:

  • Предварительная деятельность. На данной стадии аудитор знакомится с предприятием, изучает его учредительные документы, оценивает риски на основании некоторых факторов:
    • отрасль деятельности;
    • финансовое положение;
    • темпы роста производства;
    • текучесть персонала;
    • квалификация сотрудников бухгалтерии и прочее.

    Если аудиторскую организацию устраивают все условия, то она направляет заказчику письмо-согласие.

  • Планирование. Это один из важнейших этапов, он подразделяется на три стадии:
    • предварительное планирование, когда аудитор и заказчик заключают договор, устанавливают сроки и стоимость проверки, состав специалистов;
    • составление общего плана, то есть определяется стратегия аудита, уровень существенности;
    • разработка программы аудита, при этом обозначается, какие участки отчётности будут проанализированы глубоко, а какие — поверхностно.
  • Основной этап. Во время непосредственного проведения проверки отчётности аудитор придерживается требований стандартов, проводит следующие процедуры:
    • сбор аудиторских доказательств, то есть первичной документации, информации от третьих лиц и тому подобное;
    • оценка результатов выборки;
    • исследование показателей отчётности;
    • оценка уровня существенности;
    • оценка аудиторского риска;
    • определение соответствия финансовых операций законодательству и прочее.
  • Составление заключения. На этом этапе аудитор обобщает результаты анализа, формирует мнение о бухгалтерской отчётности, предоставляет предварительное заключение руководству организации, завершает работу с фирмой.

Подробнее о данной процедуре вы можете узнать из следующего видео:

Кто должен проводить обязательный аудит

Те субъекты бизнеса, которые должны выполнять процедуру аудита в обязательном порядке, закрепляются в законе. Он дает перечень критериев, и если субъект соответствует одному из них, он будет обязан направить свою отчетность экспертной организации.

По закону проводить обязательную процедуру должны следующие компании:

  • Относящиеся к организационной форме акционерных обществ;
  • Которые ведут один из следующих типов деятельности – страховую, кредитную, клиринговые компании, бюро кредитных историй, профессиональные участники рынка ценных бумаг, общества взаимного страхования, организатор торговли, негосударственные пенсионные фонды, акционерные инвестиционные фонды и т. д.
  • По состоянию ценных бумаг — если они находятся на мировом рынке;
  • По объему полученного за год дохода — если он превысит 400 миллионов рублей;
  • По размеру валюты баланса на окончание периода — если она превысит 60 миллионов рублей;
  • Раскрытие сводной отчетности — если компания производит публикацию сводной годовой отчетности.

Внимание! Данные критерии определяются в законе об аудите. Кроме этого, иные федеральные законы могут определять дополнительные критерии. Например, обязательство по проведению ежегодного аудита также лежит на саморегулирующихся компаниях, государственных корпорациях, застройщиках и т.д.

Что такое аудиторская проверка и ее виды

Аудиторская проверка — это процедура выполнения независимой сторонней оценки сведений финансово-экономической деятельности компании, источником которой служат данные, содержащиеся в бухгалтерских документах субъекта бизнеса.

Аудит бухгалтерской финансовой отчетности выполняется в несколько этапов. Сначала ответственные лица выполняют сбор информации, затем проводят ее всесторонний анализ, после чего дают свою оценку. Главным результатом аудиторской проверки является выражения мнения, насколько данным из итоговой бухгалтерской отчетности организации можно верить.

Внимание! Логическим итогом проверки является аудиторское заключение. Это документ, который содержит итоговый результат процедуры — мнение о достоверности сведений в отчете, либо нет.

На основе того, кто определяет необходимость выполнить аудит, его можно разделить на несколько видов:

  • Обязательный аудит. Его проводят ежегодно на основании требований, закрепленных в законе. Кроме этого, проведение обязательного аудита может обуславливаться вынесенным решением судебного органа. Такого рода проверка может выполняться только компаниями, которые имеют аккредитацию на выполнение указанной процедуры. Во время выполнения процедуры аудита, ответственные лица придерживаются установленных для этого случая стандартов.
  • Инициативный аудит. Его выполняют на основании желания администрации компании. Его объем также устанавливается руководством. Обычно, целью инициативного аудита является оказание консультационных услуг в области бухгалтерского учета.

Что такое аудиторская проверка?

Чтобы понять сущность аудиторской проверки, достаточно вспомнить определение термина «аудит». Аудит — мероприятия, направленные на анализ отчетности компании (финансовой и бухгалтерской) на факт ее соответствия действующему законодательству РФ, а также корректности изложенных в тексте требований.

Задача аудиторской проверки заключается в том, чтобы проверить отчетность, подтвердить или опровергнуть правдивость, корректность изложенной в ней информации.

Сотрудники аудиторской компании подтверждают или опровергают утверждение, что сведения в отчетности позволяют принять правильные решения и сделать корректные выводы в отношении деятельности организации, ее финансового состояния и будущих перспектив развития.

По сути, аудиторская проверка представляет собой контроль достоверности информации в имеющихся отчетах. Главным условием успеха при проведении такой работы считается привлечение независимого аудитора, способного беспристрастно выполнить проверки.

Завершением работы аудиторов является выдача заключения, где фиксируется мнение проверяющего органа в отношении корректности сведений в отчетности компании.

Аудиторское заключение составляется по специальной форме и содержит полную информацию по результатам проверки.

На базе имеющихся выводов можно легко определить компетенцию бухгалтеров компании и выявить попытки обмануть контролирующие структуры.

На практике аудиторская проверка, которая проводится независимыми органами, контролирует соблюдение законов и норм, а также отсутствие нарушений законодательства.

Наши юристы знают ответ на ваш вопрос Если вы хотите узнать, как решить именно вашу проблему, то спросите об этом нашего дежурного юриста онлайн. Это быстро, удобно и бесплатно! или по телефону:

  • Москва и область: +7-499-938-54-25
  • Санкт-Петербург и область: +7-812-467-37-54

В зависимости от назначения и поставленных целей различают два основных вида аудиторских проверок:

  • Обязательный аудит — проводится ежегодно и в обязательном порядке с соблюдением действующего закона. Осуществляется только аудиторскими компаниями. Регламентируется государством или проводится по решению суда.
  • Инициативный или добровольный — проводится по желанию клиента, для того чтобы убедиться в достоверности ведения бухгалтерского и налогового учета, и для оценки финансовых рисков. Это поможет избежать штрафных санкций. Но здесь главное не ошибиться в выборе аудиторской фирмы или частного лица, предоставляющего подобного рода услуги.

Причинами проведения аудита может также быть смена собственника компании либо изменение состава учредителей.

Смотрите тут более подробно о графике и порядке проведения налоговых проверок.

Источник: https://mirprava32.ru/auditorskaya-proverka-eto-chto.html

Практика адвокатов по делам связанным с аудиторской проверкой в ООО. |

Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?

Аудиторская проверка в корпоративных конфликтах чаще всего служит интересам участников против самого общества. Если интересы участника и общества расходятся, а доля участника не является значительной для принятия решений, то один из немногих оставшихся механизмов влияния на деятельность общества – инициирование аудиторской проверки.

Конечно, это не отменяет иных ситуаций, когда аудиторская проверка проводится самим обществом, но в данном случае ее цели мало чем отличаются от ревизионной комиссии и иных органов по контролю за деятельностью общества.

Итак, аудиторская проверка порой играет роль наступательного вооружения участника, предваряя последующие судебные споры.

Правовое регулирование

Прошедшие в последние годы изменения в законодательстве об ООО не коснулись порядка проведения аудиторских проверок в обществах с ограниченной ответственностью.

В свете корпоративных споров основное значение имеет ст. 48 Закона об ООО, которая предусматривает то, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором. В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

То есть в случае расхождения интересов участника и общества участник имеет право провести аудиторскую проверку за собственный счет.

Также указанная статья регулирует, что привлечение профессионального аудитора производится:

  • для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества;
  • для проверки состояния текущих дел общества.

Немало споров вызывало положение о том, что привлечение аудитора происходит по решению общего собрания участников общества (подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Долгое время судебная практика на основании данного положения ограничивала права участников и утверждала лишь об их праве поставить вопрос об аудиторе на общем собрании, а не о самостоятельном праве заключать с аудитором договор.

В соответствии с п. 2 ст. 11 Закона об ООО аудитор может быть утвержден и при учреждении общества. Данный вопрос решается большинством, не менее трех четвертей от общего числа учредителей.

Вопросы о назначении аудиторской проверки, утверждении аудитора и определении размера оплаты его услуг отнесены согласно п. 2 ст. 33 Закона об ООО к компетенции общего собрания участников общества. Уставом общества данный вопрос может быть отнесен к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества (п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).

Закон предоставляет право аудитору на созыв внеочередного общего собрания участников общества и на открытие в этом случае общего собрания участников (п. 2 ст. 35 и п. 4 ст. 37 Закона об ООО).

Заключение аудитора в соответствии с п. 1 ст. 50 Закона об ООО подлежит обязательному хранению в обществе.

Статья 36 Закона об ООО устанавливает, что заключение аудитора по результатам проверки годовых отчетов и годовых бухгалтерских балансов общества подлежит представлению участникам общества при подготовке общего собрания участников.

Инициация проверки участником

Негативная практика.

Долгое время не мог решиться вопрос, может ли участник самостоятельно требовать проведения аудиторской проверки или же только выносить данный вопрос на общее собрание. И почти по всем судебным округам практика отвечала на данный вопрос однозначно – не может.

Такая негативная судебная практика исходила из императивности подп. 10 п. 2 ст.

33 Закона об ООО, согласно которому назначение аудиторской проверки, утверждение аудитора и определение размера оплаты его услуг относится к исключительной компетенции общего собрания участников.

И соответственно, в случае отсутствия решения о проведении аудиторской проверки Закон об ООО не возлагает на общество обязанность проводить такую проверку по требованию одного из его участников Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.10.2004 N А56-33180/03.

Кроме того, суды указывали, что согласно указанной норме договор о проведении аудиторской проверки заключается от имени общества его исполнительным органом, а не участником общества, если иное не предусмотрено уставом общества. Следовательно, право заключать договоры от имени общества участнику не предоставлено.

Позиция ВАС РФ

Такое отношение судов, по мнению адвоката, в корне изменилось в связи с принятием Постановления Президиума ВАС РФ в 2008 г. ВАС РФ указал на ошибочность указанной позиции и привел аргументацию, которая дословно заимствуется некоторыми федеральным судами Постановление Президиума ВАС РФ от 13.05.2008 N 17869/07 по делу N А32-5962/2007-62/129.

Согласно ч. 1 ст.

48 Закона об ООО для проверки и подтверждения правильности годовых отчетов и бухгалтерских балансов общества, а также для проверки состояния текущих дел общества оно вправе по решению общего собрания участников общества привлекать профессионального аудитора, не связанного имущественными интересами с обществом, членами совета директоров (наблюдательного совета) общества, лицом, осуществляющим функции единоличного исполнительного органа общества, членами коллегиального исполнительного органа общества и участниками общества.

Часть 2 ст. 48 Закона об ООО предусматривает, что по требованию любого участника общества аудиторская проверка может быть проведена выбранным им профессиональным аудитором, который должен соответствовать требованиям, установленным частью первой этой статьи.

В случае проведения такой проверки оплата услуг аудитора осуществляется за счет участника общества, по требованию которого она проводится.

Расходы участника общества на оплату услуг аудитора могут быть ему возмещены по решению общего собрания участников общества за счет средств общества.

Данная норма предусматривает два различных случая назначения аудиторской проверки – по инициативе и за счет общества и по инициативе и за счет участника общества. В случае, предусмотренном ч. 2 ст.

48 Закона об ООО, решение общего собрания участников общества о проведении аудиторской проверки и выборе аудитора не требуется; общее собрание в этом случае решает лишь вопрос о возможности компенсации расходов участника на проведение проверки.

Вывод о том, что при привлечении аудитора самим участником должен применяться подп. 10 п. 2 ст. 33 Закона об ООО, не учитывает соотношения указанных норм и практически лишает участника общества возможности контролировать его хозяйственную деятельность, в частности при уклонении общества от проведения аудиторских проверок.

В силу ст. 8 Закона об ООО участник общества имеет право на получение информации о деятельности общества и ознакомление с его бухгалтерскими книгами и иной документацией.

С учетом приведенных положений Закона об ООО общество по требованию его участника обязано предоставить аудитору, определенному в соответствии с условиями, содержащимися в ч. 2 ст. 48 Закона об ООО, возможность ознакомиться с бухгалтерскими книгами и иной документацией, необходимой для проведения проверки, в порядке, установленном законодательством об аудиторской деятельности.

Подмена понятий

Однако представляется, что указание ВАС РФ на право участника получать документацию о деятельности общества в данном случае не совсем корректно. Данное указание породило, в свою очередь, судебную практику, когда суды аргументируют незаконность отказа общества в допуске аудиторов правом участника на информацию.

Механизм проведения аудиторской проверки деятельности общества по требованию участника отличается по своему статусу от механизма получения участником документов и дальнейшего их использования, в т.ч. и дальнейшей их передачи на анализ аудиторам.

То есть одно дело – провести аудиторскую проверку общества, другое – получить консультацию аудитора по имеющимся у участника документам.

И данное различие должно приводить к определенным юридическим последствиям: различный статус аудитора по отношению к обществу, различные полномочия аудитора в данных случаях, различный “вес” аудиторского заключения и т.д.

Само правовое основание для доступа к документам общества влечет определенные последствия для дальнейшего рассмотрения корпоративного спора: разный круг обстоятельств, подлежащих доказыванию, и диаметрально противоположный исход дел о проведении аудита и об истребовании информации при схожих обстоятельствах.

Кроме того, ранее это имело смысл в плане ограничения участника на получение копий документов о деятельности общества, как следует из судебной практики адвоката. Согласно п. 3 ст. 12 Закона об ООО участник имел право претендовать лишь на копию устава общества и учредительного договора. Однако изменения в ст.

50 Закона об ООО, вступившие в силу с 1 июля 2009 г., обеспечили участнику возможность получать копии всех документов, подлежащих хранению обществом. До этого участник мог с ними только ознакомиться в помещении исполнительного органа общества в порядке п. 1 ст. 8 Закона об ООО.

В настоящее же время данные проблемы отпали в связи с указанными изменениями.

Положительный “стандарт”

Несмотря на такую “легкую” критику, данное Постановление Президиума ВАС РФ существенно улучшило положение участников и увеличило их инструментарий в борьбе за свои права.

Источник: https://5898523.ru/praktika-advokatov-po-delam-svyazannym-s-auditorskoj-proverkoj-v-ooo/

Обязательный аудит в 2020 году

Каков порядок действий участника ООО, намеревающегося провести аудиторскую проверку?
Рассказываем, какие организации попадают под обязательный аудит отчетности в 2020 году, как часто аудит проводится и что будет тем, кто игнорирует требования закона об обязательном аудите бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Подлежит ли организация обязательному аудиту бухотчетности в 2020 году

Обязательный аудит проводится в отношении организаций, указанных в ст. 5 Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»:

1. если организация имеет организационно-правовую форму акционерного общества;

2. если ценные бумаги организации допущены к организованным торгам;

3. если организация является:

  • кредитной организацией,
  • бюро кредитных историй,
  • организацией, являющейся профессиональным участником рынка ценных бумаг,
  • страховой организацией,
  • клиринговой организацией,
  • обществом взаимного страхования,
  • организатором торговли,
  • негосударственным пенсионным или иным фондом (за исключением фонда, имеющего статус международного фонда в соответствии с Федеральным законом от 03.08.2018 года N 290-ФЗ),
  • акционерным инвестиционным фондом,
  • управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда (за исключением государственных внебюджетных фондов).

4. если объем выручки от продажи продукции, выполнения работ, оказания услуг организации за предшествовавший отчетному год превышает 400 млн рублей или сумма активов бухгалтерского баланса по состоянию на конец предшествовавшего отчетному года превышает 60 млн рублей;

5. если организация представляет и (или) раскрывает годовую сводную (консолидированную) бухгалтерскую (финансовую) отчетность;

6. в иных случаях, установленных федеральными законами.

Строго говоря, указанный перечень является открытым. Ежегодно Минфин РФ на своем сайте публикует перечень случаев проведения обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности за предыдущий год. 

Отметим, что ко второму чтению подготовлен проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон № 307-ФЗ (№ 273179-7). Его рассмотрение планируется на июль 2020 года.

Правительство собирается изменить требования к проведению обязательного аудита в отношении некоммерческих организаций.

Например, в пункте 3 части 1 статьи 5 закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ определено, что обязательный аудит проводится, если организация является «иным фондом». Это значит, что любая некоммерческая организация, созданная в организационно-правовой форме «фонд» (в том числе и благотворительная), обязана проводить аудит, независимо от годового оборота средств и своего баланса.

Правительственный законопроект предлагает установить в законе об аудиторской деятельности требования к проведению обязательного аудита для некоммерческих организаций (благотворительных фондов) – собственников целевого капитала, специализированных фондов управления целевым капиталом.

Также обязательный аудит предлагается предусмотреть для некоммерческих организаций – получателей дохода от целевого капитала, соответствующие положениям законов о некоммерческих организациях и о порядке формирования и использования целевого капитала НКО.

Одновременно предлагается установить нижнюю границу финансовых показателей, при превышении которой проводится обязательный аудит в благотворительных фондах, в размере 3 млн рублей в год. В правительстве уверены, что перечисленные поправки упорядочат действующее законодательство в отношении аудита благотворительных фондов и снизят организационную и финансовую нагрузку на их деятельность.

Кто проводит аудит для организаций, подлежащих обязательному аудиту бухотчетности

Согласно ст. 5 Федерального закона от 30.12.

2008 № 307-ФЗ, обязательный аудит бухотчетности организаций, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам, иных кредитных и страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, организаций, в уставных (складочных) капиталах которых доля госсобственности составляет не менее 25%, госкорпораций, госкомпаний, публично-правовых компаний проводится только аудиторскими организациями.

Договор на проведение такого аудита заключается по результатам проведения не реже чем один раз в 5 лет открытого конкурса в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Обязательный аудит должен проводиться организациями, подлежащими ему, ежегодно.

Куда представлять обязательное аудиторское заключение по бухотчетности за 2019 год

Сведения о результатах обязательного аудита бухгалтерской (финансовой) отчетности подлежат внесению в Единый федеральный реестр сведений о фактах деятельности юридических лиц. Эти сведения вносятся самим заказчиком аудита. Также в реестр вносится следующая информация:

  • сведения об аудиторе;
  • перечня бухгалтерской (финансовой) отчетности, в отношении которой проводился аудит;
  • период, за который была составлена проверенная документация;
  • мнение аудиторской организации о достоверности бухгалтерской отчетности;
  • обстоятельства, которые оказывают или могут оказать существенное влияние на достоверность отчетности.

Если сведения составляют коммерческую тайну, организация может не вносить их в госреестр.

Кроме того, с 2020 года в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.11.2018 № 444-ФЗ, ФНС России будет вести государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности. 

Государственный информационный ресурс бухгалтерской (финансовой) отчетности (ГИР БО) – это совокупность бухотчетности экономических субъектов, обязанных составлять такую отчетность, а также аудиторских заключений о ней в случаях, если отчетность подлежит обязательному аудиту.

Обязательный экземпляр годовой бухгалтерской (финансовой) отчетности сдается в налоговый орган по месту нахождения экономического субъекта не позднее трех месяцев после окончания отчетного года (пп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ.

От представления обязательного экземпляра отчетности в ФНС России освобождаются:

  • организации государственного сектора;
  • Центральный банк Российской Федерации;
  • религиозные организации;
  • организации, представляющие бухгалтерскую (финансовую) отчетность в Центральный банк Российской Федерации;
  • организации, годовая бухгалтерская (финансовая) отчетность которых содержит сведения, отнесенные к государственной тайне в соответствии с законодательством Российской Федерации;
  • организации в случаях, установленных Правительством Российской Федерации.

В ГИР БО не представляется последняя бухгалтерская (финансовая) отчетность реорганизуемого или ликвидируемого юридического лица.

С 1 января 2020 года упраздняется требование представлять бухгалтерскую отчетность в орган статистики. 

1С:Бухгалтерия 8: заполнение строки “Подлежит обязательному аудиту ДА НЕТ” в бухгалтерском балансе за 2019 год

Форма бухгалтерского баланса за 2019 год дополнена новой строкой, в которой необходимо указать подлежит организация обязательному аудиту или нет (рис. 1). 

Изменения внесены приказом Минфина России от 19.04.2019 № 61н. Без указания этих данных бухгалтерская отчетность не может быть выгружена и отправлена в налоговый орган (файл не будет сформирован, выдается соответствующее сообщение об ошибке).

Если организация не подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “НЕТ”.

Если организация подлежит обязательному аудиту, то следует двойным щелчком мыши установить знак “Х” в поле “ДА” и в строках ниже указать данные аудиторской организации или индивидуального аудитора, которые проводят аудит. Эти данные можно не указывать, если на момент сдачи отчетности они не известны. 

Источник: https://buh.ru/articles/documents/103596/

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: