Как организовать обучение ребенка в школе по одному из предметов на экстернате или индивидуальном маршруте?

Содержание
  1. Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий
  2. Переходим на семейное образование
  3. Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение
  4. Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению
  5. Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение
  6. Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования
  7. Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением
  8. Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия
  9. Семейное обучение. Закон и порядок
  10. Это должен знать каждый
  11. Читайте по теме
  12. Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе
  13. Особенности индивидуального обучения в России
  14. Цели и задачи направления
  15. Виды индивидуального обучения
  16. Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования
  17. Законодательные нормативы
  18. Специфика учебного процесса
  19. На кого рассчитано обучение по индивидуальной схеме?
  20. Проблемы с успеваемостью и/или дисциплиной
  21. Талантливые дети
  22. Юные спортсмены
  23. Дети с ограниченными возможностями
  24. Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?
  25. Что делать при получении отказа?
  26. Обращение в образовательный центр
  27. Преимущества индивидуального обучения
  28. Недостатки индивидуального обучения
  29. Семейное обучение по отдельному предмету – можно ли перейти?
  30. Возможные причины
  31. Предмет не даётся
  32. Предмет даётся слишком легко
  33. Конфликт с преподавателем
  34. Буква закона
  35. Резюме
  36. Образование в форме экстерната. Экстернат – это..
  37. Экстернат как одна из форм обучения
  38. На кого рассчитан экстернат?
  39. Преимущества экстерната
  40. Недостатки экстерната
  41. Права экстернов
  42. Поступление в экстернат
  43. В каких случаях не стоит идти в экстернат?
  44. Советы экстернам
  45. Московские школы-экстернаты
  46. Нормативные документы
  47. Выводы

Как перевести ребенка на домашнее обучение в 2020 году: условия, законы, порядок действий

Как организовать обучение ребенка в школе по одному из предметов на экстернате или индивидуальном маршруте?

В прошлом учебном году около 100 тыс. учеников в России не пошли в школы, так как их родители выбрали альтернативные формы образования.

Количество таких детей растет примерно на 100% в год, говорится в исследовании образовательной конференции EdCrunch. Самая популярная альтернатива школе — семейная форма образования (хоумскулинг).

Если вы тоже присматриваетесь к этому пути, полезным будет выяснить, как перевести ребенка на семейное обучение в 2020 году и какие законы регламентируют этот процесс.

Животрепещущим вопросам хоумскулинга посвящена новая книга Лейлы Сазонтовой «Жизнь без школы», вышедшая в издательстве «Альпина Паблишер». Лейла забрала своего сына Льва из школы, когда тот учился во втором классе. С тех пор прошло больше трех лет. Публикуем отрывок из книги.

Переходим на семейное образование

Закон гласит, что перевести ребенка на семейное обучение можно на любой ступени на основании заявления родителей (или самого ребенка, если он учится в старшем звене школы). Сделать это гораздо проще, чем кажется. Нужно выполнить несколько несложных, но вместе с тем очень важных действий.

Шаг 1. Найти подходящее общеобразовательное учреждение

Это необходимо для того, чтобы прикрепиться к нему и спокойно проходить аттестации. Выбор учебного заведения остается за родителями, регистрация ребенка по месту жительства не играет никакой роли.

Родители сами решают, аттестат какой школы они хотят видеть на руках у ребенка — обычной или, например, с углубленным изучением каких-либо предметов. В любом случае экстерном придется отчитываться по той программе, по которой учатся ученики данной школы.

При этом ребенок, обучавшийся дома, получит аттестат, абсолютно идентичный тому, который будет у других выпускников этого учебного заведения, а форма обучения в нем не фигурирует.

Шаг 2. Обсудить с администрацией школы (завучем и/или директором) возможность прикрепления к учебному заведению

Важно узнать, обозначена ли такая форма обучения, как семейная, в уставе школы. Кроме того, не забудьте уточнить, есть ли в школе подобные прецеденты. Конечно, быть первопроходцем всегда приятно и немного волнительно, но для вас и ребенка лучше, если администрация будет знать, с чем имеет дело, и грамотно решать любые сложные и спорные ситуации, которые могут возникнуть.

Шаг 3. Уведомить соответствующие органы местного самоуправления (как правило, это районный или городской департамент образования) о переходе на семейное обучение

Ниже приведена примерная форма такого уведомления. Необходимо подготовить два экземпляра документа, с которыми вы придете в департамент на прием к специалисту. Один экземпляр завизировать и оставить себе, другой — отдать чиновникам.

Скачать форму заявления руководителю образовательного учреждения.

Шаг 4. Написать заявление на имя директора учебного заведения с указанием причины (даже если это «собственное желание»), по которой вы решили перевести ребенка на семейную форму образования

К заявлению нужно приложить следующие документы: документ, удостоверяющий личность одного из родителей или подтверждающий установление опеки (попечительства) над детьми, оставшимися без попечения родителей, копию свидетельства о рождении ребенка, фотографию ребенка 3×4. Родителям, которые переводят детей на семейное обучение после очного, не нужно предоставлять администрации никаких дополнительных справок.

Шаг 5. Заключить соответствующий договор с учебным заведением

В договоре должны быть отражены сведения о возможных консультациях, порядке взаимодействия родителей, ученика и учебного заведения, а также информация о промежуточной аттестации ребенка.

Образец такого документа вы также сможете найти ниже.

Скачать образец уведомления в департамент образования.

Шаг 6. Составить и утвердить с учителями график и форму прохождения аттестаций, педагогических и психологических консультаций, взять в школьной библиотеке необходимые учебники и методические пособия

При переводе ребенка на домашнее обучение родители полностью берут на себя обязанности по его подготовке к контрольным работам, зачетам и экзаменам.

В случае каких-то проблем остается возможность обращаться к педагогам школы, которые обязаны оказать методическую помощь.

Если родители не смогут обеспечить усвоение ребенком школьной программы, школа вправе расторгнуть заключенный договор, и ученик вернется в класс.

Семейное обучение. Закон и порядок

В России семейное образование закреплено на законодательном уровне. Более того, Федеральный закон «Об образовании» в последней редакции дает родителям «домашних» детей простор для творчества и право на выбор во многих вопросах: форм и периодичности аттестаций, программ, учителей и так далее.

Тем не менее до полной доступности семейного образования еще очень далеко. Нередко приходится слышать, что администрации школ грозят родителям, которые хотят обучать детей самостоятельно, сообщить «куда следует».

Но «куда следует» оказывается муниципальными властями, районными отделами образования и даже отделами по делам несовершеннолетних.

Подобные жалобы, конечно, не имеют никакой юридической силы, однако способны попортить родителям немало нервов.

Для того чтобы избежать ненужных переживаний, родителям нужно знать нормативно-правовую базу семейного образования. Официальных документов, которые регламентировали бы этот вопрос, не так уж и много. Если быть точнее, их два: Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» 2013 года и Письмо Министерства образования РФ «Об организации получения образования в семейной форме».

В предыдущей редакции закона, помимо семейного образования и самообразования, был прописан экстернат как форма обучения. Однако в новом законе экстернат существует только как форма аттестации.

Семейное образование предполагает прикрепление к школе только для прохождения промежуточных и итоговых аттестаций. При этом родители берут на себя всю ответственность за образование детей.

Если аттестация не пройдена дважды, ребенок возвращается в школу.

Для детей, желающих числиться в школе, но учиться дома, существует такая форма обучения, как заочное.

Согласно статье 17 ФЗ «Об образовании», в Российской Федерации образование может быть получено как в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, так и вне их, то есть в форме семейного образования и самообразования.

Таким образом, семейное образование является лишь формой получения образования, ни в чем не уступающей традиционному обучению в стенах школы.

Читаем закон далее. «Обучение в форме семейного образования и самообразования осуществляется с правом последующего прохождения в соответствии с частью 3 статьи 34 настоящего Федерального закона промежуточной и государственной итоговой аттестации в организациях, осуществляющих образовательную деятельность».

Здесь важно обратить внимание на слово «право». Заметьте, не «обязанность».

Иными словами, дети, получающие образование в форме семейного обучения, не обязаны проходить аттестацию раз в четверть или полгода (чего нельзя сказать об итоговых аттестациях в выпускных классах, без успешного прохождения которых ребенок не получит аттестат).

В этой же статье можно встретить и такую строчку:

«Формы получения образования и формы обучения по основной образовательной программе… определяются соответствующими федеральными государственными образовательными стандартами, образовательными стандартами».

Что это значит? То, что по закону школа, лицей или гимназия не может заниматься самоуправством и предложить вам, к примеру, пройти аттестацию по какому-либо дополнительному предмету или спецкурсу, если они не прописаны во ФГОСах (тех самых образовательных стандартах).

Но это палка о двух концах: вы можете считать музыку или, к примеру, изобразительное искусство хоть трижды неважным и второстепенным предметом, но любая попытка «договориться» с учебным заведением и «обойти» аттестацию обречена на провал: администрация школы напомнит о том, что есть стандарты, по которым ребенок должен учиться независимо от выбранной формы получения знаний.

Идем дальше. Статья 34 закона «Об образовании» гласит:

«Лица, осваивающие основную образовательную программу в форме самообразования или семейного образования либо обучавшиеся по не имеющей государственной аккредитации образовательной программе, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию образовательной программе. Указанные лица, не имеющие основного общего или среднего общего образования, вправе пройти экстерном промежуточную и государственную итоговую аттестацию в организации, осуществляющей образовательную деятельность по соответствующей имеющей государственную аккредитацию основной общеобразовательной программе, бесплатно. При прохождении аттестации экстерны пользуются академическими правами обучающихся по соответствующей образовательной программе».

На этом моменте прошу заострить внимание. Фактически эта статья развязывает руки родителям «домашних» детей. Ребенок, получающий образование за пределами школьных стен, может пройти аттестацию практически в любое время — хоть в первый раз после восьмого класса, даже если до этого не посещал школу.

Не менее важна и статья 63, пятый пункт которой звучит следующим образом:

«При выборе родителями (законными представителями) детей формы получения общего образования в форме семейного образования родители (законные представители) информируют об этом выборе орган местного самоуправления муниципального района или городского округа, на территориях которых они проживают».

То есть вопреки расхожему мнению муниципалитет не вправе решать, может или нет семья учить ребенка дома. Все, что чиновники должны сделать со своей стороны, — принять у вас уведомление о выборе формы обучения (в конце вы найдете форму заявления), завизировать ваш экземпляр и пожелать удачи в самостоятельном плавании.

В следующей, 64-й, статье говорится о том, что семьи, обучающие детей вне школ, имеют право на получение «методической, психолого-педагогической, диагностической и консультативной помощи без взимания платы».

Статья уточняет, что расходы на оказание такой помощи ложатся на органы государственной власти субъектов Российской Федерации.

Однако судя по тому, что рассказывают родители хоумскулеров, такая помощь если и осуществляется, то крайне редко и урывками.

А теперь рассмотрим статьи Конституции, которые так или иначе касаются семейного образования. Самое главное здесь — это, пожалуй, первый пункт статьи 43, который гласит, что каждый имеет право на образование. Впрочем, сомнений здесь не возникает и пояснений не требуется, а потому идем дальше.

В пункте 4 той же статьи указано:

«Основное общее образование обязательно. Родители или лица, их заменяющие, обеспечивают получение детьми основного общего образования».

Здесь уже нужны некоторые пояснения. Первое. Нонскулинг в России официально запрещен. Второе (и это не менее важно!): именно родители отвечают за получение их ребенком образования.

Пятый пункт статьи 43 подтверждает возможность обучения детей дома:

«РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования».

Стоит отдельно сказать и о первом пункте статьи 44. Хотя напрямую он не касается образования, тем не менее связан с ним: «Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом». Это означает, что родители и дети имеют гарантию свободы в преподавании.

То есть переход на семейное образование не нуждается в оправданиях, а родители, выбравшие такую форму обучения своих детей, не обязаны объяснять свой выбор ни администрации учебного заведения, ни муниципальным властям.

Кроме того, родителям вовсе не обязательно иметь специальное образование, для того чтобы получить разрешение на обучение своего ребенка дома (как видим, и само разрешение не нужно).

Это должен знать каждый

  • Перейти на семейное обучение можно в любой момент, в том числе и в середине учебного года и даже четверти (семестра).
  • Решение о сроках и количестве промежуточных аттестаций принимается по договоренности между школой и родителями. (На практике, правда, это решение принимается школой, администрация учебных заведений с большим трудом идет на уступки, позволяя сдавать аттестацию реже, чем раз в четверть или в полгода.)
  • График обучения, программу, учебно-методические пособия выбирают родители по своему усмотрению.

Читайте по теме

2

0

50804

Источник: https://littleone.com/publication/5610-kak-pereyti-na-domashnee-obuchenie-usloviya-zakony-poryadok-deystviy

Кто может перейти на индивидуальное обучение в школе

Как организовать обучение ребенка в школе по одному из предметов на экстернате или индивидуальном маршруте?

В течение нескольких десятков лет обучение в России строилось на принципе массовости и универсальности. В последние годы наблюдается тенденция по отходу от традиционных приемов.

Родителей и их детей все больше привлекает индивидуальное обучение, которое может быть представлено разными видами и формами.

Явление пока не получило сильного распространения, но к нему все чаще обращаются семьи, младшее поколение которых могло бы получать образование по классическому образцу. У направления действительно немало преимуществ, но есть и негативные моменты.

Особенности индивидуального обучения в России

Согласно положениям российского законодательства, дети, достигшие школьного возраста, получают право на получение среднего образования. Это может быть как традиционный подход, так и индивидуальное обучение в школе или дома.

Чаще всего к такому варианту прибегают в ситуации, осложненной психическими или физическими заболеваниями у ребенка.

Мало кто знает, что и совершенно здоровые дети без каких-либо особенностей имеют право претендовать на такую форму обучения.

На обучение по индивидуальному учебному плану школьники могут перейти по усмотрению родителей в разрешенных случаях.

Цели и задачи направления

Индивидуальное обучение – это отдельный вариант способа работы с ребенком школьного возраста. Его основной целью является предоставление шанса на получение образования детям, нуждающимся в особом подходе.

Специфические приемы направления позволяют создавать подходящую схему учебы для каждого конкретного школьника. В результате он может освоить тот материал, который предусмотрен Федеральным государственным образовательным стандартом.

Вопреки распространенному мнению, обучение по частному плану предусмотрено российской системой образования, поэтому при наличии оснований для его применения услуги предоставляются бесплатно.

Виды индивидуального обучения

Специфика индивидуального подхода к обучению такова, что вариантов работы с ребенком могут быть десятки – в этом и заключается смысл направления. Педагоги выделяют две схемы организации учебного процесса, на базе которых и строится подходящий частный вариант.

Основные виды индивидуального обучения:

  • без посещения школы (на дому) – ученик находится дома, где его посещают педагоги. Ему не нужно никуда ходить, он работает по собственному графику. Чаще всего схему применяют по отношению к детям с ограниченными возможностями;
  • с посещением школы – если ребенок может находиться в коллективе, а его физическая активность не ограничена в значительной степени, он может посещать учебное заведение. Такой вариант более удобен для педагогов, которым не приходится менять рабочий график.

Возможна и смешанная схема, которая сочетает приемы обоих базовых форм обучения.

Влияние научно-технического прогресса на способ получения образования

Благодаря развитию интернета и информационных технологий индивидуальная форма обучения в школе получила новые возможности. Во-первых, теперь дети могут получать и передавать нужную информацию с помощью компактных носителей. Во-вторых, у них появилась масса способов заняться самообразованием.

Наконец, все активнее развиваются технологии, на основе которых разработано дистанционное обучение. Теперь учителям не обязательно посещать своих учеников, уроки можно вести удаленно. При необходимости даже промежуточное тестирование и другие формы проверки знаний можно осуществлять в электронном виде.

Законодательные нормативы

Индивидуальная программа обучения в школе может применяться на основании Закона об образовании. Это подкреплено еще рядом документов, в частности, письмами Министерства образования.

Стоит учесть, что не все школы предоставляют услугу, в обязанности некоторых заведений это не входит. Наличие в учреждении такого сервиса должны быть прописано в Уставе организации.

Там же перечисляются все правила и особенности оказания услуги, упоминаются группы детей, на которых рассчитано направление.

Специфика учебного процесса

Если ребенок посещает индивидуальные занятия в школе, расписание строится в зависимости от его возможностей. Дети, которые находятся на домашнем обучении, работают по определенному графику.

Для ученика начальной школы количество часов, отводимых на работу с учителем, не должно превышать восьми в неделю.

Для детей средних и старших классов показатель равняется десяти и двенадцати часам соответственно.

Получается, что находясь на индивидуальном обучении, школьники большую часть времени занимаются самостоятельно. Некоторые скептики воспринимают это как недостаток подхода, но на практике все иначе.

Настроенные на результат дети привыкают к необходимости заниматься самообразованием. Многие из них быстро учатся пользоваться дополнительными источниками информации и базовыми пособиями.

В результате они нередко осваивают программу быстрее и качественнее, чем их сверстники при традиционном подходе.

На кого рассчитано обучение по индивидуальной схеме?

Чтобы получить индивидуальное обучение в школе, надо привести аргументы в пользу применения особой системы.

Специалисты выделили несколько групп детей, представители которых чаще всего нуждаются в специфическом подходе.

Вообще, любой ребенок может рассчитывать на использование такой схемы, но, если для этого нет оснований, в ход идет дистанционное обучение, предлагаемое коммерческими школами.

Если в школе не принят соответствующий локальный акт, то реализовать свое право на обучение по индивидуальному учебному плану в данной организации невозможно.

Проблемы с успеваемостью и/или дисциплиной

Если ребенок в целом учится плохо или сильно не успевает хотя бы по одному из предметов, для него может быть разработана индивидуальная программа в школе.

Также система нередко применяется по отношению к ребятам, которые не могут наладить отношения в коллективе или ведут себя вызывающе в общении с учителями.

Частный подход иногда становится единственным вариантом получения образования ребенком с психическими отклонениями или особенностями развития.

В таких ситуациях дети нередко не только осваивают школьную программу, а еще и дополнительно занимаются с психологами, дефектологами. Если через какое-то время проблема будет устранена или сглажена, ставится вопрос о введении учащегося в коллектив.

Талантливые дети

Индивидуальный учебный план способен принести пользу не только неуспевающим ученикам, но и одаренным школьникам. Примечательно, что дети, которые сильно прогрессируют по одним предметам, могут серьезно отставать по другим дисциплинам.

Чтобы одновременно развивать таланты таких ребят и дотягивать их по проблемным направлениям до достойного уровня, нужен специальный учебный план.

Также стоит учесть, что такие школьники нередко сталкиваются с трудностями при общении со сверстниками, но чувствуют себя комфортно в окружении взрослых.

Юные спортсмены

Детям, которые профессионально занимаются спортом, нередко приходится пропускать занятия. После перерыва им сложно воспринимать информацию, а программу всему классу, подстраиваясь под них, никто менять не будет.

В этом случае также спасением становится индивидуальная школа в одном из ее многочисленных вариантов. Благодаря продвижению системы, а также развитию информационных технологий, современные начинающие спортсмены в полном объеме усваивают обязательную школьную программу.

Это позволяет им всесторонне развиваться, а после школы при желании продолжать получение образования в высших учебных заведениях.

Дети с ограниченными возможностями

Наверное, самая многочисленная группа на сегодняшний день. Дети, которые в силу физических или психических недугов, а также особенностей развития, вынуждены сидеть дома, чаще всего получают помощь в виде индивидуальных уроков.

Если есть возможность, учителя стараются помочь таким школьникам освоить стандартную учебную программу. В сложных случаях базовый учебный план максимально упрощается, подводится под способности ребенка. Сегодня активное развитие получило такое направление, как инклюзия.

При этой форме обучения для детей с ограниченными возможностями создаются комфортные условия в самой школе, чтобы ребята могли общаться со своими сверстниками.

Как перевести ребенка на индивидуальное обучение?

Закон позволяет либо изначально оформить индивидуальное обучение в школе, либо в любой момент перевести на него ребенка. Для этого достаточно написать заявление по форме и подать его в администрацию заведения. В документе нужно описать причины выбора в пользу специальной формы обучения, перечислить свои пожелания к программе.

Например, указать, что одни обязательные предметы школьнику следует давать в интенсивном темпе, а другие – в замедленном. Также можно запросить услугу по проведению дополнительных занятий по каким-то дисциплинам, но это уже будет классифицироваться как репетиторство. Такие услуги даже муниципальными школами предоставляются за плату.

Что делать при получении отказа?

Перед обращением с заявлением в администрацию школы стоит узнать, предусмотрена ли конкретным заведением данная форма обучения. Этот момент должен быть прописан в Уставе.

Если в документе есть соответствующее положение, официальными представителями ребенка озвучены причины отказа от традиционного подхода, а школа не дает разрешения, надо обратиться в местное отделение Министерства образования.

Сотрудники организации либо обяжут учебное заведение предоставить услугу, либо подберут для школьника подходящее место учебы.

Примечательно, что даже если индивидуальное образование в школе не предусмотрено, представители Министерства образования могут обязать учреждение внести разрешающие поправки в свой Устава.

Обращение в образовательный центр

Любая организация, предоставляющая образовательные услуги и выдающая по окончании курса документ о его прохождении – это та же школа индивидуального обучения.

Такие учебные центры для детей и взрослых набирают все большую популярность.

Если несколько лет назад в них преимущественно преподавались иностранные языки, то теперь так можно получить дополнительную помощь по любой школьной дисциплине.

Особого внимания заслуживают частные учебные заведения, практикующие дистанционное обучение. Они не просто обещают дополнительную подготовку, а позволяют получить полное среднее образование и аттестат, не помещая школу.

Преимущества индивидуального обучения

Задумываясь над переходом на особую форму преподавания, стоит оценить достоинства и недостатки индивидуального обучения. Важно помнить, что подход может быть представлен разными формами, среди которых можно подобрать оптимальный вариант.

Положительные стороны индивидуального обучения:

  • ускоренные темпы освоения материала – во время уроков учитель напрямую работает с учеником, не отвлекаясь, не тратя время на других школьников. Это позволяет за пять минут занятий добиться больших результатов, чем за 45 минут полноценного школьного урока. Дополнительные самостоятельные занятия, к которым дети быстро привыкают, еще больше увеличивают скорость обучения;
  • экономия времени – отсутствие необходимости слушать ответы других учащихся и возможность работать в собственном темпе позволяют ребенку за 1-2 часа учебы в день идти по стандартной школьной программе. Остальное время ученик может потратить на самообразование или любимые дела;
  • принятие во внимания способностей учащегося – программа строится с учетом пожеланий ребенка, его интересов, предрасположенности к предметам. Неинтересные для ученика дисциплины прорабатываются в минимальном объеме, достаточном для освоения базовой программы;
  • комфортная рабочая обстановка – подход позволяет подобрать оптимальный график занятий, обустроить удобное учебное место, располагающее к получению знаний. При этом школьника не будут отвлекать другие ученики, что позволит с пользой потратить отведенное на урок время;
  • отсутствие дополнительных стрессов – многие дети боятся быть центром всеобщего внимания, опасаются выглядеть смешными или сделать ошибку. Частные уроки помогают им расслабиться и полностью раскрыть свой потенциал.

Индивидуальное обучение – это форма образования, которую ребенок получает в домашних условиях, а сам процесс обучения осуществляется по индивидуальному учебному плану.

Наконец, индивидуальное обучение – это возможность получить достойное образование, несмотря на препятствия. Иногда применение подхода оказывается временной мерой, которая позволяет не тратить время ребенка впустую, в ожидании изменения обстоятельств.

Недостатки индивидуального обучения

проблема, с которой сталкивается ребенок на индивидуальном обучении – недостаток общения со сверстниками.

Если причина применения программы не заключается в проблемах со здоровьем, этот минус можно устранить, обеспечив ребенку активную социальную жизнь.

Также стоит учесть, что при использовании особого подхода качество обучения во многом зависит от самостоятельности и ответственности ребенка. Хотя бы изначально за его работой нужно следить, чтобы он не стал относиться к учебе слишком расслабленно.

Родителям, которые планируют перевести ребенка на индивидуальное обучение без каких-то оснований, стоит подготовиться к серьезным расходам. Если ребенок без проблем может посещать школу, то ее администрация не будет предоставлять такую услугу бесплатно. Здесь придется договариваться с педагогами или искать частное учебное заведение.

Источник: http://www.schoolioneri.com/blog-o-chastnyx-shkolax/individualnoe-obuchenie

Семейное обучение по отдельному предмету – можно ли перейти?

Как организовать обучение ребенка в школе по одному из предметов на экстернате или индивидуальном маршруте?

Когда говорят о домашнем обучении, чаще всего представляют себе ученика, который вообще не ходит в школу и полностью осваивает программу на дому. Во многих случаях «семейники» действительно появляются в здании школы только в период промежуточной аттестации. Но есть и другие варианты. 

Возможные причины

Рассмотрим, почему может понадобиться перейти на домашнее обучение по одному предмету.  

Предмет не даётся

Когда в классе около тридцати человек, педагогу сложно уделять внимание каждому лично. Классическая ситуация — предмет понимают и идут в ногу с учителем лишь несколько учеников, остальные кое-как перебиваются и выходят из школы с весьма отрывочными знаниями.

В начальной и средней школе ситуация, когда не даётся предмет, сильно давит школьнику на психику, заставляя нервничать и тревожиться. Иногда способность к предмету бывает неочевидной, и педагог должен её распознать. Но, к сожалению, не все учителя любят и умеют это делать.

Гораздо легче поставить двойку и больше внимания уделять тем, кто хорошо справляется.

Потенциальным выходом может стать репетитор. Многие родители прибегают к этому. Но и здесь есть подводные камни.

Например, репетитор объясняет иначе, чем учитель, даёт другие способы решений, занимается по другому учебнику, и результаты ученика в школе остаются неудовлетворительными. 

Предмет даётся слишком легко

И наоборот — бывает, что ребёнок владеет предметом на высоком уровне. Чаще всего такое случается с иностранным языком.

Лингвистические школы, курсы и поездки за границу в раннем возрасте могут положительно повлиять на степень владения языком.

В таком случае обычные уроки неинтересны и бессмысленны, ведь если у ребёнка высокий уровень, а в школе английский только начался с самых азов — будет скучно. 

Конфликт с преподавателем

Распространённая ситуация: у ребёнка не сложились отношения с конкретным учителем. Плохие отношения в школе нередко становятся причиной полного перехода на семейное обучение, но если с другими предметами и одноклассниками всё хорошо, ребёнок вряд ли захочет покидать стены образовательной организации. 

Буква закона

Во всех примерах ситуаций домашнее обучение по одному предмету станет выходом. Давайте рассмотрим, как это устроено с юридической точки зрения. Семейное обучение — это форма получения образования вне школы (статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Оно подразумевает самостоятельное освоение всей основной образовательной программы или отдельных предметов. Это добровольный перенос ответственности за обучение ребёнка со школы на родителей. Но школьника необязательно учат сами мама с папой — можно подключать частных педагогов или онлайн-школы.

Рекомендуется регулярно проходить промежуточную аттестацию, чтобы отслеживать прогресс по предмету. Конечно, если ребёнок знает его хорошо — допустим, уже имеет сертификат уровня C1 по английскому языку, — и не хочет тратить время на ненужные контрольные, это необязательно.

В остальных ситуациях промежуточная аттестация станет отличной тренировкой и доказательством прогресса. 

Как перейти на домашнее обучение по одному предмету

Шаг 1. Поговорите с администрацией, объясните ситуацию и напишите заявление на имя директора школы о том, что хотите обучать ребёнка самостоятельно по определённому предмету. 

Администрация не вправе отказать, но к сожалению, в силу отсутствия знаний законов вам могут попытаться вставить палки в колёса.

В случае непонимания важно спокойно и грамотно объяснить, что статья 17 закона «Об образовании в Российской Федерации» разрешает детям учиться вне школы как по всем предметам, так и по отдельным.

Шаг 2. Проинформируйте департамент или управление образования по месту жительства о смене формы обучения. Уведомление о переходе на семейное образование можно составить в свободной форме или запросить шаблон в органах местного самоуправления.

Шаг 3. Если вы заинтересованы в промежуточных аттестациях, подпишите специальный договор.

Полное название — «Договор об организации и проведении промежуточной и государственной итоговой аттестации обучающегося, получающего общее образование в форме семейного образования или самообразования».

В нём вы сможете определить регулярность и желаемый формат аттестации, которая будет проходить в вашей же школе.

Шаг 4. Готово! Теперь вы выбираете, как ребёнок будет осваивать программу по предмету. С уроков можно уходить. Остальные дисциплины посещаются как обычно. 

Резюме

Домашнее обучение по отдельным предметам полностью законно в Российской Федерации. Можно перейти на семейное образование полностью, а можно взять на себя ответственность только за одну дисциплину. Нужно написать заявление о переходе на имя директора, уведомить органы и по желанию подписать договор об аттестациях, если ваш ребёнок собирается их сдавать.

Источник: https://externat.foxford.ru/polezno-znat/semejnoe-obuchenie-po-otdelnomu-predmetu

Образование в форме экстерната. Экстернат – это..

Как организовать обучение ребенка в школе по одному из предметов на экстернате или индивидуальном маршруте?

Не так давно одной из наиболее популярных форм обучения среди старшеклассников был экстернат. С его помощью одаренные дети получали возможность не только учиться дома, но и закончить обучение на год или даже два раньше. Но что это такое? Каковы преимущества и недостатки данного вида обучения, а главное, где и как можно получить образование в форме экстерната?

Экстернат как одна из форм обучения

Для начала давайте разберемся с тем, что такое экстернат и как называют лиц, получающих образование при помощи данной формы обучения.

Экстернат – это одна из альтернативных форм индивидуального обучения, при которой учащийся самостоятельно изучает содержание учебной программы согласно учебному плану, а затем, по итогам промежуточных аттестаций, допускается к экзаменам или итоговым аттестациям. Обучающихся посредством данной формы обучения называют экстернами.

По итогам сдачи ГИА учащийся может получить документ об образовании, а в случае, если программа не была усвоена в установленном учебной программой объеме – получить справку установленного законом образца.

https://www.youtube.com/watch?v=8v8t2-IxCXE

Форма экстерната действует во всех учебных заведениях, которые имеют государственную аккредитацию. Какие-либо возрастные ограничения для желающих получить образование экстернатом отсутствуют. Экстерном может обучаться как первоклассник, так и ученик университета.

Как и любая другая форма обучения, экстернат имеет свои особенности.

1. Экстернам не требуется посещать уроки или лекции. Но это не значит, что учащийся вообще не посещает учебное заведение. Он обязан явиться на консультации с преподавателем, промежуточные и итоговые аттестации.

2. Для учеников данной формы обучения составляется график индивидуальных консультаций, на который они обязаны прийти. Во время консультации экстерн не только получает рекомендации по изучению той или иной дисциплины, но и задает преподавателю интересующие его вопросы.

3. Для экстерна также составляется индивидуальный график сдачи итоговой аттестации, по итогам которой выдается документ установленного образца.

4. Одаренные учащиеся за год могут пройти программу нескольких классов или курсов.

На кого рассчитан экстернат?

Несмотря на отсутствие каких-либо ограничений, получать образование с помощью экстерната могут далеко не все. В первую очередь это связано со спецификой. Кроме того, далеко не все родители согласятся на то, чтобы их ребенок практически все время проводил дома и не посещал учебное заведение. Но в некоторых случаях экстернат может стать единственным правильным решением.

Итак, вот наиболее веские причины для вступления в экстернат:

1. Одаренность ребенка. Если ребенок усваивает школьную программу значительно быстрее своих одноклассников, то, вполне возможно, что ему стоит перейти на экстернат.

2. Занятие в спортивных или творческих коллективах. Зачастую профессиональным спортсменам и артистам приходится много времени уделять своему «хобби» – посещать тренировки и репетиции, принимать участие в соревнованиях и смотрах, часто уезжать. При таком раскладе у ребенка не получается систематически посещать занятия в школе, а следовательно, лучшим выходом будет форма экстерната.

3. Частые командировки родителей также могут привести к тому, что ребенок будет редко посещать школу и заниматься самообразованием.

4. Состояние здоровья. К сожалению, не все дети здоровы. Некоторые из них имеют такие болезни, которые приводят к инвалидности и ограничивают свободу передвижения. Конечно, для таких детей предусмотрено домашнее обучение, но ничто не мешает заменить его на экстернат.

5. Работа. Данный пункт применим к студентам. Зачастую им приходится все свое свободное время уделять работе, чтобы оплатить не только учебу, но и жизнь в другом городе. Иногда работа занимает слишком много времени, студенту приходится пропускать занятия, что в итоге приводит к отчислению за прогулы или же не сданную вовремя сессию.

Преимущества экстерната

Как и любое обучение, экстернат имеет свои достоинства и недостатки. Для начала поговорим об основных достоинствах.

  1. Наличие дополнительного свободного времени. Так как учащемуся не требуется ежедневно посещать учебное заведение, у него появляется немного больше свободных часов. Так, освобождается время, которое уходит на дорогу, перемены, обеденный перерыв (если такой имеется в учебном заведении). Кроме того, это снижает и расходы учащегося.
  2. Обучение по индивидуально составленной программе. Учащийся заранее видит весь объем работы, может быстрее изучить простые и понятные ему темы, а более сложные оставить на потом. Кроме того, он может уделить больше времени действительно важным для него предметам, углубить свои знания в выбранной им области.
  3. Возможность коррекции распорядка дня. Слышали ли вы о биоритмах человека? Одни лучше работают утром, другие более энергичны в вечернее, а то и в ночное время. Обычно все занятия проходят утром, что подходит далеко не всем. Экстерны же сами вправе выбирать, в какое время, где и как им обучаться.
  4. Получение документа об образовании раньше срока. Учась экстерном, можно пройти за год учебный материал, рассчитанный на несколько лет.

Недостатки экстерната

К основным недостаткам экстерната относятся следующие:

1. Снижение качества обучения. Отметим сразу, что данное утверждение считается спорным. С одной стороны, экстерн не имеет жесткого контроля со стороны преподавателя, качество его знаний проверяется лишь во время промежуточной и итоговой аттестации.

С другой стороны, контроль все же присутствует, при этом проверяется знание всех тем, предусмотренных учебной программой.

2. Трудности в самостоятельном освоении дисциплин. Как ни крути, человек не может одинаково хорошо усваивать все дисциплины. К примеру, далеко не все понимают химию и могут разобраться в ней с помощью учителя.

А что же тогда говорить о ее самостоятельном освоении? Ведь экстернат – образование, полученное самостоятельно.

Экстерны не могут получить полноценную помощь педагога, поэтому им придется либо же пытаться разобраться с той или иной темой самостоятельно, либо же искать помощи у знакомых или и вовсе нанимать репетиторов.

3. Несовершенные познания в той или иной области знаний. В ходе самостоятельного обучения экстерн может недополучить необходимые практические навыки, пропустить тут или иную часть материала, что в итоге приводит к пробелам в знаниях. Такие ошибки могут дорого обойтись в будущем.

Права экстернов

Отметим основные права экстернов, которые зафиксировал закон об экстернате.

1. Экстерн имеет право на консультации по каждому предмету. Длительность консультации может составлять от 15 минут до 2 часов в год.

2. Экстерн имеет право посещать практические и лабораторные занятия для получения практических навыков.

3. Учащемуся обязаны предоставить справочную и учебную литературу как в школьной или университетской библиотеке, так и на кафедрах.

4. Экстерн имеет право принимать участие в олимпиадах и конкурсах.

Поступление в экстернат

Поступление в экстернат включает в себя ряд следующих шагов:

1. В первую очередь необходимо ознакомиться со списком, в котором перечислены экстернаты Москвы или другого города по выбору.

2. Обсудить с директором школы или деканом возможность обучения экстерном.

3. Написать заявление по определенной форме.

4. Предоставить необходимые документы.

5. Составить и утвердить индивидуальный график обучения.

6. Получить учебники и учебно-методические пособия, материалы.

В каких случаях не стоит идти в экстернат?

Несмотря на свою привлекательность, экстернат – это довольно сложная форма обучения. Поэтому, прежде чем вы решитесь переходить на экстернат или переводить на него своих детей, подумайте, сможете ли вы делать следующие вещи:

  1. Организовать четкий режим и график занятий.
  2. Создать условия для полноценного систематического обучения.
  3. Разъяснить своему ребенку материал из той или иной сферы знаний.
  4. Самостоятельно разобрать любую, даже самую сложную тему.
  5. Можете организовать себя.
  6. Умеете работать со справочной литературой и книгами.

Если вы не можете выполнять хотя бы один пункт из данного списка, то есть большая вероятность, что вы не сможете получить образование при помощи экстерната.

Советы экстернам

Вы решили выбрать экстернат? Это значит, что вам придется немало поработать. Поэтому мы решили дать вам несколько ценных советов, которые помогут облегчить обучение.

1. Обязательно посещайте все консультации. На них вы сможете не только получить учебный план по предмету, познакомиться с преподавателем, узнать его требования, форму сдачи экзамена, примерные задания.

2. Задавайте интересующее вас вопросы как можно раньше.

3. Выполняйте все задания, предусмотренные учебной программой.

4. Не отклоняйтесь от учебного плана. Если вам необходимо выучить 7 тем, выучите их, не выбрасывайте те, которые кажутся вам скучными, неинтересными и абсолютно бесполезными.

5. Проработайте свой учебный план и распорядок дня. Не забывайте о том, что не стоит сваливать все предметы в одну кучу. Уделяйте одному предмету час-полтора в день, старайтесь за день разбирать не более пяти.

6. Узнайте требования к оформлению работ.

7. Составьте свой план изучения предмета. Для этого посчитайте количество тем и упражнений в них и постарайтесь равномерно разбить их по неделям.

Московские школы-экстернаты

До принятия нового закона «Об образовании» в 2012 году работали следующие экстернаты Москвы:

1. Школа для экстернов при московской гимназии № 710. Открыт экстернат для учеников 10 -11 классов. Примерный срок обучения – 10-11 класс за 8 месяцев, 11 – за 5 мес.

2. Школа № 88 предлагала экстернат для учеников 8 – 11 классов. Прохождение программы 8 -9 класса возможно за год; 10-11 за год; 11 класс – за полгода.

3. Школа № 90 открыла экстернат для учеников 8-11 классов. Обучение для 8-9 и 10-11 класса за год, окончить 9 и 11 классы можно за полгода.

4. Школа 2104 открыла экстернат для учеников 10-11 классов. Окончить 10-11 классы можно как за год, так и за полтора. Освоить программу 11 класса – за 3 месяца.

5 Школа 1287 предлагает окончить 10-11 класс за год

Нормативные документы

Изначально экстернат был предусмотрен законом РФ «Об образовании» от 23.06. 2000 г. К нему также прилагался дополнительный документ – «Положение о получении общего образования в форме экстерната», в котором детально описывались особенности данной формы обучения, права и обязанности экстернов.

В новом же законе «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года данная форма обучения не предусмотрена. Таким образом, новый закон «Об образовании» экстернат как форму обучения ликвидирует.

Тем не менее остается возможность получения семейного образования или самообразования. При этом возможна сдача промежуточных и итоговых аттестаций по форме экстерната.

Выводы

Экстернат – это одна из форм обучения, при которой учащийся самостоятельно осваивает учебную программу. она обучения имеет как свои преимущества, так и недостатки и подходит далеко не всем. На сегодняшний день закон не предусматривает получения образования с помощью данной формы обучения.

Источник: https://FB.ru/article/256596/obrazovanie-v-forme-eksternata-eksternat---eto

Ваше право и голос
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: